Экс-сотрудники НПО «Мостовик» заявили в прокуратуру на конкурсного управляющего

Дата публикации: 25 мая 2016

По их мнению, дорогостоящая техника предприятия уходит за копейки в фирмы, прописанные по адресам массовой регистрации в Москве.

В начале мая 27 бывших сотрудников ООО НПО «Мостовик» подали коллективное заявление в прокуратуру Омской области и Советского административного округа с требованием проверить законность процедуры продажи имущества предприятия в процессе его банкротства, а также несколько десятков индивидуальных заявлений в адрес прокурора Омской области и прокурора Советского округа с требованием проверить деятельности конкурсного управляющего «Мостовика» Михаила КОТОВА. По мнению экс-работников, которым до сих пор не выплатили долги по зарплате, имущество компании реализуется с торгов по сомнительной схеме и явно не в интересах кредиторов. «КВ» изучили, каким образом распродается конкурсная масса «Мостовика».

Долги по зарплате

По последней информации, службой судебных приставов зарегистрировано непогашенных исполнительных листов по оплате труда работников «Мостовика» на 400 млн рублей. С 22 января 2016 года, когда началась распродажа имущества предприятия, торги проходили четыре раза. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в результате открытых аукционов все лоты ушли практически по начальной цене. На сегодня продано техники, автомобилей, недвижимости, а также дебиторской задолженности «Мостовика» на общую сумму порядка 130 млн рублей. Как сообщают обратившиеся в прокуратуру бывшие сотрудники, с момента проведения первых торгов деньги на их счета поступили один раз – 15 марта 2016 года, причем лишь 3,2% взыскиваемой суммы: «На данный момент на расчетном счете, контролируемом службой судебных приставов, денежные средства отсутствуют (по информации, полученной от пристава Поповой А.П.)».

– По нашим исполнительным документам возбуждены исполнительные производства в период с марта по сентябрь 2015 года. Взыскиваемые суммы по исполнительным документам – заработная плата за периоды: с мая по декабрь 2014 года, с января по март, июль, август 2015 года, – поясняют заявители.

Кто скупает?

Итак, первый лот из конкурсной массы «Мостовика» ушел с молотка 22 января 2016 года. Приобретателем имущества и дебиторской задолженности банкрота практически по начальной цене аукциона 19,9 млн рублей стало ООО «Флорида». Эта же компания приобрела второй лот «Мостовика» за 18,2 млн рублей 29 февраля 2016 года. «Конкуренцию» на этих аукционах составили «Флориде» другие московские фирмы: в первом случае ООО «Пафос», во втором – ООО «Силенсио». Они проиграли, так как предложили хоть и на несколько сотен рублей больше начальной цены, но на 1-2 тысячи рублей меньше, чем ООО «Флорида».

В третьем и четвертом по счету подобных аукционах «Флорида» также участвовала, но выиграли по той же схеме ООО «Реванш», которому 6 апреля достался лот за 62,5 млн рублей, и ООО «Форвард», получившее 13 апреля имущество и дебиторку «Мостовика» за 29,3 млн рублей.

Итак, кто же скупает имущество омского «Мостовика»? Не получившие зарплату работники называют их компаниями-однодневками. Победители торгов действительно имеют все признаки таковых.

ООО «Флорида» (129347, г. Москва, ул. Палехская, д.131, пом. I, комн. 8) было образовано 31 декабря 2015 года, то есть уже после объявления первых торгов (7 декабря 2015 года). По адресу, где зарегистрирована эта фирма, расположено помещение площадью 22 кв. м, по данным ФНС, находится еще 187 юридических лиц.

ООО «Реванш» (129344, РФ, г. Москва, ул. Искры, дом 31, корп. 1, пом. II, комн. 7а) было создано 16 марта 2016 года – при том что торги, где эта фирма участвовала, были объявлены еще 20 февраля. В одном кабинете с компанией прописаны еще 69 организаций.

ООО «Форвард» (129337, г. Москва, Ярославское шоссе, дом 124, пом. ХI, комната 10) зарегистрировали через день после учреждения ООО «Реванш» – 17 марта 2016 года. Фирма «Форвард» победила в аукционе, информация о котором была опубликована 26 февраля. Ей приходится делить комнату с 27 организациями.

Стоит ли говорить о том, что данные компании не связаны со строительством. В частности, основной вид деятельности ООО «Флорида» по ОКВЭД – «Деятельность в области права», дополнительный – «Эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т. п.».

Структура лотов

Как указывают не получившие зарплату работники «Мостовика», из проданной за 130 млн рублей техники обанкротившегося предприятия такую сумму можно было получить только за два гусеничных крана Kobelco грузоподъемностью 250 тонн и два колесных крана Liebherr грузоподъемностью 90 тонн. Все это было выставлено на торги, но, так как продавалось разными лотами в разобранном виде, была применена скидка 75%.

Лоты формировались причудливым образом. Так, в январе ушел один комплект гусениц к крану Kobelco, в феврале – еще один. Портал крана, транслифтер, стрела, противовесы, оголовки и крюк к нему же были проданы в начале апреля, а базовая машина без гусениц и портала к тому же крану – спустя неделю.

– Ушли за копейки 250-тонные краны Kobelco, которые мы возили из Кореи. Сейчас только утилизационный сбор на них составляет 35 млн рублей. Краны 2004 года, состояние очень хорошее. Сегодня каждый такой легко продали бы за 60 млн рублей, – рассказал бывший соучредитель и начальник управления механизации НПО «Мостовик» Юрий АРХИПОВ.

Фрагменты кранов Liebherr разбросаны также по нескольким лотам. Комплект колес и стрела крана продаются в первом. Еще одна стрела во втором, обе базовые машины без колес – в третьем. В четвертом лоте – еще один комплект колес к крану.

– Насколько я понимаю, были созданы карманные компании, через которые происходила реализация техники по заниженной в разы цене. А чтобы не было конкурентов, эту технику продают в разобранном виде. – уверен Юрий АРХИПОВ. – Физически, конечно, хоть и сложно, но возможно снять стрелу с крана Liebherrна ремонт, но зачем, если изначально кран находился в собранном виде и был исправен? Понятно, что никого не заинтересует кран без стрелы. Это основная его часть, и она приличных денег стоит. Чтобы снизить стоимость, применяется такая схема – как будто техника в разобранном виде: гусеница отдельно, стрелы крана отдельно, тело – отдельно. Происходит снижение стоимости, и все скупают эти фирмы. Дальше, как я полагаю, эта техника будет по нормальной стоимости распродаваться.

Помимо кранов, с января по апрель за 130 млн рублей было продано также 24 автомобиля (общая стоимость на свободном рынке – порядка 30 млн рублей), более 800 тонн металлопроката и металлоконструкций (еще около 30 млн рублей). Помимо этого, в первые четыре лота вошли яхт-клуб в Сочи, земля и недвижимость в Красноярском крае: два склада общей площадью 3 164 кв. м, права аренды на земельные участки общей площадью 53,5 тыс. кв. м, железнодорожный путь протяженностью 940 м. И еще: права требования не менее чем к 272 физическим и юридическим лицам, 100% доли в ООО «Мостовикавиа», ООО «Мостовик-Микротоннель», ООО «РосМонолит», ООО «Мостовик СтройГарант», ООО ПФ «КЗСМ».

Тоннелепроходческий комплекс

Но самыми дорогими позициями представители «Мостовика» считают микротоннелепроходческий комплекс AVN 1200 TB/M-1087 и тоннелепроходческий комплекс Lovat RME 105 SE. Точная их стоимость в собранном виде неизвестна, но исчисляется сотнями миллионов рублей. Бывший начальник отдела проектирования автомобильных дорог НПО «Мостовик» Вера ГАЦЕНКО рассказала «КВ», что, хотя в момент покупки тоннелепроходческого комплекса Lovat она еще не работала на предприятии, по мнению ее коллег, изначальная стоимость его составляла порядка 1 млрд рублей.

В разобранном же виде (составляющие части комплекса AVN распределились по трем лотам, Lovat – по четырем) та же техника продается в десятки, если не сотни раз дешевле. «Зачем, чтобы продать, разбирать гигантских размеров тоннелепроходческий комплекс на части, мне не понятно. То же самое относится и к кранам «Мостовика», – комментирует Вера ГАЦЕНКО.

Учебный корпус в Омске

10 июня завершатся торги по самому крупному лоту «Мостовика», начальная стоимость которого 209 млн рублей. За эти деньги предполагается продать 17 позиций разнообразной техники как в собранном виде, так и по частям, 22 автомобиля, длинный список разнообразных запчастей и оборудования, право требования к десяткам дебиторов, 7 объектов недвижимости и право аренды земельного участка под нежилым помещением.

В этом лоте самое интересное – это недвижимость. На торги выставляется 5 объектов в Омске: гараж площадью 114 кв. м, две квартиры 43 и 112 кв. м, нежилое двухэтажное здание с пристройками и подвалом 1,4 тыс. кв. м и здание учебно-лабораторного корпуса площадью 4,9 тыс. кв. м, – а также квартира площадью 106 кв. м в Тюмени и нежилое помещение в Москве площадью 112 кв. м.

Понятно, что учебно-лабораторный корпус площадью 5 тыс. кв. м, который находится на проспекте Мира, 5 корп. 1, и где сейчас, по данным сайта СибАДИ, расположен заочный факультет вуза, представляет собой не «дармовое» имущество. Как рассказала «КВ» Вера ГАЦЕНКО, здание УЛК было построено в самом начале 2010-х и представляет собой полностью отремонтированное и оборудованное помещение.

– Мы находились в корпусе на Мира, 5 корп. 1 в течение полугода. Здание новое, в прекрасном состоянии. Каждый кабинет был оборудован техникой, компьютерами. Там же располагалась большая серверная. Что сейчас там находится, не подскажу. До событий с «Мостовиком» между 4-м этажом УЛК и корпусом СибАДИ был проложен крытый переход, через который к нам ходили студенты. Как только все случилось, ректор академии его закрыл. Мы выехали из этого помещения 15 июля 2015 года, когда нам объявили о сокращении, – рассказала Вера ГАЦЕНКО, которая убеждена, что даже при минимальной рыночной оценке этой коммерческой недвижимости, учитывая площадь корпуса, его стоимость могла бы перекрыть весь пятый лот.

Гостиница в Москве

А по поводу московского «нежилого помещения» у экс-работников «Мостовика» возник отдельный вопрос, связанный с его назначением и площадью. Находится оно по адресу просп. Пролетарский, д. 19 корп. 2, где, по информации представителей предприятия, располагались ведомственная гостиница и офис «Мостовика». Вера ГАЦЕНКО объяснила, что сотрудники предприятия останавливались там, когда летали в Москву по рабочим вопросам. Там, по рассказам бывших работников, были номера с собственным санузлом, а также с одним душем и туалетом на 2-3 номера. В гостинице имелась большая общая кухня, оборудованная всем необходимым (плита, посуда, микроволновки и так далее), а также помещение со стиральной машиной и гладильной доской. Весь первый этаж здания принадлежал «Мостовику».

Как выяснилось уже после беседы с представителями предприятия, еще 132,4 кв. м в том же якобы нежилом помещении по адресу: просп. Пролетарский, д. 19, корп. 2 фигурируют уже в следующем, шестом лоте. 13 мая были объявлены шестые торги по продаже имущества «Мостовика». Заявки на него будут приниматься до 21 июня.

В лот № 6 также хаотично включены части кранов и буровой установки, 20 мобильных зданий «САВА», масса мелочей – от ботинок до носилок, право требования к десяткам юрлиц, строительная техника (автогрейдер, полуприцеп-платформа, экскаватор и два экскаватора-погрузчика, а также 13 транспортных средств.

Из недвижимости – квартира в Омске (62 кв. м), уже упомянутое нежилое помещение в Москве (132 кв. м), подъездной железнодорожный путь с эстакадой на территории ФГУП ПО «Полет» (2 985 п. м.) и право аренды земельного участка в Сочи при жилом доме (286,75 кв. м).

На все перечисленное установлена начальная цена аукциона 116,5 млн рублей.

Бывшие работники считают, что, распродавая активы «Мостовика» по бросовым ценам, конкурсный управляющий, член Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Меркурий» Михаил КОТОВ существенно нарушает их права, в том числе право на оплату труда. Сегодня не получившие зарплату люди пытаются не только инициировать прокурорскую проверку деятельности г-на КОТОВА, но и привлечь его к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).

Пока бывшие сотрудники «Мостовика» получили от правоохранительных органов только обещания разобраться со сложившейся ситуацией.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/may/-19/83394