Инвестиции как они есть

Дата публикации: 26 мая 2016

В Омске по косточкам разобрали варианты финансирования бизнес-проектов. 

Круглый стол «Проблемы финансирования инвестиционных проектов: причины и пути решения» состоялся в Омске 19 мая на площадке регионального форума «Свое дело – твой успех». Организатором выступило Агентство развития и инвестиций Омской области. Разговор с участием федеральных экспертов шел о перспективах кредитного и проектного финансирования, готовности банков разделять риски с бизнесом, о бизнес-ангелах, об инвесторах частных и инвесторах иностранных и прочем.

Банки

– Вся инвестиционная сфера в России находится на этапе зарождения, – считает заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н., доцент Ринат ХАСАНОВ. Так, по его наблюдениям, по-прежнему нет активности в сфере проектного финансирования, несмотря на то, что в банках есть целые отделы под это направление.

Впрочем, как уверяет начальник управления кредитования Омского головного отделения 8634 ПАО Сбербанк Эдуард СИХВАРДТ, в Сбербанке проектное финансирование осуществляется наряду с инвестиционным кредитованием. При этом два этих продукта в банке четко различают:

Проектное финансирование подразумевает, что возврат средств осуществляется за счет доходов от самого проекта, а в инвестиционном кредитовании источник погашения – вся хозяйственная деятельность заемщика, – поясняет СИХВАРДТ. Под проектным финансированием в Сбербанке, таким образом, понимают, например, строительство жилого дома. объекта коммерческой недвижимости для сдачи в аренду, создание нового производства с нуля. В рамках инвестиционного кредитования финансируется, допустим, приобретение оборудования, модернизация производства, расширение мощностей и так далее. В первом случае заемщик должен вложить не менее 30% собственных средств, во втором – не менее 20%.

Малый и средний бизнес, как напомнил замдиректора красноярского представительства Внешэкономбанка Никита МЕДВЕДЕВ, в первую очередь может рассчитывать на участие в государственных программах финансирования, например, по линии входящего в структуру Внешэкономбанка МСП-банка, предоставляющего инвестиции малому и среднему бизнесу через банки-партнеры. Для конечного заемщика стоимость кредита с участием МСП-банка не может превышать 15,25%, но размер кредита ограничен – до 150 млн рублей. Другие важные направления, на которых сделал акцент МЕДВЕДЕВ, – финансирование и страхование экспортных сделок и проекты, реализуемые в рамках государственно-частного партнерства.

Один из самых доступных сегодня способов финансирования инвестиционных проектов с участием банков, по мнению управляющего проектом Агентства развития и инвестиций Омской области Натальи МАМАТХАНОВОЙ, – участие в федеральном конкурсе «Регионы – устойчивое развитие», в рамках которого можно привлечь долгосрочные инвестиции в достаточно серьезных объемах и с минимальным уровнем собственных вложений (не менее 10% от сметы). В Омской области координатором конкурса выступает министерство экономики, полную информацию по условиям участия в конкурсе можно получить в любое время в Агентстве развития и инвестиций региона.

Бизнес-ангелы

Об условиях привлечения в компанию бизнес-ангелов, которые, как правило, являются самыми первыми инвесторами в проекте, рассказала председатель административного совета Национальной ассоциации бизнес-ангелов, управляющий партнер венчурного фонда Starta Captal Людмила ГОЛУБКОВА. Она говорит, что инвесторы охотно вступают в инновационные проекты с высокой долей риска и потенциалом быстрого роста (увеличение стоимости компании за 3-4 года в несколько раз).

 – Бизнес-ангелы – очень специальный тип инвестора, это физическое лицо, инвестирующее собственные денежные средства в обмен на долю в компании. У нас в России это в основном средние и крупные предприниматели, имеющие свободные средства. Чтобы привлечь внимание бизнес-ангела, надо вести себя активно, не стесняться выступать, внимательно анализировать чужие удачи и провалы, иметь разные варианты презентаций для разных инвесторов. Но надо учитывать, что не все деньги одинаково хороши, на бизнес-ангела надо посмотреть внимательно, – советует ГОЛУБКОВА.

По ее словам, квалифицированных бизнес-ангелов несколько десятков человек на всю Россию. «Слой грамотных инвесторов чрезвычайно тонок, но людей, вкладывающих деньги совершенно непубличным образом в компании на ранней стадии, наверное, несколько тысяч. Мы знаем, что инвестиции любят тишину, и далеко не все рассказывают о своих сделках. Мы, кстати, не видели еще ни одного бизнес-ангела из Омской области и будем рады, если они в вашем регионе появятся, готовы работать с ними», – отметила ГОЛУБКОВА.

Частные инвесторы

Другой тип инвестора, еще менее известный в глубинке, – фонды частных инвестиций. Работает с такими фондами, например, Региональное бюро развития, основанное в Москве. Председатель совета директоров Регионального бюро развития Георгий СУЛТАНОВ сообщил, что в России существует несколько таких фондов, все они работают исключительно на частном капитале, как правило, это американские и европейские деньги.

Удивительно, но фонды частных инвестиций, располагающие серьезными средствами, сталкиваются с реальными трудностями в подборе проектов.

Мы тратим до 80% своего операционного бюджета на поиск проектов, – признался СУЛТАНОВ. – Казалось бы, это парадоксальная ситуация: постоянно присутствуют люди, которым нужны деньги, но с фондами они редко находят взаимопонимание. Связано это с тем, что держатели региональных проектов, которые часто бывают интересны, просто не готовы к общению с инвесторами. Каждый держатель считает, что инвестор так же хорошо должен разбираться в его бизнесе, как и он сам. На самом деле частным инвесторам на первой встрече не очень интересно, чем вы занимаетесь, им интересно, какой денежный поток вы производите и как можно его расширить.

При этом частные инвесторы готовы финансировать самые разные проекты за исключением отдельных направлений: «Частные инвесторы очень редко рассматривают проекты с госучастием или с тендерами, такие проекты, на которые может быть оказано влияние административного ресурса. Как правило, не идут они в сектор сырьевых ресурсов и не рассматривают проекты по добыче полезных ископаемых, также под вопросом находятся зарегулированные отрасли: производство алкогольной продукции, табачных изделий».

Региональное бюро развития обязательно проводит комплексную экспертную оценку бизнеса, и, по словам СУЛТАНОВА, эта оценка чаще всего сильно разнится с представлениями самого собственника о стоимости его бизнеса. Кроме того, по результатам аудита почти 4 тысяч проектов сделан еще один немаловажный вывод: российский бизнес чаще всего плохо структурирован, невозможно найти конечного бенефициара. «Часто бывает так, что продукт интересный, команда прекрасная, но потом мы начинаем понимать, что земля принадлежит одном юрлицу, стены другому, люди записаны на третьего, и между ними еще масса взаимоотношений. Нам встречался бизнес, который насчитывал порядка 140 юридических лиц! Рекомендую: структурируйте свой бизнес, чтобы инвестор его смог понять», – посоветовал СУЛТАНОВ.

Облигации и другие ценные бумаги

Еще одно малоразвитое, но перспективное направление по привлечению инвестиций – рынок корпоративных облигаций. Как отмечает Наталья МАМАТХАНОВА, у российских банков сегодня есть специальные продукты, в рамках которых они готовы за фиксированное вознаграждение помочь компании в выпуске облигаций. Размер облигационного займа может составлять от 250 – 300 млн рублей, так что это уже не прерогатива крупных холдингов, но надо помнить: чем меньше проект, тем больше доля затрат на выпуск облигаций. К другим особенностям привлечения такого рода инвестиций, по мнению МАМАТХАНОВОЙ, относится необходимость обеспечить полную прозрачность своего бизнеса. Есть и конкретный минус: облигационный заем – это в любом случае среднесрочные деньги, как правило, на срок до трех лет.

Начиная с 1995 года, мы не увидели все-таки развития рынка ценных бумаг, – комментирует к.э.н., доцент, замдиректора по научной работе Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Бари ХАИРОВ. – Мы не научили предпринимателей работать с ними.

По словам его коллеги Рината ХАСАНОВА, на Московской бирже по последним данным зарегистрировано около 900 тысяч уникальных пользователей, и это меньше 1% населения России. В тех же США порядка 40% населения так или иначе работают с ценными бумагами.

И здесь уже вопрос не в активности бизнеса, а в готовности населения в целом работать с финансовыми инструментами и инвестировать средства в развитие экономики. «Есть дефицит бюджета Омской области, но население региона никак не участвует в финансировании этого дефицита, – приводит пример ХАСАНОВ. – Облигации Омской области существуют, они на рынке продаются и покупаются, по ним неплохая доходность, между прочим. Почему бы населению не приобрести? Эта тема тоже требует дополнительного изучения». По мнению Натальи МАМАТХАНОВОЙ, позицию экспертов в этом вопросе должны занять банки, у которых есть возможность давать потенциальным участникам рынка профессиональные консультации.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/may/-19/investitsii-kak-oni-est