Суд оставил Олега ШИШОВА в колонии еще на два года

Дата публикации: 21 сентября 2016

В своем последнем слове бывший глава НПО "Мостовик" заявил, что попытается частично восстановить предприятие, если выйдет на свободу "дееспособным"

16 сентября судья Куйбышевского районного суда Омска Денис ХОДОРКИН приговорил Олега ШИШОВА к 2 годам 4 месяцам лишения свободы за уклонение от уплаты 478 млн рублей налога на добавленную стоимость (п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ) и к 1 году 10 месяцам – за хищение 526 млн рублей бюджетных средств, выделенных на строительство окружной дороги Федоровка – Александровка (ч.3 ст.159.4 УК РФ). С учетом мартовского приговора Фрунзенского районного суда Владивостока по уголовному делу о пособничестве при растрате 1 млрд рублей на строительстве Приморского океанариума (экс-директор НПО "Мостовик" получил три года и штраф 300 тысяч рублей) общий срок в колонии общего режима составил 4 года. Судья отметил, что отсчитывать его нужно с 10 ноября 2014 года, когда ШИШОВ был впервые задержан в Москве по обвинению в невыплате зарплаты, уклонении налогов и мошенничестве. Таким образом, почти половину срока Олег ШИШОВ уже отсидел. Большую часть этого времени он провел в столичном СИЗО "Матросская тишина".

Напомним, что прокурор Алексей ЛЯШЕНКО просил суд добавить подсудимому к трем годам за участие во владивостокской растрате еще 2,5 года лишения свободы. Судья ХОДОРКИН признал требование гособвинения не соответствующим Уголовному кодексу. В деле ШИШОВА, который полностью признал свою вину (оно рассматривалось в особом режиме) не обнаружилось отягчающих обстоятельств – напротив, целый список смягчающих.

Последнее слово

За час до вынесения приговора Олег ШИШОВ сказал свое последнее слово. Он отметил, что искренне раскаивается в том, что совершил, и попросил суд учесть это.

Относительно налогового преступления подсудимый отметил, что оно непосредственно связано с деятельностью возглавляемого им НПО "Мостовик".

– НПО "Мостовик" создавалось и развивалось как инновационное предприятие, выполняющее проектирование и строительство самых сложных и уникальных объектов России. Свою деятельность предприятие начало еще в 1983 году, приняв за основу своего развития подготовку высококвалифицированных специалистов. Нам ничего не досталось от советской экономики на этапе ее разворовывания и приватизации. И это хорошо. Все свои самые современные технологии, заводы, проектные институты мы создавали и строили сами, принимая за основу лучшие мировые достижения, – главным достижением своей жизни Олег ШИШОВ назвал подготовку первоклассных кадров.

В числе лучших объектов, спроектированных и построенных "Мостовиком", он упомянул мост на остров Русский, созданный "в таких тяжелейших условиях и за такие кратчайшие сроки, за которые не бралась ни одна самая известная и могучая компания в мире" и "скандальный Приморский океанариум", за который руководитель компании-подрядчика получил 3 года колонии.

– Но по большому счету, объективно мы создали уникальный шедевр в тяжелейших условиях, – сказал Олег ШИШОВ об океанариуме, в который, по его словам, были вложены знания и душа сотрудников "Мостовика", а также 2 млрд рублей кредитных средств компании сверх того, что потратило на объект государство.– Если бы ни обман со стороны заказчика, то мы бы в срок, в октябре 2014 года, сдали этот океанариум в эксплуатацию. По оценке заказчика и независимых экспертов по состоянию на июнь 2014 года "Мостовик" построил 92-94% от общего объема этого объекта. А получил от заказчика только 60% стоимости – приблизительно 12,3 млрд рублей из 20,5 миллиарда общей стоимости.

"Если бы ФНС зачла переплату"

Олег ШИШОВ напомнил, что его предприятием было построено более 30 "наиболее сложных" объектов Олимпиады в Сочи, а в Омске – множество мостов, путепроводов, дорог, промышленных предприятий, Успенский собор, Соборная мечеть и много чего еще, что "делает наш город современным и безопасным". С 1990-х годов"компания выросла до крупнейшего работодателя и налогоплательщика региона", а по суммам налоговых платежей в бюджеты разных уровней занимала 3-5 места в регионе,"уступая, по сути, только предприятиям «Газпром нефти». При этом "Мостовик" допускал переплату налогов (по большей части – в бюджет Омской области) – "конечно, с последующей корректировкой налоговых деклараций".

Инкриминированную гособвинением неуплату 526 млн рублей НДС в 2009-2012 годах ШИШОВ признает, однако, по его словам, налоговая проверка НПО "Мостовик" показала, что предприятие переплатило того же налога на сумму 718 млн рублей – "то есть на сумму, значительно превышающую сумму ущерба по этому делу".

– Если бы ФНС в соответствии с Налоговым кодексом произвела зачет этой переплаты, то ущерб был бы погашен с большой переплатой и не было бы уголовного преследования генерального директора, – отметил ШИШОВ. – Сейчас дело по переплате рассматривается Арбитражным судом города Москвы.

Бывший гендиректор "Мостовика" вслед за своими адвокатами Андреем МОТОВИЛОВЫМ и Павлом ПЛЕХАНОВЫМ попросил суд, назначая ему наказание по ст. 199 УК РФ, оставить без рассмотрения иск прокуратуры о взыскании с него ущерба по данному преступлению, а направить его на дальнейшее рассмотрение в рамках гражданского судопроизводства,"где этот вопрос, искусственно разделенный в силу многих обстоятельств, можно будет рассматривать вместе с представлением соответствующих документов".

"Если бы нам дали работу"

Объясняя свою позицию относительно обвинения в мошенничестве при строительстве омской окружной дороги, Олег ШИШОВ произнес длинную речь о сочинских объектах "Мостовика". С 2009 по 2014 год компанией было создано "более 30 уникальных объектов общей стоимостью более 70 млрд рублей": санно-бобслейная трасса, "признанная одной из лучших в мире", большая ледовая арена, транспортные узлы, все дороги и инженерные сети Олимпийского парка ("а это многие сотни километров"), а также мосты, развязки, городские сети и прочее. Почти все эти объекты, добавил ШИШОВ, строились без проектов: "Проекты появились уже после завершения строительства. В сложнейших условиях и обстановке цейтнота и хаоса".

– Заказчики согласованно и необоснованно занизили за счет уменьшения индекса удорожания стоимость всех спортивных сооружений на 25% и получили огромную "экономию", которую вернули в бюджет РФ. Только ГК "Олимпстрой" так сэкономил на нас 40 млрд рублей. А мы попали в очень сложное финансовое положение, вложив и свои, и кредитные средства в размере 20,6 млрд рублей на подготовку Олимпиады.

После Олимпийских игр все банки "в один день" предъявили НПО "Мостовик" требования о погашении всех кредитов – в "крайне сложной" ситуации, когда предприятие уже было должно и работникам, и налоговой, и контрагентам.

– Тогда мы вынуждены были объявить о самобанкротстве. Но это рассматривалось как промежуточная мера. Если бы "Мостовику" тогда дали работу, мы бы справились с этим кризисом. У нас был конкретный план действий, – заявил ШИШОВ. – В материалах уголовного дела есть убедительные доказательства, что мы не сложили руки, а все усилия направили на выполнение обязательств по всем действующим контрактам, в том числе по Западному обходу. В условиях крайне сложных, под давлением банков, будучи должны за поставку материалов на метро, гидроузел, Западный обход, мы рассчитывались всеми имеющимися скудными средствами и оборотными запасами. Главное – недвижимость. За материалы мы отдали большой и ценный комплекс в самом центре города по улице Гагарина, 14. И по финансам это было более чем достаточно и выгодно поставщикам. И это было задолго до возбуждения уголовных дел. К сожалению, поставщики материалов подвели нас.

Олег ШИШОВ заметил, что он не оправдывается и полностью признает свою вину в невыполнении работ на окружной дороге "в полном объеме". Однако, по его словам, в материалах уголовного дела содержатся доказательства того, что "из выделенных 1,2 млрд рублей "Мостовик" не смог отработать только 157 млн рублей".

– Но я говорил ранее и повторяю сейчас: никакой корысти в этом не было. Выведенных активов у меня не было и нет.

"Может быть, удастся воссоздать"

При вынесении приговора Олег ШИШОВ попросил судью принять во внимание, помимо всего сказанного, полное признание вины, фактическое возмещение ущерба по НДС ("формально ФНС не согласилась, поэтому следственный комитет не смог это принять") и по мошенничеству ("Это признано и потерпевшим, и следствием"), положительные характеристики личности, "важную и нужную" работу в Законодательном собрании Омской области, наличие тяжелых хронических заболеваний, а также отсутствие в деле отягчающих обстоятельств, а у него самого – судимостей. А то, что "при максимально возможном" сроке за налоговое преступление 4 года прокурор запросил 3 года 10 месяцев и 3 года за мошенничество при максимуме 3 года 4 месяцев (в результате чего отбываемый им срок увеличился бы до 5,5 года) Олег ШИШОВ назвал "крайне несправедливым и очень суровым".

– Наверное, такое наказание можно было бы запросить при наличии многих отягчающих и полном отсутствии смягчающих обстоятельств. Но в моем деле, наоборот, нет отягчающих и есть существенные смягчающие. Возмещение ущерба, два тома, характеризующие личность, которые прокурор читал, запинаясь, пропуская многие листы. Такое требование можно было бы понять, если бы на моем месте сидел проходимец, многократно уже совершавший такие преступления, рецидивист. Но в нашем деле совершенно другая, очевидно трагическая ситуация.

Подсудимый также обратил внимание, что гражданский иск о возмещении ущерба предъявила ему не сама ФНС, а прокуратура. Решением арбитражного суда налоговая уже включена в реестр кредиторов "Мостовика".

Более мягкого приговора, заявил Олег ШИШОВ, ждут не только его "близкие и товарищи", но и "многие бывшие сотрудники "Мостовика", с которыми работали долгие годы".

– Для нас очень обидно, что уничтожили наше предприятие. Но в случае если я смогу выйти на свободу дееспособным, может быть, удастся воссоздать в Омске квалифицированную компанию по проектированию и созданию сложных объектов. Это бы дало работу многим тысячам омичей, – сказал напоследок Олег ШИШОВ.

Приговор

Дело Олега ШИШОВА рассматривалось в особом порядке, без исследования доказательств, и в приговоре судья Денис ХОДОРКИН изложил все так, как и было в обвинительном заключении. При этом практически все смягчающие обстоятельства, который Олег ШИШОВ просил учесть, суд учел.

Олег ШИШОВ признан виновным в обоих преступлениях. По п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ он получил 2 года 4 месяца лишения свободы, по ч. 4 ст. 159 УК РФ – 1 год 10 месяцев. По совокупности этих преступлений путем частичного сложения наказаний вышло 3 года лишения свободы, а совместно с приговором Фрунзенского районного суда – 4 года в исправительной колонии общего режима. Отсчет срока начинается с 10 ноября 2014 года, когда ШИШОВ был задержан в Москве и сначала находился под домашним арестом, а затем в СИЗО Москвы, Владивостока и Омска.

При определении размера наказания судья, учитывая смягчающие обстоятельства, не согласился с предложенным прокурором наказанием. "Размер лишения свободы, предложенный государственным обвинителем, превышает максимально допустимый размер наказания", – заявил он. Дополнительных наказаний в виде лишения прав занимать определенные должности суд также не назначил.

Исковые требования первого заместителя прокурора Омской области Александра ЛОРЕНЦА о взыскании с ШИШОВА в пользу бюджета РФ налога на добавленную стоимость в размере 478 млн 136 тысяч рублей судья ХОДОРКИН оставил без рассмотрения "с сохранением права обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства".

– В настоящем судебном заседании подсудимый сообщил о частичном погашении в добровольном порядке суммы причиненного ущерба в виде неуплаченного НДС, что указывает на необходимость дополнительных расчетов задолженности. Кроме этого, в ходе рассмотрения дела о банкротстве НПО "Мостовик" Арбитражным судом Омской области аналогичные требования налогового органа включены в реестр требований кредиторов. Данное обстоятельство указывает на необходимость дополнительного исследования основания для удовлетворения заявленных исковых требований, а также проведение дополнительного расчета суммы, подлежащей взысканию, с учетом суммы налогов, уплаченной ШИШОВЫМ в добровольном порядке, – отметил судья ХОДОРКИН.

На обжалование приговора у сторон есть 10 суток.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/sentyabr/36/sud-ostavil-olega-shishova-v-kolonii-eshche-na-dva-goda