Полисы ОСАГО станут электронными

Дата публикации: 14 сентября 2016

С января 2017 года страховщики уже не смогут отказывать автовладельцам в выдаче полисов из-за отсутствия бланков и навязывать дополнительные услуги

Проблемы рынка обязательного страхования автогражданской ответственности обсуждали 9 сентября на круглом столе в городском пресс-центре. Об изменениях, которые происходят на рынке, омским СМИ рассказали председатель правления Общества защиты прав потребителей в сфере страхования Игорь ПУШКАРЬ и директор Омского филиала открытого страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» Александр КУЗНЕЦОВ.

Рынок качается

Как рассказал Игорь ПУШКАРЬ, по размеру рынка ОСАГО регион находится на 25-м месте в стране. В целом по России в рамках ОСАГО собрано всеми страховыми компаниями в I квартале 2016 года 49,7 млрд рублей (выплачено – 35,6 млрд рублей), в Омской области сборы по ОСАГО составили за тот же период времени 528 млн рублей (выплачено – 359,7 млн рублей). В общем сборе по стране доля Омской области – 1,06%.

– Прирост небольшой по сравнению с прошлым годом есть, но надо еще учесть, что количество страховых компаний на рынке ежегодно сокращается, – пояснил Игорь ПУШАРЬ. – Если в 1996 году в РФ было 2950 страховых компаний, то сегодня – 423 компании. В Омской области тоже когда-то работали более 100 компаний, а на сегодняшний день мы имеем всего 61 компанию. При этом порядка 30% всех сборов по ОСАГО приходится на долю трех субъектов Федерации – Москва с Московской областью и Санкт-Петербург.

Объем сборов по ОСАГО, как считает Александр КУЗНЕЦОВ, является и косвенным показателем состояния региональной экономики и демонстрирует уровень проникновения услуги. Если в Омской области собирают только 1% от общих сборов в стране – это говорит о том, что значительное количество автолюбителей либо не имеет полиса ОСАГО вообще, либо довольствуется фальшивыми бланками. Новосибирская область, судя по страховой статистике, чуть более благополучная, там собирают 2% от общих сборов по ОСАГО.

Кстати, по оценке Российского союза автостраховщиков (РСА), в России порядка 4 млн фальшивых полисов, и это много, если учесть, что в стране зарегистрировано 58 млн транспортных средств. Известно, что подделки сегодня изготавливаются промышленным способом, фальшивые бланки поступают из Китая, Польши, Украины.

– С фальшивыми полисами «РЕСО-Гарантии» мы сталкиваемся постоянно, – подчеркнул Александр КУЗНЕЦОВ. – Как минимум, один раз в две недели фальшивый полис попадается. Завершено уже два десятка процессов, по которым с нас пытались взыскать деньги владельцы фальшивых полисов. Мы в Омске ни одного процесса не проиграли.

Электронный полис

Проблемы с доступностью полисов ОСАГО государство намерено решить кардинально. В следующем году все страховые компании обязаны будут выдавать электронные полисы, которые можно будет оформить и оплатить дистанционно, не выходя из дому. Сегодня такая возможность формально существует тоже, на сайтах страховых компаний такой сервис имеется, но поскольку за качеством этой услуги никто не следит, то фактически оформить полис ОСАГО дистанционно невозможно, как уверяет Игорь ПУШКАРЬ. Сервис зависает в процессе оформления, и претензии предъявить некому. А с января услуга по выдаче электронных полисов ОСАГО станет обязательной для всех страховых компаний.

– Норма закона, которая вступает с 1 января, обязывает все страховые компании, имеющие лицензию на ОСАГО, иметь интернет-сервис по выдаче полисов. Безусловно, это изменит ситуацию с точки зрения доступности полисов. То есть проблем с доступностью не будет вообще, – пояснил Александр КУЗНЕЦОВ.

Часто бывало, что страховые компании отказывались оформлять ОСАГО по причине отсутствия бланков, но если клиент соглашался заключить договор добровольного страхования, то откуда-то появлялись и бланки. Возможность получения электронного полиса, по мнению Игоря ПУШКАРЯ, позволит свести на нет случаи навязывания дополнительных услуг.

Нововведению, надо полагать, особенно обрадуются частные перевозчики, поскольку сейчас, по словам Александра КУЗНЕЦОВА, больше всего отказов по ОСАГО получают владельцы автобусов малой вместимости, у которых в правах открыта категория «Д». Страховать участников рынка коммерческих пассажирских перевозок не желает большинство страховых компаний. Перевозчикам отказывают в выдаче полиса ОСАГО под разными предлогами, в том числе незаконными, но чаще всего отказы мотивируют именно отсутствием бланков, и перевозчики вынуждены бегать по всему Омску в поисках компании, которая выдаст им полис.

Страховщики против юристов

В девяти регионах РФ на сегодняшний день рынок ОСАГО в очередной раз балансирует на грани убыточности, и чтобы не доводить ситуацию до кризисной и избежать дефицита бланков, РСА ввел в сложных регионах услугу по приобретению полисов через так называемого единого агента, который реализует полисы всех страховых компаний, присутствующих на рынке. Страховщики уверяют, что источник проблем вовсе не они, а недобросовестные автоюристы, развернувшие активную деятельность в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Мурманской, Челябинской, Ивановской, Архангельской областях, а также в Башкортостане и Татарстане). Автоюристы недорого скупают у автомобилистов, попавших в аварию, их претензии к страховщикам, а потом сами отсуживают у компаний огромные суммы.

– В Омской области ситуация пока не столь печальная, но налицо тенденция, что весь этот беспредел, а иначе и не скажешь, может прийти скоро и к нам, – рассказал Александр КУЗНЕЦОВ. – В этих регионах доля выплат по судебным решениям достигла уже 90%. Судами взыскиваются штрафы, неустойки, пени, стоимость услуг независимых оценщиков, которые оценивают себя намного выше рынка, услуги автоюристов. По оценке РСА, недобросовестные люди, опустошающие резервы страховых компаний, только в прошлом году положили в свой карман более 10 млрд рублей. Все это приводит в итоге к повышению тарифов на ОСАГО. Про Омск могу сказать, что у нас деятельность автоюристов еще не настолько масштабна, как в Ростове-на-Дону, Челябинске или Краснодаре, но это лишь вопрос времени. Кстати, два наиболее активных индивидуальных предпринимателя, которые работают в Омске в этом направлении, зарегистрированы именно в Челябинске. В июне-июле только от одного из них в Арбитражный суд Омской области поступило более 250 однотипных исковых заявлений о взыскании неустойки, в которых услуги юриста оцениваются в 10-20 тысяч рублей.

Игорь ПУШКАРЬ оценивает ситуацию несколько иначе. Он согласен, что массовые судебные разбирательства, инициированные недобросовестными автоюристами, стали сегодня бичом рынка ОСАГО, но сами автоюристы и их претензии, по его мнению, появились вовсе не на пустом месте. Появлению проблемы поспособствовали сами страховщики. Если бы они изначально не демонстрировали силу пострадавшим в ДТП и не занижали демонстративно выплаты по страховке, то ситуация не была бы другой.

– Сами страховые компании и стали «родителями» этих недобросовестных автоюристов, – считает Игорь ПУШКАРЬ.– Они создали для них «кормовую базу». Сформировали потребность у страхователей в такого рода услугах, и рынок на это отреагировал. Наша организация на страховом рынке с 1997 года, и я помню, что 2004-2005 годах, когда закон об ОСАГО только начинал работать, никаких автоюристо вне было вообще. Они появились, как только страховые компании стали массово занижать выплаты по ОСАГО. И с каждым годом их становилось все больше, и появлялись определенные схемы, автоюристы стали заключать негласные соглашения с ГИБДД, получать доступ к информации об участниках ДТП, вводить их в заблуждение. В результате мы сейчас имеем ту ситуацию, которую имеем – ОСАГО становится убыточным.

Стоимость ОСАГО

С 1 сентября произошли изменения в законе об ОСАГО, которые коснулись и изменений базового тарифа. Если раньше тариф можно было повышать два раза в год, то теперь – один раз в год. Впрочем базовые тарифы, как напомнил Александр КУЗНЕЦОВ, в последнее время и так менялись не чаще, чем раз в год. Повышение произошло в октябре 2014 года и в апреле 2015 года. В этом году Александр КУЗНЕЦОВ изменений не ожидает, а вероятность роста тарифов в 2017 году оценивает в 25%.

– Если смотреть по нашей компании, то мы сегодня не достигли планки убыточности по ОСАГО. Для нас ОСАГО – хороший маржинальный продукт, хотя это, конечно, результат усилий большого количества людей, – подчеркнул Александр КУЗНЕЦОВ. – А вообще сегодня мы движемся к тому, чтобы цены на полисы ОСАГО отпустить, сделать их рыночными. Естественно, что такой шаг возможен при условии, что страховые компании, работающие на рынке, будут добросовестными и финансово устойчивыми. К сожалению, сегодня недобросовестных компаний еще хватает.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/sentyabr/-35/polisy-osago-stanut-elektronnymi