Книжный клуб: Постыдное удовольствие от "Ночной стражи" и "Алмазного эндшпиля"

Дата публикации: 02 ноября 2016

Терри ПРАТЧЕТТ

Ночная Стража

М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2011 год. – 528 стр.

Тираж 17 000 экз.

 

Когда ломаемся мы, ломается все

«Свобода! Равенство! Братство! Любовь по разумным расценкам! И яйцо вкрутую!»

Это двадцать девятая книга цикла «Плоский мир», шестая из подцикла о Страже. И такая же смешная. Правильный перевод названия – «Ночной дозор», чему соответствует обложка британского художника Пола Кидби, пародирующая известную картину Рембрандта. Главный герой — Сэм Ваймс — командует Городской стражей в городе  Анк-Морпорке. Но во время преследования маньяка-убийцы Карцера они оба провалились в прошлое на 30 лет назад, как раз накануне того,что историки впоследствии назовут Славной Майской Революцией. Кстати, спустя четыре года – в 2006-м – на английском телевидениипоявился сериал «Жизнь на Марсе» о полицейском, который, преследуя убийцу, провалился во времени на33 года назад, где тоже стал полицейским. В прошлом Сэм Ваймс под именем сержанта Джона Киля приходит на службу в Ночную Стражу, где начинает свой путь он же, но очень молодой и наивный, и становится сам себе наставником: «Каждый в чем-то виновен. Все стражники это знают. Это позволяло поддерживать авторитет власти – любой человек, разговаривая со стражником, в душе боялся, что доказательства его вины написаны прямо у него на лбу, открытые взгляду закона». Впрочем, не дело Ночной Стражи народные волнения, ее заботы – драки, хулиганство, кража. Но революция вспыхивает, когда дрова просохли, а искры множатся. Кто-то этим пользуется, кто-то вовлекается в события волею случая, кто-то манипулирует. Но итог всегда один:«Очень скоро выясняется, что Народу вовсе не свойственно испытывать признательность к своим благодетелям, равно как не свойственны ему дальновидность и послушание. Зато Народу присущи глупость и нежелание что-либо менять, а любые проявления разума его пугают. Таким образом,дети революции всегда сталкиваются со старой, как мир, проблемой: сменив правительство, они обнаруживают, что менять надо было не только правительство (это-то само собой), но и народ». Это чуть ли не единственный роман, где мы заглядываем в прошлое Анк-Морпорка и с интересом, например,обнаруживаем, что мудрый правитель Витинари тогда был молодым стажером Гильдии убийц.

mif1959

 

Брюс ЧАТВИН

«Утц» и другие истории из мира искусств [роман, рассказы и эссе разных лет]

Пер. с англ.

М.: Ад Маргинем Пресс, 2016 год. – 432 стр.

 

«Десять дней в качестве гостя»

Взгляд британскими глазами на русский колорит

«Ленин был сыном директора провинциальной гимназии, и историки нередко отмечали твердую педагогическую манеру, в которой он общался со своими соратниками. Эдмунд Уилсон даже называл его «великим директором». Его понятие партийности – священного духа партии – определенно напоминает идею преданности общему делу, которую требуется проявлять коллегам по школе. Вкусы его были старомодные, спартанские». Это фрагмент из чатвиновского эссе «Георгий Костаки. История советского коллекционера». «На прогулочном теплоходе «Максим Горький» я провел десять дней в качестве гостя «Интуриста». Мы неспешно плыли вниз по Волге, потом через Волго-Донской канал и дальше, вниз по Дону, до самого Ростова. Дни стояли ясные, ночи холодные. Все остальные пассажиры были немцы. Среди них попадались бывшие офицеры бронетанковых частей, чья молодость прошла в сибирских лагерях, теперь же они решили снова посетить места проигранных сражений. Некоторые служили в авиации, им посчастливилось не разбиться. Были там и военные вдовы – женщины с влажными глазами, которые сорок один год назад все махали и махали вслед поездам, уходящим на фронт в Россию; теперь на вопрос, зачем приехали на Волгу, они склоняли голову и отвечали: «Mein Mann ist tot in Stalingrad». А это впечатления Брюса о путешествии по Волге в семидесятых годах прошлого века. ЧАТВИН – британский писатель, путешественник, эссеист, работавший в разное время экспертом по импрессионизму в аукционном доме «Сотбис» и консультантом по вопросам искусства и архитектуры в газете «Санди Таймс». Неплохо знал Россию. В романе «Утц» описал историю коллекционера мейсенского фарфора, жившего в Праге послевоенных времен. Издание на русском языке увидело свет в рамках программы Музея современного искусства «Гараж» и ООО «Ад Маргинем Пресс».

Е.К.

 

Александр ПАВЛОВ

Постыдное удовольствие: философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа

Серия «Исследования культуры»

М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014 год. – 360 стр.

Тираж 1 000 экз.

 

Тьмы низких жанров

Жизнь и времена порношика

До недавнего времени считалось, что интеллектуалы не любят, не могут или не должны любить массовую культуру. Те же, кто ее почему-то любят, считают это постыдным удовольствием. По мнению автора, прошедшие годы XXI века доказали, что высокая культура более не выполняет тех функций, которые были характерны для нее на протяжении всего времени существования. Она загнала себя в гетто фестивалей, театров, библиотек и выставок. За последние 100 лет культура как таковая (ее верхи и низы) произвела столько, что сегодня ее главной функцией оказывается последующее воспроизводство самой себя. Главными героями этой книги стали Фредрик Джеймисон и Славой Жижек. По крайней мере, чаще всего ссылки здесь можно встретить именно на них, потому что они являются наиболее яркими философами-интерпретаторами современной культуры. Автор последовательно исследует фильмы ужасов, порнографические фильмы, анализирует мультсериалы «Симпсоны» и «Южный парк», рассказывает о культовом и фантастическом кино. В книге много фактуры. Любопытно, например, изменение восприятия в США фильма «Волшебник страны Оз» 1939 года. Из серого, депрессивного Канзаса Дороти попадала в яркую волшебную страну техниколора, где встречала своих добрых друзей. Но не остается здесь. «Нет места лучше дома» – заключает Дороти и отправляется в Канзас, где ее на самом деле не ждет ничего хорошего. Ее воспитывают тетя с дядей, которые слишком заняты на ферме, у нее нет ни друзей, ни подруг (в ее окружении вообще нет детей). Таким образом, заключает Александр ПАВЛОВ, кино мотивировало детей оставаться в провинции, где они были рождены. Но в 60-е годы этот фильм стал культовым для гей-сообществ, которые тогда еше были запрещены и поэтому изобрели для самообозначения эвфемизм «Друзья Дороти». Дороти дружит с тремя взрослыми мужчинами, ходит с ними под ручку, а они в свою очередь, более эмоциональны, чем их маленькая подруга. Лев истеричен, Железный дровосек разражается слезами, чтобы ни произошло, а Страшила постоянно смеется невпопад.

mif1959

 

Елена МИХАЛКОВА

Алмазный эндшпиль

Серия «Настоящий детектив Елены Михалковой»

М.: «АСТ», «Астрель», 2011 год. – 384 стр.

Тираж 10 000 экз.

 

«Камни радостно засверкали»

Ищут бриллиант, находят друг друга

«Двадцать минут…» Антон зашел в туалет, закрылся, опустил шторку на окне. Поезд трясся немилосердно. Он опустил крышку унитаза, быстро вынул из сумки кусок ткани и расстелил его на крышке. «Видел бы кто-нибудь, что я сейчас делаю». Ткань была шершавая, со специальной пропиткой. Антон достал из внутреннего кармана рубашки, пришитого хитрым способом, небольшой мешочек, расстегнул молнию и высыпал его содержимое на ткань. Камни радостно засверкали, как будто их выпустили на свободу. Даже в этом тусклом желтом свете они сияли и переливались. Антон видел подобное десятки раз – и все равно в первые секунды это зрелище ошеломляло его, как ребенка. Двадцать восемь бриллиантов». У Антона редкое занятие: он перевозит бриллианты по заказу крупной ювелирной фирмы. Дело это опасное и требует навыка, воли, смелости и, конечно, удачи. Однажды удача изменит Антону: его ограбят и тяжело ранят. Тем не менее ему удастся уйти от преследователей, спрятавшись в одной из квартир многоэтажного дома. Со временем Антон поймет, что стал разменной монетой в игре крупнейших участников ювелирного рынка Москвы, и начнет свою собственную игру. В этом ему поможет Майя, странным образом тоже имеющая прямое отношение к ювелирному рынку. «В пятницу утром в парке «Сокольники» было многолюдно: по дорожке, ведущей к павильону номер четыре, ручейком тянулись посетители. Здесь проходила ежегодная ювелирная выставка, каждую весну собиравшая ювелиров со всей России. В небольшом павильоне царила неуловимая атмосфера старинного восточного базара. Слева искрились авантюрины, по которым словно рассыпался золотой песок, голубела бирюза, сверкал горный хрусталь. Справа манили к себе глубокие, как вода, загадочные аквамарины, за ними полыхали рубины, и царственные сапфиры, вобравшие в себя морскую синь, приковывали взгляды. Кроваво-красная яшма, бледные селениты, нежные фиалковые аметисты, и рядом – высокомерные изумруды, холодные, недостижимые, как зеленые звезды».

Е.К.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/oktyabr/42/knizhnyy-klub