Параллельные прямые

Дата публикации: 11 мая 2016

Фестиваль «Движение» все больше становится тусовкой для своих

В конце апреля в Омске прошел уже ставший традиционным кинофестиваль дебютов «Движение». В программу четвертого национального фестиваля вошло не так много фильмов, как обычно. Отчасти это результат строжайшего отбора, отчасти – продолжающегося экономического кризиса.

Количество и качество

— В этом году мы получили даже на несколько порядков больше предложений, чем в прошлом, – рассказал еще до начала фестиваля программный директор кинофорума Стас ТЫРКИН. – Только на сайт поступило 198 заявок, едва ли не столько же пришло по другим каналам. Но не могу не заметить, что количественный рост кинопроизводства не перешел пока в качественный. В результате из почти двухсот лент, пришедших к нам «самотеком», в окончательную селекцию вошла только одна картина. Мы выбрали самое лучшее, и окончательно конкурсную программу составили 22 фильма.

«Поджаться», по словам генерального продюсера Полины ЗУЕВОЙ, заставил и прогрессирующий финансовый кризис. Уже в прошлом году ощущалось недофинансирование, в этом – еще минус семь миллионов. В результате бюджет фестиваля составил 28 миллионов рублей. Поэтому где-то пришлось отказать себе и в комфорте (участники фестиваля жили теперь не в гостинице «Маяк», а в гостинице «Турист»), и в размахе представительских мероприятий. Из звезд первой величины (по крайней мере, тех, кого узнавали) по традиционной красной дорожке прошли: Валерий ТОДОРОВСКИЙ, Максим ВИТОРГАН, Екатерина ШПИЦА, Виктория ТОЛСТОГАНОВА, Светлана КАМЫНИНА. Остальные получали вялые аплодисменты встречающих и вопросительные взгляды. Одну из моих коллег в вечернем платье, случайно ступившую на красное сукно, тоже приняли за звезду. Удивила и новая столичная мода – кроссовки в сочетании со смокингом. Модный look продемонстрировал и президент фестиваля Артем МИХАЛКОВ.

Почему ТОДОРОВСКИЙ не стал бы снимать фильм об Омске

Жюри основного конкурса возглавил в этом году Валерий ТОДОРОВСКИЙ. На пресс-конференции создателя «Стиляг» и «Оттепели» пытали на предмет любви к Омску. «Я хотел приехать в Омск, я никогда здесь не был, – признался режиссер. – Фестиваль у вас молодой, но слухи о нем самые замечательные. Тем более его делают симпатичные и не чужие мне люди. Очень интересно смотреть работы молодых кинематографистов, открывать новые имена».

На вопрос о том, какая сумма нужна для создания 30-минутного фильм об Омске (имелся в виду конкурс, объявленный мэрией), ТОДОРОВСКИЙ ответил: «Вы могли бы попросить омичей снимать на мобильные телефоны то, что им нравится, какие-то интересные моменты, а потом бы профессиональный человек обработал все и смонтировал. Это был бы бесплатный фильм и, возможно, самый лучший. Если вы хотите помпезную картину, вам придется раскошелиться». Сам ТОДОРОВСКИЙ не стал бы снимать фильм ни об Омске, ни о каком другом городе. Потому что фильмы надо снимать о людях, а город при этом будет ненавязчивым дополнительным «персонажем».

Соревновательный момент

Конкурсных программ снова было три: «Движение. Вперед» (полнометражные ленты), «Движение. Начало» (короткий метр) и «Движение. Жизнь» (появившийся в прошлом году конкурс неигрового кино). Документальных фильмов оказалось больше, чем игровых. Но – «Мы не делили на форматы, – сказал председатель жюри программы «Движение. Жизнь» Алексей МИЗГИРЕВ. – Кино либо есть, либо нет».

Среди внеконкурсных программ появилась специальная – «Омск-300», куда вошли документальные фильмы омских авторов: «Озарение» Феликса КЕЛЕВРЫ и Александра СТАБРОВСКОГО, «Рай» Темури ДЖГЕРЕНАИ и «Потерянная земля» Дарьи ФЕДЯЕВОЙ. Это был необходимый и довольно снисходительный кивок городу в год его 300-летия. Кстати, и в основной конкурс наконец-то попал фильм омича, хотя и бывшего – драма «Арбузные корки» Бориса ГУЦА. Благосклонности жюри, правда, картина не снискала. Эту участь она разделила со многими другими. Зато фильмы-фавориты собрали неплохой урожай призов.

Короткометражка «Светлячок» Натальи НАЗАРОВОЙ получила главный приз в конкурсе короткого метра, а также Приз губернатора Омской области. Фильм «Городские птички» Юлии БЕЛОЙ отмечен сразу в трех номинациях – «Лучшая режиссура», «Лучшая женская роль», «Приз зрительских симпатий». Приз за лучший сценарий получила картина Вано БУРДУЛИ «Лето замерзших фонтанов». Фильм Александра ВАРТАНОВА «Дачники», который Валерий ТОДОРОВСКИЙ окрестил «самым безбашенным и радикальным», завоевал Гран-при фестиваля Плюс к этому была отмечена и работа операторской группы, и работа исполнителя главной роли Алексея МАСЛОДУДОВА. А вот что касается изначального заявления Стаса ТЫРКИНА о том, что в программу вошло только самое лучшее, заставило огорчиться. Ибо некоторые конкурсные фильмы не выдерживали никакой критики.

Иногда они возвращаются

Не исключено, что сегодняшних победителей мы увидим на следующий год уже в качестве членов жюри. Как в этом году увидели успешных участников третьего фестиваля: завоевавшего сразу два приза за фильм «На кончиках пальцев» Романа СУПЕРА и обладательницу Гран-при Наталью МЕЩАНИНОВУ (фильм «Красные браслеты»). Молодые быстро начинают чувствовать себя мэтрами. Иногда творческое вдохновение получает и другие формы. Две постоянные гостьи фестиваля актрисы Дарья и Екатерина НОСИК сподобились нынче на режиссерский дебют. И хотя дебют вышел сомнительный – сериал «Извращенцы», презентованный сестрами, шокировал целомудренную «провинциальную» публику, это, похоже, никого не расстроило.

Вообще с каждым годом все больше складывается впечатление, что фестивальная команда приезжает в Омск на некий пикник «для своих». Поэтому c омской стороны в тусовку мало кто допускается, не считая, конечно, тех, кто имеет отношение к оплате банкетов. На открытии и закрытии присутствуют в основном VIP-персоны, обычному зрителю остается место «в прихожей», то есть по краям красной дорожки. Понятно, что элитного шампанского на всех не напасешься. Круглые столы проходят только с участием кинематографистов. А ведь там обсуждаются проблемы, интересные и зрителям, о которых упоминается вскользь, в третьем лице. Например, в этом году говорили о причинах отсутствия качественной кинодраматургии, чем грешат и многие фестивальные ленты. На общение с журналистами «звездные» гости тоже не настроены. Поэтому пресс-служба существует, видимо, только для того, чтобы вежливо отфутболивать жаждущих эксклюзива. И получается, что омичи и москвичи существуют в рамках фестиваля параллельно. Наверное, стоит сказать спасибо, что хоть еще фильмы показываются для всех и бесплатно. Впрочем, современное кино и жизнь тоже напоминают две прямые, которые если и пересекаются, то где-то в необозримой бесконечности. И горький привкус от этого не проходит даже после бокала Angelo Beatrice.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/may/-17/parallelnye-pryamye