Татьяна БАСТРОН: «В сетях никто не интересуется вкусовыми качествами, им главное, чтобы картофель имел хороший товарный вид»

Дата публикации: 09 ноября 2016

Теперь, когда поля за городом побелели от снега, аграрии подсчитывают урожай и строят планы на будущий сезон. «КВ» решили пообщаться с руководителем сельскохозяйственной компании, где работа кипит круглый год и зеленые ростки появляются на свет вне зависимости от сезона. Корреспондент Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала много нового о размножении семенного картофеля, побеседовав с директором ООО «ТПК Элита-Картофель» Татьяной БАСТРОН.

– Татьяна Григорьевна, чем сегодня занимается Теплично-парниковый комбинат?

– У нас сейчас два предприятия: «Теплично-парниковый комбинат» и «ТПК Элита-картофель». Первое занимается выращиванием товарного картофеля  на площади 300 гектаров, лука, моркови и свеклы. Вторая компания создана шесть лет назад специально для  разведения элитного семенного картофеля. Тогда мы привезли из московского ВНИИ картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха первую тысячу микрорастений и начали с ними работать. Размножаем картофель в стерильных пробирках, в питательной среде, которая готовится по специальному рецепту, в ее состав входят микро– и макроэлементы, сахароза и агар-агар. От начала процесса выращивания до получения первого урожая, который был пущен на реализацию, прошло пять лет. За это время семенной материал прошел несколько стадий: сначала были микрорастения, потом микроклубни, выращенные в пробирках, далее мини-клубни, первое полевое поколение и, наконец, супер-суперэлита.

– А чем семенной картофель отличается от обычного товарного?

– Это чистейший посадочный материал, созданный в стерильных условиях. Сегодня много говорят о том, что картофель, который население высаживает на дачных участках, по большей части заражен. Это правда, в нем накопилось много болезней. Наш же семенной материал безвирусный, абсолютно чистый, он наиболее полно отражает преимущество сорта.

– Иногда люди думают, что если растения выращены в пробирках,  то они генномодифицированные. Так ли это?

– Это ошибочное представление! У нас нет никакой генной инженерии. Все просто и натурально. Берется клубень, проращивается, вычленяется глазок и садится в питательную среду, появляется растение. Откуда в нем ГМО? Мы выращиваем 15 традиционных сортов картофеля, но в стерильных условиях.

Сейчас на территории предприятия 3,5 тысячи квадратных метров теплиц, где высажено 100 тысяч горшков. В этом году мы получили с них 350 тысяч микроклубней, которые в следующем году будут высажены в тайге, в Муромцевском районе, далеко от населенных пунктов. Чтобы не допустить заражения растений тлей, являющейся переносчиком многих болезней, мы специально подобрали чистую зону, где рядом нет посадок товарного картофеля. В 2016 году посадили в тайге на площади 6 гектаров микроклубни. Кроме того, высаживаем там и мини-клубни, а также первое полевое поколение картофеля. А уже из него на полях Омского района выращиваем супер-супер элиту, которую реализуем в качестве семенного материала аграриям и населению.

– Какие площади вы засаживаете элитным картофелем, который идет на продажу?

– В данный момент в Омском районе для выращивания семенного картофеля используется 150 гектаров. Район привлекателен и в плане полива и  по логистике, здесь близко проходят автомобильные трассы. За 200 километров от Омска никто не поедет за 20 тоннами посадочного материала, поэтому мы нашли земли ближе к городу, но вдали от посадок частного картофеля. В прошлом году мы засаживали 120 га, в этом – 150 га и на следующий год планируем увеличить пашню. Но все будет зависеть от спроса на наши семена. Если они останутся непроданными, мы их используем для дальнейшего размножения.

– Какой объем семенного картофеля реализуете?

– В этом году мы собрали урожай 1900 тонн. Продавать его будем весной. В прошлом году площадь была чуть меньше, но тоже собрали неплохой урожай: 800 тонн продали за пределы области и 600 тонн посадили для дальнейшего размножения. На новый урожай у нас уже есть две заявки. Обе из Семипалатинска (Казахстан). В прошлом году они просили семена сорта «Ред Скарлет», но им не хватило.

– На какого покупателя ориентируется ТПК «Элита-Картофель»?

– Нам интересна вся Российская Федерация. Из 15 сортов нашей коллекции 13 востребованы по всей стране. Их берут не только Сибирь и Центральный округ, но и Казахстан, и Республика Саха (Якутия). Республика Саха покупала у нас сорт «Любава». Я в этом году на «Золотой осени» в Москве встретилась с руководителем якутского хозяйства, и он мне рассказал, что они собрали урожай 250 центнеров с гектара. Для Якутии с ее климатом, где короткий вегетационный период, это очень хорошо.

Вообще наш семенной материал класса супер-суперэлита, суперэлита и элита пользуется большим спросом. В этом году его закупали агрофирмы Алтайского, Красноярского края, Челябинской, Оренбургской областей, две казахстанские компании и два омских сельхозтоваропроизводителя – ООО «Агроплант» (ранний сорт «Жуковский») и ИП КАБДЕНОВ (сорт «Импала»).

– Высока ли стоимость вашего посадочного материала?

– В 2016 году мы продавали оптовикам – они берут большими партиями от 20 тонн и больше – суперсупер элиту по 25 рублей. Это дешевле, чем картофель тюменского агрохолдинга «КРиММ» – у них те же сорта, но уже от 29 до 32 рублей за килограмм. Цена во многом зависит от размера посадочного материала. Если покупают мелкую фракцию, то мы снижаем цену, отдаем по 22 и даже 20 рублей за килограмм. Сейчас такая сложная обстановка в стране, что некоторые аграрии покупают мелкую фракцию и сами выращивают посадочный материал.

– «КРиММ» – один из ваших конкурентов?

– Это наш единственный крупный конкурент в Сибири. Кроме них и нас, здесь больше никто не занимается семенным картофелем. Другие конкуренты – в европейской части страны.

– Татьяна Григорьевна, а может обычный садовод в розницу купить ваш семенной картофель?

– Весной в нашем киоске мы фасуем его небольшими партиями по 3 – 5 килограмм и продаем для населения. Он пользуется большим спросом. Цена мелкой фасовки чуть выше, чем опт: белые сорта по 30 – 35 рублей за килограмм, красные –  по 35 – 40. Перекупает его у нас для розницы только Николай ПРОХОРОВ (ООО «Сибирский Агросоюз»). Реализовывать самим очень сложно. Чтобы поставить свою машину и торговать на улице, нужно выиграть тендер.

– Как вообще появилось на свет ТПК «Элита-Картофель»?

– Идея создать ТПК по выращиванию семенного картофеля принадлежит Валерию Михайловичу КОКОРИНУ. Я тогда еще не была директором компании. Он стал нашим инвестором в 2011 году, и мы сразу приобрели техники на 53 млн рублей. Он очень много знает про агрономию, всегда интересуется последними достижениями в этой области. Когда находит интересные статьи по теме, всегда делится со мной, пересылает по электронной почте. Наша лаборатория микроклонального размножения была создана только на средства компании «АСК». Мы ему очень благодарны.

– Он ждет от ТПК каких-то определенных результатов?

– Нет. Только чтобы мы продолжали работать (смеется).

– Насколько большие инвестиции вложены в ТПК «Элита-картофель»? Когда, по вашим оценкам, окупится производство?

– Только лаборатория обошлась более чем в 20 млн рублей. Затраты еще не окупились. Изначально мы планировали, что период окупаемости составит чуть более пяти лет после начала реализации семенного картофеля. Конечно, жизнь может внести свои коррективы. В этом году серьезно подорожали  пестициды, удобрения и даже вода. С 1 июля стоимость кубического метра технической воды Водоканала поднялась на 62 процента. Мы поливаем наш картофель ею, а часть полей – при помощи собственных насосных станций, качаем воду из Иртыша.

В советское время реализацией продукции ТПК занимались овощные базы. Тогда не было такого количества привозной продукции. Я пришла сюда работать в 1982 году, после окончания института, и хорошо помню, что на больших площадях выращивали и капусту, и морковь, и свеклу, и картофель. Мы целые вагоны отгружали на железнодорожном тупике, который в народе назывался «рыбка», в другие регионы, и всегда наши овощи были востребованы. И сдавали на базы. Продукцию брали воинские части, кадетский корпус, танковый институт. Потом, когда все стали участвовать в тендерах, продукция стала уже не так востребована, появилось много завозной. А сейчас мы вырастили 3,5 тысячи тонн лука, я практически каждый день заезжаю на оптовку и вижу, что казахстанский лук продается по 8-9 рублей. Получается, мы свой больше чем за 8,5 продать не сможем. А это почти его себестоимость.

– Площади ТПК сегодня, получается, используются не полностью?

– Конечно, не на сто процентов, потому что некуда реализовывать продукцию. Но они за нами сохраняются. Часть площадей лет 15 назад была выведена из орошения, но там можно и зерновые высевать. Если будет спрос на овощи, все это будет засеваться.

– Сегодня говорят, что омский рынок перенасыщен картофелем…

– Да, девать некуда, а цены нет. Есть такой парадокс. Мы везем в Барнаул, а Барнаул везет в Омск свой картофель. Площади увеличиваются, началось перепроизводство. В этом году в конце июня не только мы, но и многие хозяйства Омского района еще продавали омский картофель. Я удивляюсь: в супермаркете «Лента» картофель продают по 47 рублей, когда мы его по 10 реализовать не можем.

– С сетями вы дружите?

– Нет, мы с ними не работаем. В сетях никто не интересуется вкусовыми качествами, им главное, чтобы картофель имел хороший товарный вид. У них два-три сорта на слуху – и все. Нам и «Магнит» прислал договор, и другие сети. Но у них жесткие условия: они только три недели будут производить оплату, а мы работаем по предоплате, потому что нужно платить за электроэнергию, зарплату людям выдавать. Я не могу ждать, когда они нам вернут деньги. Кроме того, знаю некоторые предприятия, которые работали с сетями, а потом отказались, потому что идет большой возврат продукции. Мы поставляем продукцию «ТПК» – лук, морковь, свеклу, картофель – в супермаркеты «Октябрьский», «На Театральной», «Каскад», «Континент», «Ваш Дом».

– «ТПК» тоже успешно развивается?

– Конечно, в этом году на его полях мы собрали почти 3,5 тысячи тонн лука,  в том числе ранних сортов. Мы единственные в области выращиваем лук из чернушки. Приобрели на заказ итальянскую сеялку точного высева, которая на один погонный метр высаживает 21 семечко. Для орошения используем капельный полив. Планируем увеличить посевы, но не знаем, какой будет цена на капельную ленту.

– Татьяна Григорьевна, какие у вас планы по развитию семенного картофеля?

– Увеличение посевных площадей. В прошлом году мы в Муромцевском районе посадили гектар, в этом – шесть, в следующем планируем еще больше. Будем расширять посевы наиболее востребованных сортов.

– Сколько человек трудится в ТПК «Элита-Картофель»?

– У нас всего 14 сотрудников составляют штат лаборатории. Когда сезон заканчивается, то «ТПК» помогает ТПК «Элита-Картофель».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/noyabr/-43/87253