Евгений ВОДОЛАЗКИН
Авиатор
Серия «Новая русская классика»
М.: Издательства АСТ, Редакция Елены Шубиной, — 2016 год.
Тираж 15 000
«Что скажу Анастасии?»
Русская история двадцатого века имеет много гитик
«Ранним летним утром года примерно 1911-го ожидаем экипаж на вокзал. И солнце, и верхние этажи, и прохладныи? утреннии? ветер. Я в коротких (лямки крест-накрест) штанах, гусиная кожа у коленеи?. Прыгаю, чтобы согреться, хотя, по правде говоря, мне не очень-то и холодно. Скорее — тревожно. Я волнуюсь, что экипаж не появится — и мы не поедем в Алушту. Сандалии мои звонко шлепают по брусчатке. Этот звук постепенно перекрывается цоканьем копыт. Шепчу: счастье, счастье! Приехал экипаж». Обычное дело: некий человек в силу обстоятельств невольно или нарочно вдруг осознал, что ничего не помнит из прошлого, забыл себя. Волей-неволей он кое-что начинает «припоминать» и это кое-что записывать. Будут там привычный Петербург начала девятисотых, уютные дачи, гимназия, любовь, Черное море, революция, авиация, Соловки и прочие удовольствия российского двадцатого века в кавычках и без. Евгений ВОДОЛАЗКИН — прозаик, филолог. В России его называют «русским Умберто Эко», в Америке — после выхода «Лавра» на английском — «русским Маркесом». Итальянский Умберто Эко (1932-2016), к слову сказать, и впрямь построил на потере героем памяти свою книгу «Таинственное пламя царицы Лоаны», которая увидела свет в переводе на русский язык в 2008 году. Читатель, решившийся следовать прихотливыми путями «Авиатора», возможно, отыщет в своей собственной памяти ответы на вечные вопросы: где мы были и куда пришли. «Приехало такси. Я сажусь к Насте на заднее сиденье. Биржевои? и Дворцовыи? мосты, Сенатская площадь, Московскии? проспект. Движение наше пусть не в Алушту, но в целом, кажется, на юг: в машине становится теплее. Опускаю стекло и кладу на окно локоть. Рука безвольна, силои? ветра двигаются пальцы — вяло и меланхолично — как подводные растения. Что скажу Анастасии? Что она скажет мне?» Примечательно, что «Авиатор» оценивается критиками как один из самых ожидаемых русских романов 2016 года (по версии Forbes, Meduza и др.).
Е.К.
Джек ВЭНС
Труллион: Аластор 2262
North Charleston (SC): CreateSpace, 2014 г. – 218 стр.
Что наша жизнь? Игра!
Пар необходимо выпускать
CreateSpace – американская компания, предлагающая услуги по организации самиздата по технологии «печать по требованию» с предоставлением ISBN, расположенная в городе Норт-Чарлстоне штата Южная Каролина. Это для тех, кто предпочитает бумажные книги. Но проще и дешевле найти электронную версию, основанную на книжной таллинской публикации 1995 года.
Аластор – звездное скопление, состоящее из тысяч обитаемых миров, управляемое неглупым правителем, любителем инкогнито посещать свои миры. 2262 – номер планеты Труллион, где и проистекает действие. Мир патриархальный, буколический, незатейливый. Рядовой трилл «трудится только тогда, когда к этому его побуждают обстоятельства: чтобы подготовить очередное пиршество, удовлетворить свою страсть к хуссейду, чтобы заработать на водометный движок для своей лодки, чтобы приобрести кастрюлю для своей кухни. От случая к случаю он возделывает плодородную почву на бескрайних полях, ловит рыбу в океане или на многочисленных речках, собирает дикорастущие фрукты, а когда находит настроение, то и копает изумруды и опалы на горных склонах. Работает он, пожалуй, не более часа в день и лишь от случая к случаю два-три часа кряду. Гораздо больше времени он проводит, музицируя на веранде своего полуразвалившегося дома». И вот сюда после десяти лет службы в космической гвардии возвращается на покой Глиннес. И обнаруживает, что часть владений семьи продана, а сама семья разваливается. Чтобы вернуть потерянное, как минимум, необходимо отдать уплаченные деньги, которых уже нет. Чтобы их заработать, Глиннес участвует в соревнованиях по хуссейду. Это любимая триллами командная игра, в которую играют на деньги. Проигравшие их теряют, выигравшие – приобретают. В романе очень много места уделено нюансам этой выдуманной автором игры. Но она носит сюжетообразующий характер, как скачки у Дика Фрэнсиса. В частности, за секунды до предстоящего триумфа команды Глиннеса над стадионом нависают боевые звездолеты пиратов-старментеров, которые берут заложников и требуют выкуп. В плен попали члены богатейших семей материка, собравшиеся на стадионе поболеть. Кто-то местный собрал их в одном месте, прислав пригласительные. А потом сдал. Чуть позже пропали деньги, собранные на выкуп.
mif1959
Максим КАНТОР
Чертополох
М.: Издательство АСТ, 2016 год. – 480 стр.
Тираж 3000 экз.
«Рассуждения о смысле»
Масляная живопись как высшая форма индивидуалистического искусства
В новой книге Максима КАНТОРА опубликованы тридцать эссе о путях и закономерностях развития искусства, посвященные основным фигурам и эпизодам европейской живописи. Однако автор в самом начале предуведомляет читателя: «Настоящая книга не есть история искусств; это даже не история одного вида человеческой деятельности – просто рассуждения о смысле отдельных картин. Вот есть такие странные вещи – закрашенные краской холсты, в них содержится сгусток человеческой истории. О красочной субстанции, использованной для описания определенного фрагмента европейской истории – интересно рассуждать. Я уверен, что понимание важнейших европейских произведений способствует пониманию того, что представляет собой Европа. Коль скоро масляная живопись есть высшая форма индивидуалистического искусства, то исследования истории масляной живописи следует проводить через сугубо индивидуальные примеры – биографий, и даже более того – отдельных картин мастеров». Известный художник Максим КАНТОР родился 22 декабря 1957 года в Москве. Его отец – философ, искусствовед, теоретик дизайна Карл Кантор, основатель журнала «Декоративное искусство», близкий друг Александра Зиновьева. В 1980 году Максим Карлович окончил Московский полиграфический институт. В 1977 году основал в Москве андеграундную группу «Красный дом». В 1993 году написал сборник рассказов «Дом на Пустыре». В 2006 году опубликовал двухтомный роман «Учебник рисования», который вызвал неоднозначные оценки тех, кто смог его осилить. Живет в Европе. В статьях на сайте «Радио свобода» размышляет на тему русской правды-неправды, а также об актуальных проблемах России, Европы и мира. «В России мы не ходили голосовать: все равно насчитают проценты, какие нужны власти. Но уж если ты гражданин Европы, изволь отвечать: здесь голос одного имеет значение. За левых или за правых? Национальное государство или интернациональное? Впустить беженцев из Сирии в Европу? Поддержать Украину или "русскую весну" в Донбассе? Демократия – это интернациональная доктрина или национальная? И как трудно разобраться, где лево и где право».
Е.К.
Виктория ПЛАТОВА
Два билета в никогда
М.: Издательство АСТ, 2016 год. – 384 стр.
Тираж 6500 экз.
«Поздравить именинницу»
В России богатые тоже плачут
Муж Беллы Романовны, бывший второй секретарь одного из райкомов, в перестройку удачно переквалифицировался в бизнесмены, но злая судьба все же догнала его, обернувшись пулей киллера, когда он выходил из Мытнинских бань, куда захаживал по привычке, начиная с веселой студенческой поры. Зато бывшая домашняя хозяйка Белла Романовна проявила недюжинные таланты и встала у руля компании. Несмотря на то, что от желающих прибрать бизнес к рукам отбою не было, но тщетно. Теперь перед всемогущей владелицей «Норд-Вуд-Трейда» встал главный вопрос: кому передать наследство? «Но к отсутствию тепла все давно привыкли: всего-то и надо было, что высидеть церемонию с намертво приклеенными к физиономиям улыбками. А до этого — поздравить именинницу и получить в ответ скупое «Спасибо, дорогие мои, я очень ценю ваше отношение». «Дорогие мои» — не более чем фигура речи. Дорогих не третируют прилюдно, не унижают, как блох, выискивая недостатки. Не подчеркивают полную человеческую и профессиональную импотенцию — естественно, по сравнению с теми высотами, на которые удалось вскарабкаться самой Белле Романовне. Несмотря на гипертонию и проблемы с позвоночником. Взывать к материнским чувствам владелицы «Норд-Вуд-Трейда» было бессмысленно, как и к простому человеческому участию. Возможно, они и теплились когда-то, но ежедневная борьба за существование в мире большого бизнеса ожесточила ее сердце». Богатый загородный дом — лучшее место, чтобы переждать метель и непогоду. Так думает следователь Борис Вересень, волею судеб оказавшийся в родовом гнезде семейства Новиковых. Но за внешним благополучием и респектабельностью скрывается множество тайн, а непримиримые противоречия между членами семьи приводят к кровавой развязке. Застрелена глава клана — всесильная Белла Романовна, и совершить это преступление мог только человек из ее ближнего круга. Кто именно? Разгадать эту загадку и предстоит Вересню и его верному коту Мандарину.
Е.К.