«На территории Омской области все боятся принимать решения...»

Дата публикации: 28 сентября 2016

На дискуссионной площадке Общероссийского народного фронта обсудили причины и последствия плохого инвестиционного климата в регионе. 

Инициатором мероприятия, которое состоялось 21 сентября в региональном штабе ОНФ, выступили члены рабочей группы «Честная и эффективная экономика», а поучаствовали в дискуссии представители региональных министерств, руководители ресурсоснабжающих предприятий, РЭК Омской области, предпринимательское сообщество. Аргументы сторон выслушал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

Оксана ФАДИНА, министр экономики Омской области. Сегодня существует множество рейтинговых оценок, в том числе от международных рейтинговых агентств, и мы сохраняем неплохие позиции с учетом жестких условий, в которых мы находимся, и бюджетных ограничений. А два года назад, как все помнят, появился рейтинг Агентства стратегических инициатив, который позволяет дать оценку инвестиционному климату в регионах РФ не только по формальным признакам, не только с использованием математических методов статистики, но и включить в эту работу предпринимательское сообщество, дабы получить от него обратную связь.

Первая оценка была по итогам 2014 года. В нем было 45 показателей. Омская область в том рейтинге заняла 62-64 место из 76 регионов и вошла в четвертую группу. Своего интегрального места по итогам 2015 года мы еще не знаем, к сожалению. Знаем только первую двадцатку регионов-лидеров, свои оценки по отдельным показателям и знаем, что по двум показателям Омская область попала в число лучших практик. Итоговый рейтинг полностью, по нашей информации, будет представлен на Сочинском инвестиционном форуме, который начнется в конце сентября.

Улучшились у нас такие показатели, как среднее время получения разрешения на строительство, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оценка объектов инвестиционной инфраструктуры предпринимателями, а также интернет-портал об инвестиционной деятельности, которому мы в прошлом году уделяли много внимания. Лучшие практики у нас — это оценка деятельности органов власти по постановке на кадастровый учет и среднее время постановки на кадастровый учет. Но есть и показатели, которые за год ухудшились. Причем среди них показатели, которые напрямую влияют на реализацию инвестиционных проектов.

Одна из главных проблем – длительные сроки подключения строящихся объектов к инженерным сетям. У нас среднее значение было в 2015 году, судя по опросу предпринимателей, – 106 дней. В 2016 году – 116 дней, то есть на 10 дней увеличился срок. Количество процедур, которые нужно пройти предпринимателям для подключения к электросетям, тоже увеличилось. Показатель 2015 года – 6,7, в 2016 году – 8,3.

Евгений РЕДДИХ, руководитель рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика». Я бы лично не стал утверждать, что у нас проблемы возникают только при подключении к электрическим сетям, у нас проблемы испытывают все ресурсоснабжающие организации. Я не знаю, откуда эти цифры, что подключение к сетям занимает 116 дней. На самом деле процедура подключения может растянуться и на полтора года, и мне бы хотелось, чтобы коллеги коротко высказались о наболевшем.

Сергей ШЕЛЕСТ, генеральный директор АО «ОмскВодоканал». Мы уже порядка полутора лет бьемся, как о глухую стену, пытаясь всех убедить ввести упрощенную процедуру получения разрешения на строительство линейных объектов. Мы съездили в Оренбург, привезли оттуда готовый комплект документов, где есть все постановления местные, упрощающие процедуру, в результате для получения разрешения на строительство линейного объекта не требуется проект планировки и проект межевания. Никакого нарушения федерального законодательства там нет. Упрощенные процедуры действуют в Челябинской, Московской, Пермской, Ленинградской и в ряде других областей. Но Оренбург в этом смысле – один из самых передовых. И только Омская область почему-то упирается всеми частями тела.

Нам говорят, это якобы приведет к росту бесхозяйного имущества. А я считаю, что хватит нам топтаться на месте и воздух сотрясать. Если мы внедрим в жизнь передовой опыт, это приведет только к улучшению инвестиционного климата. Сегодня мы дошли уже до самого края. Если мы будем исполнять все постановления, действующие в Омской области, никто из сегодня обратившихся в течение двух лет, как минимум, к водоснабжению не подключится. Даже объекты к 300-летию, которые были введены в срок, подключены полностью на страх и риск ОмскВодоканала.

Манвел МАЖОНЦ, генеральный директор АО «Омскэлектро». Хочу поддержать Сергея Николаевича, сегодня почему-то крайними всегда остаются ресурсоснабжающие организации. К 300-летию мы тоже строили большое количество сетей к объектам, и очень многие из них до сих пор не имеют разрешения на строительство. Про сроки подключения к электрическим сетям объектов, которые строятся простыми смертными, я даже и не говорю. Я слышал очень оптимистичную цифру – якобы 230 дней необходимо в Омской области для получения разрешения на строительство. Мы проанализировали последние годы, и могу вам сказать, что реально этот процесс занимал у нас не менее 450 дней. И это в том случае, если уже есть проект межевания. Если проекта нет вообще, то даже не от чего отсчитывать срок.

Приведу пример с инвестпроектом, который позиционировался как приоритетный для города. Мы в порыве благородства, желая городу лучшей жизни, потратили 27 млн рублей, провели кабель к площадке для малоэтажного жилищного строительства, в результате мы не только не можем получить разрешение на строительство, но даже не можем приступить к оформлению земли, поскольку город не выполнил проект межевания. А РЭК Омской области теперь изымает 27 млн из нашей инвестпрограммы, поскольку мы не сдали кабель в эксплуатацию. А что будет делать предприниматель, который не получил от нас технических условий на подключение? Понятно, что он ничего не станет строить, а купит жене шубу на эти деньги. Что мы, собственно, сегодня и наблюдаем. При таких условиях люди не хотят вести экономическую деятельность у нас в области. Все помнят, я думаю, велотрек. Он уже давно сдан и эксплуатируется, а разрешение на строительство сетей к нему мы получили только в августе 2016 года.

Владимир ДМИТРИЕВ, генеральный директор АО «Омск РТС». Я полностью солидарен с позицией коллег. От момента подачи заявки на технологическое присоединение и до ввода в эксплуатацию присоединяемого объекта уходит по факту не 18 месяцев, как положено по закону, а 33-44 месяца. Львиную долю времени из этих трех лет занимает работа, связанная с проектом межевания. По самому минимуму если идти, у нас уходит до 30 месяцев. Нередко бывает, когда линейный объект уже построен, а мы все еще находимся на стадии получения разрешения на строительство. В результате мы получаем штрафные санкции, проблемы с тарифом. Ни один инвестор, я думаю, не пожелает в таких условиях строить большие промышленные объекты. Нужно срочно упрощать процедуру.

Евгений РЕДДИХ. РЭК Омской области может нам прокомментировать. Действительно изымаются деньги из инвестпрограммы, если ресурсоснабжающая организация не может отчитаться и не представляет свидетельство о праве собственности на построенный линейный объект?

Олег ГОЛУБЕВ, председатель РЭК Омской области. Конечно. Закон нам говорит, что объект должен быть сдан в эксплуатацию в отведенные инвестпрограммой сроки. Но мы эти суммы сможем учесть в будущих периодах.

Евгений РЕДДИХ. Если есть лучшие практики других регионов, как это сейчас принято говорить, то что же мешает применять их в Омске? Администрация города может что-то сказать на этот счет?

Татьяна ВАГИНА, начальник управления инженерно-транспортной инфраструктуры департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска, главный инженер города Омска. Администрация города может сказать, что непосредственно процесс оформления разрешения на строительство занимает 10 дней. Этот срок не был нарушен ни разу за последние годы. При условии, что вся проектная документация есть, разумеется. В данном случае ресурсоснабжающие организации говорят о длительности процедуры подготовки пакета документов, на основании которого администрация города Омска выдает разрешение на строительство. То есть они говорят о своих действиях, а не о действиях администрации.

Инна ПАРЫГИНА, заместитель мэра города Омска. Департамент городской экономической политики плотно разбирался с этим вопросом, как раз увидев практики других субъектов. Мы дважды обращались по этому поводу от имени мэра Омска в адрес и губернатора, и министра строительства. Но в силу сложившихся, скажем так, надзорно-судебных перспектив на территории нашей области все боятся принимать решение. В других регионах практики есть и они действуют, но здесь надо договариваться в том числе с надзорными органами. Потому что никто не захочет нести ответственность за последствия.

Манвел МАЖОНЦ. Действительно, сам документ, который называется «разрешение на строительство», можно получить в течение десяти дней. Но чтобы его получить, нужны проекты планировки и межевания, которых нет, поскольку в бюджете города нет денег.

Евгений РЕДДИХ. Давайте выслушаем еще министерство строительства и ЖКК.

Дмитрий ШИКАЛОВ, заместитель министра строительства и ЖКК. О тех проблемах, о которых говорили коллеги из ресурсоснабжающих организаций, мы знаем, естественно. И об опыте Оренбурга, Екатеринбурга и других субъектов Федерации мы тоже знаем. Документы все внимательно изучаем, в ближайшее время у нас состоится встреча со специалистами Росреестра. Просто перед тем как сделать первый шаг, нужно понять, каким будет второй шаг. Что касается проектов планировки и проектов межевания территорий – этот вопрос обсуждается уже давно, задача по разработке данных документов ставилась на уровне Федерации еще с 2011 года, и в муниципальных районах эта задача решается намного быстрее, чем в городе Омске. Наличие проектов планировки и межевания – это требование законодательства. Муниципалитеты должны были его исполнить к 2016 году, но не исполнили, к сожалению. Как государственные служащие, мы должны руководствоваться федеральным законодательством. А все, что происходит в иных регионах, больше похоже на творчество. Наши юристы, например, однозначно говорят, что по тем документам, которые используют в Оренбурге, наш филиал Росреестра не зарегистрирует право собственности на линейный объект.

Евгений РЕДДИХ. Вообще-то Росреестр – это федеральный орган и во всех регионах он должен действовать по одним стандартам. Разве нет? У нас есть здесь представитель Росреестра, он может прокомментировать...

Вячеслав ИВАНОВ, заместитель директора филиала Федеральной кадастровой палаты по Омской области. Могу только подтвердить, что действительно существует так называемый упрощенный порядок подготовки документов, необходимых для кадастрового учета. Этот упрощенный порядок действует, когда не требуется разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В ряде субъектов Федерации утверждены законодательно перечни таких объектов.

Евгений РЕДДИХ. Допустим, линии электропередачи до конкретной мощности, объекты теплоснабжения до определенного диаметра... А прокуратура есть и в Липецкой области, и в Московской. Тем не менее регионы, лидирующие в рейтинге АСИ, добились того, что у них время подключения к электрическим сетям ограничено двумя месяцами. В два раза быстрее, чем федеральный стандарт.

Инна ПАРЫГИНА. Там власть принимает на себя ответственность.

Евгений РЕДДИХ. У нас ресурсники принимают на себя ответственность, предприниматели принимают на себя ответственность, рискуя что-то строить в Омской области...

Манвел МАЖОНЦ. Что касается подключения к электроэнергии, мы бы и рады реально сократить сроки до двух месяцев, но нам навстречу тоже нужно бы пойти. Если бы исключили из «сложного» перечня сети напряжением до 20 кВ, а у нас таких до 90%, то нам было бы намного легче работать. Сложность-то в том, что нам одинаково хлопотно оформить документы для ввода сетевого объекта, построенного и для нужд индивидуального застройщика, которому необходима мощность до 15 кВт, и для предпринимателя, который подключает к сетям большой производственный объект. Индивидуальный дом мы можем подключить вообще за один день, а документы оформляем месяцами.

Юрий ФЕДОТОВ, председатель финансово-бюджетного комитета Омского городского совета. У меня складывается двоякое впечатление. С одной стороны, я руковожу рабочей группой ОНФ, с другой – я предприниматель и обычный житель города Омска. И я знаю, что предпринимателям глубоко наплевать, почему такой длительный период получения разрешения на ввод объектов и кто именно не придумал упрощенных процедур. Еще я знаю, что Тюмень предлагает хорошие условия. Там заместитель губернатора звонит омским инвесторам и уговаривает их разместиться уже на готовых площадках, куда подведены все инженерные коммуникации.

Естественно, в такой конкуренции Омская область и Омск проигрывают полностью. Поэтому у меня большая просьба к минстрою: посмотреть внимательно варианты, которые предлагаются. Мы их уже обсуждали в Омском городском совете во всех подробностях, привлекая к обсуждению профессионалов. Я сам работал долгое время чиновником, много лет уже являюсь депутатом, и я вас уверяю, что нормативная база – она позволяет изменить ситуацию. Нужно только принять решение.

Потому что проекты межевания не будут сделаны никогда. И отсутствие денег – не самая главная причина. Проблема еще в том, что у нас в генплане и в ПЗЗ такое количество ошибок, что даже если проект межевания сделан, то по нему невозможно землю размежевать. Об этом землеустроители в прошлом году только разве что на перекрестках не кричали, и был вариант – не плодить новые, которые не будут соответствовать, а сначала отменить старые, но этого варианта испугались. Потому что сразу возникнет вопрос о потраченных бюджетных деньгах и о том, что кто-то за них должен отвечать. Так что давайте не будем говорить друг другу, почему ничего нельзя сделать, а просто пусть каждый сделает маленький шажок. Чтобы Омск стал нормальным местом с точки зрения инвестиционного климата.

Вы поговорите с предпринимателями, которые реально строят. И вы узнаете, что линейные объекты – они еще не самые проблемные с точки зрения ввода в эксплуатацию. У нас в Омске отсутствует, например, внятная позиция, где какую этажность можно строить. Росавиация, выдавая свои заключения на проекты зданий свыше 14 этажей, требует сделать индивидуальный проект. А проект – это дополнительные затраты, естественно. В некоторых регионах пошли по нормальному пути, там власть заказала проект на весь город, и заранее известны все зоны, где нельзя строить высотные объекты. Там, к примеру, глиссада. Почему нельзя сделать такой единый план для Омска?

Один мой знакомый по просьбе своего сургутского инвестора, который хотел строить кирпичный завод, пришел в департамент архитектуры, чтобы подать заявку. Сначала он 20 минут объяснял охраннику на входе в администрацию, зачем ему нужно в департамент архитектуры. Наконец ему сообщили контактный телефон, и он по нему звонил еще минут 20. Дозвонился. Ему пообещали, что за ним сейчас спустятся. Еще 20 минут он ждал, а потом перезвонил и узнал, что про него просто забыли. После этого похода он сказал, что больше в департамент не пойдет никогда. А это уважаемый человек, между прочим. И на строительство завода инвестор планировал потратить миллиард рублей.

Вы посмотрите на уровень явки на голосовании в Тюменской и Кемеровской областях. Вы думаете их гнали палками на избирательные участки? Нет, возможно, их попросили прийти и проголосовать. Но у нас ведь тоже просили. Почему-то там прислушались люди к просьбам, у нас – нет. Это же тоже показатель. Как я всегда говорю, люди голосуют либо деньгами, либо ногами.

Оксана ФАДИНА. Мне не очень понравилось, скажу честно, что мы начинаем порой, занимать позицию обвинения. Мне кажется, что всегда лучше запасаться конструктивными предложениями, а не обвинениями. Если говорить о лучших практиках, у Тюменского региона мы тоже учимся. В частности, используем регламент по выделению земли без торгов, который работает сегодня для приоритетных региональных инвестиционных проектов. Что касается разрешений на строительство, мы тоже больше года уже говорим, что нужно упростить процедуру для линейных объектов, потому что это проблема не только для сетевых предприятий, но и для предпринимателей.

Юрий ФЕДОТОВ. Именно об этом я и говорю. Сетевики – они ведь не для себя строят, а для конкретного предприятия или стройплощадки. Конечный их потребитель – предприниматель или застройщик. А проектов межевания, еще раз повторюсь, не ждите. Как человек, который прочитал в полном объеме все документы КСП города Омска, которые были подготовлены после проверки департамента архитектуры, я скажу так: бесполезно их ждать.

Манвел МАЖОНЦ. Я понимаю, что мы все в одной лодке. Но хотел бы еще добавить, что в процессе обсуждения я услышал очень подготовленные речи тех, что пытается изменить кто-либо, и не услышал ни одного аргумента другой стороны, объясняющего, по каким причинам нельзя ничего сделать. Мы бы хотели услышать аргументированные возражения. Пока их нет.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/sentyabr/37/86281