Владельцы омских заведений общественного питания начали борьбу с надомниками
16 ноября омские кулинары и рестораторы обсудили ряд проблем, связанных с незаконным изготовлением и сбытом кондитерской продукции. По заявлению рестораторов, сегодня товарооборот предпринимателей, изготавливающих блюда на дому, высок, как никогда ранее. При этом объемы производства и сбыта кулинарных изделий в старейших омских кафе, ресторанах и кондитерских катастрофически падают.
По словам президента омской областной общественной организации «Ассоциация омских кулинаров» Светланы ГАЛКИНОЙ, за последний год доля присутствия на потребительском рынке кулинарных изделий от кондитеров-надомников значительно выросла. По разным оценкам, в общей сложности около 80 незарегистрированных предпринимателей занимают от 10 до 30% от общего оборота кондитерских изделий в городе.
Уповая на некачественный сервис и подозрительные ингредиенты тортов и пирожных, на борьбу с надомниками сегодня вышли сильнейшие игроки – генеральный директор ООО «Луговская слобода» Наталья ГЕРГЕРТ, владелец магазинов и кофейни ТМ «Сибирский провиант» Юрий ЧАЩИН, директор ООО «Кафе «Престиж» Зоя ЗАКУТАЕВА, предприниматель Сергей ЖЕРИКОВ.
– По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, товарооборот кулинаров упал приблизительно на 25-40%, – заявил Сергей ЖЕРИКОВ. – При этом рестораторы продолжают платить налоги, заработную плату. Поэтому мы хотим упорядочить этот рынок, чтобы все работали в равных условиях.
– Заказывая домашний торт, у потребителя срабатывает неверная ассоциация, что еда, приготовленная в домашних условиях, вкусная и полезная, на самом деле это не так. Качество этой пищи никто не контролирует, она может быть опасной для здоровья. И зачастую стоимость такой продукции сопоставима с ресторанной, – прокомментировал ситуацию ресторатор Юрий ЧАЩИН. – При этом около четверти домашних предпринимателей в Омске производят выпечку в промышленных масштабах: принимают по 10-12 заказов на двухкилограммовые торты ежедневно.
Несложно подсчитать, что манит на этот рынок многочисленных «шоколатье» высокая прибыль, от сотни тысяч до полумиллиона рублей в месяц, и минимум вложений. Достаточно ограничиться закупкой ингредиентов. При этом и участники рынка и органы государственной власти признают, что привлечь надомника к какой-нибудь ответственности либо запретить ему выпекать торты невозможно – не позволяет существующая законодательная база. Равно как невозможно доказать факт незаконной предпринимательской деятельности, то есть систематическое получение прибыли. Кроме того, если блюдо не соответствует ожиданиям покупателя, возместить ущерб или вернуть товар будет также невозможно. Надомные кондитеры не попадают ни под Закон «О защите прав потребителя», ни под 612-е постановление о дистанционной продаже. Связаны руки у Роспотребнадзора, действующего от лица пострадавших покупателей: по данным управления, в текущем периоде жалоб и обращений в сфере общественного питания не поступало.
– Скорее всего отчасти в сложившейся ситуации виноваты и сами предприниматели. Мы так долго бились за то, чтобы вход в этот бизнес был максимально простым, и теперь не можем справиться с неупорядоченным потоком новоиспеченных кулинаров. Большинство из них пользуется сложившейся ситуацией. Они открыто снимают квартиры для ведения своего незаконного бизнеса, но ведь никакие нормы не позволяют изготавливать и сбывать потребителю еду, приготовленную в домашних условиях, – продолжила Светлана ГАЛКИНА.
Также, по ее мнению, у надомных бизнесменов, равно как и широкого круга потребителей, бытует ошибочное мнение, что готовить и продавать домашние блюда закон не запрещает.
– Все дело в несколько размытой формулировке «изготовление блюд на дому», которую законодатель использует с 2012 года. На самом деле услуга подразумевает изготовление блюд на дому у заказчика сертифицированным специалистом, – заключила г-жа ГАЛКИНА.
Согласно данным омского управления Роспотребнадзора, сегодня в регионе нет ни одного действующего патента в данном сегменте.
– Приток в этот бизнес частников настолько велик, что ощутили даже поставщики. И если несколько лет назад серьезные компании не стали бы связываться с мелкими предпринимателями, сегодня рынок просел, и поставщики уже работают не на нас. Большие объемы заказов поступают от надомников, – добавила Наталья ГЕРГЕРТ.
На наш вопрос, не очевиден ли выбор потребителя, который голосует рублем, для самих рестораторов, Светлана ГАЛКИНА пояснила:
– Нет ничего проще, чем заказать пирог, лежа на диване одним кликом. Надомники давно пользуются для продвижения кондитерских изделий социальными сетями и Интернетом, в противовес омским кулинарам. Для последних – это сравнительно новый вид рекламы. Но если рестораторы усилят свой телемаркетинг и будут ежедневно выкладывать аппетитные фото в сети, то сумеют отстоять свои позиции.
Беспокойство бизнесменов в части нездоровой конкуренции поддержали представители государственных структур. В ходе встречи стороны договорились о всесторонней поддержке: проведении совместных контрольных закупок с представителями полиции, прокуратуры и Роспотребнадзора, а также обоюдном информировании при выявлении фактов продажи домашних блюд. В конце дискуссии рестораторы пришли к выводу, что кондитеров-надомников они смогут обеспечить рабочими местами. Прозвучало также предложение создать для талантливых кулинаров инкубатор, в рамках которого будет проще легализовать небольшой бизнес.