Татьяна ДОРОБОЛЮК: «Сознательность бизнеса растет, предприниматели становятся вдумчивей, работают на перспективу»

Дата публикации: 12 октября 2016

В 2015 году с помощью Омского центра поддержки предпринимательства в городе открылось 460 субъектов малого и среднего бизнеса, а количество обращений к специалистам Центра превысило цифру в 7 000.

Об этом, а также о том, как предпринимателю воспользоваться финансовыми и нефинансовыми инструментами поддержки бизнеса, как увидеть существующие на рынке свободные ниши и почему учиться никогда не поздно, обозревателю «КВ» Ольге УМОВОЙ рассказала директор КУ города Омска «Центр поддержки предпринимательства» Татьяна ДОРОБОЛЮК.

— Татьяна Борисовна, как год от года меняется количество обращений в вашу организацию, можно ли сказать, что аудитория Центра расширяется?

— Обращений в Центр поддержки предпринимательства с каждым годом становится все больше, и для этого есть причины. Так, за 2015 год к нам обратилось более 7 тысяч предпринимателей, и в сравнении с 2010 годом, когда Центр открылся, количество обращений выросло практически в пять раз. Понятно, что способствует этому информационная работа, которую мы ведем. В конце 2014 года мы усовершенствовали собственный сайт, ввели ряд новых сервисов, и для записи на семинар, к примеру, звонить теперь не обязательно, можно пройти онлайн-регистрацию на сайте или записаться на семинар в наших группах в соцсетях. На сайте у нас также более 1900 уникальных посетителей в неделю. Мы нацелены на предпринимателей и активно сотрудничаем при этом с другими инфраструктурными организациями поддержки бизнеса в регионе, объединяя усилия. Отвечаем на все вопросы предпринимателей, которые приходят к нам лично, звонят или пишут нам в сети Интернет.

— По каким вопросам предприниматели могут получить у вас консультацию?

— Спектр вопросов максимально широкий. Мы готовы сопровождать бизнес, начиная задолго до его открытия – когда у человека только зародилась идея открыть собственное дело. Будущий предприниматель приходит к нам, мы с ним обсуждаем, каким бы видом деятельности он хотел заняться, затем определяем, что ему для этого нужно, что это будет – ООО или ИП, рассказываем о преимуществах той или иной системы налогообложения, помогаем пройти процедуру регистрации и получить всю разрешительную документацию, подобрать помещение, решить кадровые вопросы и так далее. Следующий этап – содействие в получении финансовой поддержки. И здесь мы отслеживаем все новости в данной сфере, чтобы дать бизнесу полную информацию по всем существующим конкурсам по предоставлению субсидий, грантов. Здесь важно оперативно среагировать, известить предпринимателя о предстоящем конкурсе, сделать для него «выжимку» из конкурсной документации. Мы пошагово объясняем, как собрать документы, помогаем оформить бумаги, проверяем пакет документов с точки зрения выполнения формальных требований. Так, один из предпринимателей, готовясь к участию в конкурсе на получение субсидии, приходил за неделю трижды, и сегодня пришел уже с окончательным пакетом и сказал: дайте мне нитки, я подошью документы и пойду уже подавать. И в этом не отказали (смеется).

— Получается, формируется новый тип предпринимателей, которые с самого начала своей деятельности привыкают к возможности пользоваться различными инструментами поддержки.

— Именно так. И это хорошо, что предприниматели с самого начала стремятся получить консультационную и информационную поддержку, всесторонне изучить вопрос, чтобы не столкнуться в дальнейшем с проблемами, которых можно избежать, например, выбор оптимального режима налогообложения, своевременная подача уведомлений и сдача отчетности. Благодаря этому исключается возможность «набить шишки», когда будущий предприниматель не ориентируется в определенных нюансах деятельности. В этом помогают наши специалисты.

Что касается финансовой поддержки, то это тоже немаловажно для начинающего предпринимателя. Некоторые приходят и говорят: субсидию получить невозможно. Такой низкий уровень доверия к системе в целом не часто, но встречается, и мы стараемся это мнение поменять на практике. Спрашиваем: вы участвовали в выставках за пределами области за последние несколько лет? Участвовали. Документы, подтверждающие затраты, есть? Есть. Давайте попробуем! И все получается. Так что нужно просто не бояться делать новые шаги. Есть предприниматели, которые просто сомневаются в том, правильно ли они сделают, правильно ли напишут, оформят документы. Мы готовы в этом помочь каждому, готовы научить. Уже после первого опыта предприниматель понимает, что не все так страшно, как кажется, и главное – это желание и целеустремленность.

А наши двери всегда открыты. У нас даже есть отдельное рабочее место, где предприниматель может сесть и самостоятельно поработать с документами в правовых системах «Консультант+», «Гарант», параллельно обращаясь за консультацией к нашим специалистам.

— Экономическая ситуация в стране быстро меняется, и – увы – не в лучшую сторону. Какие направления бизнеса в нынешних условиях наиболее популярны среди начинающих бизнесменов?

— В 2015 году при содействии Центра начали свою деятельность 460 субъектов малого и среднего предпринимательства. Если проанализировать структуру этих новых предприятий, то основная масса – 48% – это различные услуги, затем идет розничная торговля (чуть более 30%), доля организаций, занятых в сфере строительства, составляет до 12%, в промышленности – 9%. То есть цифры примерно такие же, как и в среднем по России. Больше всего появляется предпринимателей, занятых в сфере услуг, и в первую очередь это связано, по моим наблюдениям, с возможностью обойтись небольшими вложениями. Сегодня становятся популярными такие направления, как образовательные услуги для взрослых – обучение иностранным языкам, организация интеллектуальных игр, семинаров, по-прежнему достаточно активно открываются предприятия общественного питания.

— А вы на эту тему консультируете, даете советы о том, в какую сферу стоит пойти?

— Случается, что приходит человек и говорит: я хочу открыть свой бизнес, но не знаю какой. Разумеется, мы расспрашиваем его о знаниях, навыках, предпочтениях, но при этом и делимся информацией о том, какие ниши для развития бизнеса сегодня свободны, какие сферы в приоритете. Такие данные у нас есть благодаря исследованиям, которые мы ежегодно проводим с компанией «Делфи». И могу с уверенностью сказать, что сейчас и в ближайшее время по-прежнему наиболее привлекательными сферами для приложения сил останутся такие направления, как частные детсады и группы для дошкольников, уже упомянутое мной образование для взрослых, небольшие магазины формата «у дома», и прежде всего с уклоном на крестьянские, фермерские продукты, реализация товаров через вендинговое оборудование – автоматы, ну и, разумеется, сфера услуг – те же автомойки, парикмахерские, например. Сейчас, кстати, мы видим, всплеск легализации такого бизнес-направления в сфере образования, как репетиторство, это тоже одна из востребованных сегодня сфер.

— Еще одно направление вашей работы – организация семинаров. Кого приглашаете к участию, как определяете тематику?

— В зависимости от темы семинара отрабатываем целевую аудиторию. Планируется семинар по пожарной безопасности – обзваниваем детские сады, другие подобные учреждения. Сегодня у нас, к примеру, проходит семинар по маркировке меховых изделий, тема новая и достаточно сложная, и мы видим у предпринимателей, занятых в этой сфере, большую заинтересованность. Темы формируются в соответствии с текущими потребностями, для этого еженедельно мониторим изменения в законодательстве. Это достаточно сложный этап работы, но интересный, и каждый наш сотрудник отвечает за отдельное направление. Большая часть семинаров направлена на освещение грядущих изменений в законодательстве, чтобы заранее подготовить предпринимателей к работе в новых условиях.

— Кто чаще всего становится спикерами на ваших семинарах, на каких условиях привлекаете экспертов?

— У нас нет возможности оплачивать авторские семинары и приглашать платных экспертов, но это не мешает нам проводить по два-три семинара в неделю. На сегодняшний день у нас заключено 90 соглашений с различными службами, ведомствами, организациями, которые направляют к нам для проведения семинаров своих специалистов на безвозмездной основе. Также семинары проводят и специалисты нашего центра. Случается, что к нам приезжают и иногородние, столичные эксперты. Наши спикеры рассказывают предпринимателям, как применять тот или иной законодательный акт, какие нюансы нужно учесть, работая в той или иной сфере, как рассчитать затраты, необходимые для выполнения тех или иных требований закона. Много проходит у нас таких семинаров, которые проводят специалисты различных служб и ведомств, заинтересованных в просветительской работе по своему направлению, тот же самый Роспотребнадзор. Такого рода деятельность, направленная на то, чтобы предприниматели грамотно вели свой бизнес, на мой взгляд, очень важна.

— Какие темы наиболее массовую аудиторию собирают?

— В среднем у нас по 25 человек участвует в семинаре. Есть такие темы, интерес к которым не угасает месяцами, так, в последнее время пользуется успехом наш семинар «Государственные и муниципальные закупки», который мы организуем два раза в месяц. Проводят его специалисты департамента контрактной системы в сфере закупок администрации города Омска и «РТС-тендер». Семинары становятся площадкой, на которые приходит прокуратура в целях информирования бизнеса о порядке проведения проверок и иных контрольных мероприятий. Семинары по выбору системы налогообложения, оформлению и сдаче отчетности тоже можно проводить буквально ежеквартально, ведь всегда есть те, кто только начинает заниматься бизнесом. В первой половине текущего года очень востребована была тема внедрения ЕГАИС, нам предоставляли для проведения семинара зал на 300 человек, и он был полон.

— Какими обучающими мероприятиями планируете заинтересовать бизнес в последние месяцы этого года? Есть ли уже идеи на 2017 год?

— У нас уже сформированы графики семинаров на четвертый квартал, расписание опубликовано на нашем сайте, уверена, что каждый из предпринимателей сможет найти там для себя что-то полезное. Могу отметить, что те предприниматели, которые постоянно взаимодействуют с нами и активно отслеживают нашу информационную повестку, самостоятельно предлагают нам темы для обсуждения или обращаются с просьбами провести то или иное мероприятие. Так, в текущем году по заявкам от предпринимателей из группы ВКонтакте мы проводили встречи с успешными бизнесменами в ИТ-сфере. Подобные встречи всегда вызывают интерес. Планируется семинар по вопросам соблюдения трудового законодательства, в этой теме всегда масса особенностей. Те, кто сегодня еще рискуют нарушать трудовое законодательство, понимают уже сейчас, что рано или поздно придут к тому, что придется уважать закон, уважать своих работников. У нас в коллективе есть специалист по трудовому законодательству, который все нюансы и тонкости готов раскрыть.

В 2017 году особенно актуальной, по нашим прогнозам, для всех станет тема повсеместного внедрения контрольно-кассовой техники с электронной передачей данных. Изменения законодательства предусматривают постепенный переход бизнеса на новые правила, со временем это коснется многих, кто сейчас находится на ЕНВД, и всех остальных без исключения, вплоть до применяющих патент. Цель налоговой службы здесь – сделать все финансовые потоки прозрачными, чтобы бизнеса «в тени» не было. Деятельность центра направлена на информирование клиентов — начинающих и действующих предпринимателей — о соблюдении всех правовых норм. Работа по правилам позволяет повысить уровень доверия не только со стороны потребителей, но и партнеров, сделать бизнес прозрачным, стабильным и перспективным, открыть выход на международные рынки. И сегодня ситуация меняется, сознательность бизнеса растет. Все больше становится предпринимателей вдумчивых, работающих на перспективу.

— На сайте Центра поддержки предпринимательства предусмотрен ряд сервисов – возможность задать вопрос специалисту, найти партнера и так далее. В онлайн-режиме к вам могут обращаться предприниматели из районов, из других регионов?

Да, и в онлайн-режиме, и в оффлайне, мы со всеми работаем. Нет смысла вводить ограничения. На сайте мы вообще консультируем бизнесменов из других регионов и даже стран. В интересах бизнеса делаем запросы, участвуем в работе различных советов, рабочих групп. Так, я член рабочей группы при прокуратуре города, и у нас достаточно плотный контакт, если к нам обращается предприниматель по вопросу взаимодействия с прокуратурой, мы сразу можем переадресовать его туда напрямую и уверены, что состоится открытый диалог.

Существует положительный опыт отстаивания интересов бизнеса и решения сложных вопросов предпринимателей, обращающихся в центр, при взаимодействии с Уполномоченным по правам предпринимателей по Омской области. Что касается других наших сервисов, мы можем консультировать в режиме общения через веб-камеру, что особенно актуально для людей с ограниченными возможностями, фрилансеров. Можем консультировать на английском языке, и прецеденты были. В целом нашим коллективом я горжусь, все сотрудники – профессионалы в своем деле, и особенно радует то, что они готовы постоянно обучаться, развиваться, узнавать новое и делиться своими знаниями с предпринимателями.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/oktyabr/39/86569