Омская область в битве за советскую Арктику
Накануне 9 мая мы вновь вспоминаем о трудовых подвигах, о том вкладе, который внесли жители Омской области в общее дело победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Всем нам хорошо известно, насколько важную роль сыграл в годы войны тыл. В течение 1941 года в Омск из европейской части Советского Союза было эвакуировано более 100 предприятий. Помимо фабрик и заводов, в область прибыло шесть крупных строительно-монтажных трестов с большим набором машин и механизмов, радиостанция РВ-49, 4 наркомата, высшие учебные заведения. При наличии в городе медицинского института Омск, на территории которого расположились десятки эвакогоспиталей, стал важнейшим центром излечения раненых воинов. Омичи поставляли фронту хлеб, мясо и молоко, отдавали свои личные средства в фонд обороны.
Омская область отправила на передовую почти 287 тысяч человек (для сравнения, боевой и численный состав Донского фронта на 10 января 1943 года составлял 281 158 человек), 144 тысячи из которых не вернулись домой. Но все же напрямую война не коснулась Омска. Однако, несмотря на то, что это кажется невероятным, Омская область подверглась нападению немецких войск. И в этом факте нет ничего парадоксального. В годы Великой Отечественной войны административно-территориальная карта страны выглядела совсем иначе. Омская область простиралась от степей южной Сибири до берегов Северного Ледовитого океана. Именно на севере Омской области, в состав которой входил тогда полуостров Ямал, в акватории Карского моря произошли события, вошедшие в историю Великой Отечественной войны как оборона порта Диксон.
Важным условием быстрого сокрушения СССР гитлеровцы считали установление плотной транспортно-экономической блокады по всему периметру границ, включая районы Крайнего Севера. В разгар боев за Сталинград нацистское руководство как составную часть всей кампании 1942 года рассматривало выведение из строя Северного морского пути. Задача для немцев облегчалась и тем, что всякое снабжение и вывоз продукции из портов Арктики проходили в сжатые сроки навигации, когда необходимо было осуществить транспортировку грузов за короткий промежуток времени. Поэтому срыв навигации в результате атак на транспортные и полярные станции и в случае необходимости высадка десантов на стратегических участках побережья считались немецким командованием достаточными мерами по блокированию полярной трассы. Порт Диксон имел стратегическое значение для безопасности Северного морского пути. Здесь был расположен радиогидрометеорологический центр, контролирующий обстановку на просторах Арктики. Кроме того, порт замыкал транзит по Енисею, а южнее располагались заводы Норильска, производящие необходимый для нужд военной промышленности никель.
Предвестьем сражений на Карском море стало нападение 26 июля 1942 года немецкой подводной лодки U-601 на полярную станцию Малые Кармакулы на Новой Земле. А в августе того же года командование немецкого флота направило в Карское море крейсер «Адмирал Лютцов» и «карманный» линкор небывалой огневой мощи «Адмирал Шеер», который должен был стать главной действующей силой всей военной операции, получившей кодовое наименование Wunderland («Страна чудес»). К высадке были подготовлены 180 моряков-десантников. После бомбардировки с моря они должны были захватить порт Диксон, а затем и весь остров.
25 августа линкор «Шеер» наткнулся на ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков». Пароход, построенный в 1909 году, с началом войны был вооружен двумя 45-миллиметровыми и двумя 76-миллиметровыми орудиями. Пробить броню немецкого рейдера они не могли. Немцы сначала пошли на хитрость и подняли над крейсером американский флаг, но их выдало плохое знание русского языка и недостаточная осведомленность о состоянии льдов. Капитан «Сибирякова» Анатолий Качарава приказал экипажу дать полный ход и повернуть к берегу – острову Белуха, до которого было примерно 10 морских миль. В эфир в адрес Диксона была выпущена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Поняв, что пиратский трюк с чужим флагом не прошел, капитан «Шеера» Вильгельм Меендсен-Болькен отдал приказ поднять флаг Krigsmarine (ВМФ Германии эпохи третьего рейха). Тяжелый снаряд пронзил «Сибирякова», затем последовали еще три попадания. Советский пароход потерял ход и получил пробоины в носовой части, загорелись бочки с бензином, расставленные на борту. Почти час «Сибиряков» сражался и сумел за это время сделать главное – отправить в Диксон телеграмму, сообщить о присутствии в Карском море немецкого крейсера, чей экипаж даже не стал брать в плен всех моряков советского судна, бросив в холодном море девять краснофлотцев.
27 августа в 1 час 5 минут «Адмирал Шеер» обошел часть острова Диксон и остановился в проливе Вега. Навстречу немцам направились сторожевые корабли СКР-19 и «Революционер». Моряки были готовы даже затопить СКР-19 (до войны – грузопассажирский корабль «Семен Дежнев»), чтобы не допустить врага к портовым сооружениям Диксона. Немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советских моряков и войти в гавань. В течение 10 минут они сумели сделать несколько прямых попаданий в наши корабли. И тогда заговорила береговая батарея № 569. 152-миллиметровые орудия били весьма точно – несмотря на большое расстояние и плохую видимость. Некоторые снаряды падали всего в полукилометре от немецкого крейсера. Но чтобы захватить советский порт, «Шеер» должен был подойти ближе и поставить свои борта под прямые удары советских артиллеристов. От высадки десанта немцам пришлось отказаться. В 2 часа 57 минут нацистский крейсер выставил дымовую завесу и исчез в Карском море. Сражение за Диксон завершилось. Ни один немецкий солдат не ступил на сибирскую землю.
В годы Великой Отечественной войны Карское море так и не было официально объявлено районом боевых действий, однако подвиг «Александра Сибирякова» и защита Диксона все же вошли в память поколений как трагическая и одновременно подлинно героическая страница отечественной истории.
Сергей НАУМОВ
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".
При подготовке полосы использованы материалы публикаций Александра Колесникова, Александра Яркова, Геннадия Зайцева, Константина Зубкова