Алексей ЛАЗУТКИН: «Если перевозчик соответствует всем критериям, побеждает на конкурсе, а потом говорит: я не поеду, мы попадаем в правовой вакуум...»

Дата публикации: 28 сентября 2016

На минувшей неделе с маршрута Омск – Таврическое исчезли автобусы официального перевозчика – ООО «Дилижанс»

Предприятие выиграло в июле конкурс, получило от областного минпрома разрешение работать на 34 маршрутах межмуниципальных перевозок южного направления, но теперь, как выяснилось, часть маршрутов перевозчик хочет вернуть, оставив себе только самые доходные. У перевозчика своя правда, у властей — своя. О том, как быть в этой ситуации и что делать, чтобы села и райцентры Омской области не остались без транспортной связи с городом, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ поговорил с руководителем департамента транспорта минпрома Алексеем ЛАЗУТКИНЫМ.

— Алексей Юрьевич, какие вообще перевозчики работают сегодня на межмуниципальных маршрутах в Омской области?

— По конкурсу мы распределяли в общей сложности 230 маршрутов. По результатам выбрано пять перевозчиков. Самый крупный — Омскоблавтотранс, он признан победителем по трем лотам. Один лот выиграло ООО «Дилижанс». По Омскому району маршруты получили ИП ЛОКОТКОВ и ИП ПЯТАК.

— ООО «Дилижанс» — это крупный перевозчик?

— Достаточно крупный. У него порядка 180 транспортных единиц. В том числе заказными перевозками занимается.

— ООО «Дилижанс отказалось от одного маршрута?

— Сначала от одного, Омск – Таврическое – Карповка, а спустя день мы получили письмо, в котором был отказ еще от пяти маршрутов в Таврическом и Нововаршавском районах.

— Как перевозчик объясняет свое нежелание обслуживать часть маршрутов, которые достались ему по конкурсу?

— В письме, которое направлено в министерство, он сообщает, что маршруты нерентабельны, пассажиропоток с 29 августа по 15 сентября оказался недостаточным, чтобы покрыть затраты на организацию перевозок, а поскольку конечная цель любой предпринимательской деятельности — получение прибыли, ООО «Дилижанс» не может работать с убытком для себя.

— Давно эти шесть маршрутов не обслуживаются?

— ООО «Дилижанс» ушло с маршрутов 16 сентября. Мы предприняли экстренные меры, и сейчас на части маршрутов работают внутрирайонные перевозчики, а на маршруте Таврическое-Омск пассажиров возят ИП ТРОФИМЧУК В.М., проходящие маршруты, а также так называемые нелегальные перевозчики, с которыми мы еще не до конца урегулировали все вопросы. Они нам доказывают, что работают на заказ, а не по маршруту регулярных перевозок, но я думаю, суд все вопросы разрешит и сделает правильные выводы.

— А если бы нелегалов уже не было?

— Если бы ситуация уже полностью выровнялась, то все пассажиры пересели бы скорей всего на легальные автобусы ООО «Дилижанс», и все проблемные маршруты стали бы рентабельными. Любому жителю любого поселения нет разницы, кто оказывает ему услуги по перевозке. Главное, чтобы автобусы ходили регулярно и по расписанию.

— Избавиться от нелегалов быстро не удастся, это понятно. Но что делать сегодня? Разве перевозчик может внезапно отказаться от своих маршрутов? А если завтра откажутся от маршрутов остальные?

— Ситуация действительно сложная, мы с ней столкнулись впервые. Этот момент нормами Федерального закона № 220-фз урегулирован не до конца. Получается ситуация, что перевозчик после отказа от своих маршрутов должен осуществлять перевозки еще в течение трех месяцев, пока организатор перевозок подготовит и проведет конкурс по выбору нового перевозчика, но ответственности для отказавшегося от маршрутов перевозчика закон не предусматривает. Поскольку в данном случае перевозки не субсидируемые, никаких административных рычагов у нас нет. Если перевозчик соответствует всем критериям, у него новые автобусы, он побеждает на конкурсе, а потом просто говорит: я не поеду, то мы попадаем в правовой вакуум. В Нововаршавке, к примеру, он даже не от маршрутов отказался, а только от графиков. Условно говоря, хочет возить пассажиров лишь в то время, когда ему удобно — утром и вечером. А днем работать не хочет, мотивируя отсутствием пассажиров.

— Разве перевозчик не нарушает условия договора?

— Договора с ООО «Дилижанс» у нас нет. Законодательство о пассажирских перевозках определяет, что организатор перевозок выдает свидетельство, дающее право работать на конкретном маршруте регулярных перевозок. То есть право передается не в форме договора, а в форме специального разрешения.

— Вы не предполагали, что с некоторыми маршрутами могут возникнуть проблемы?

— Предполагали. Но не думали, что все произойдет так быстро. И не ожидали такого демарша от ООО «Дилижанс». Мы рассчитывали, что процесс будет выравниваться за счет снижения объемов перевозок нелегальными перевозчиками.

— Теперь, как я понимаю, вам придется решать все вопросы в суде...

— Заявление в арбитражный суд о признании выданных свидетельств на маршруты ООО «Дилижанс» мы уже направили, оно принято к производству. Надеемся, что суд пойдет навстречу интересам пассажиров и примет обеспечительные меры, чтобы перевозчик, пока дело будет рассматриваться, продолжал осуществлять перевозки по всем маршрутам. В том числе по шести спорным.

— Планируете через суд забрать у ООО «Дилижанс» все 34 маршрута?

— Конечно. Мы же формировали конкурсный лот таким образом, чтобы все маршруты были сбалансированы. Какие-то более рентабельные, какие-то — менее, ну а в целом, в совокупности, прибыль у перевозчика есть. Это как пакетное предложение. Естественно, мы не можем оставить ООО «Дилижанс» только самые прибыльные маршруты, иначе просто не найдем желающих на остальные. На такой конкурс никто не подаст заявку. И что делать

— И никакие аргументы минпрома перевозчик не воспринимает? Вы же рассказали ему о рисках лишиться всех маршрутов?

— В ООО «Дилижанс» считают, видимо, что докажут свою точку зрения в суде.

— Другие перевозчики не отказываются от маршрутов?

— Пока больше никто не отказывается.

— Хочу вернуться к нелегалам. Интуиция мне подсказывает, что пассажиры к ним привыкли и сейчас они высказывают возмущение действиями минпрома, который рушит привычный им мир своей борьбой с нелегалами?

— Да, люди привыкли к тем маршрутам, которые были. Они ездили между деревнями, и мы о многих из них даже и не знали. Вступил в силу закон № 220-фз, ездить без свидетельств стало нельзя, и большинство нелегальных перевозчиков ушло с рынка добровольно. А многие пассажиры теперь возмущаются. И пишут нам письма, что мы отменили тот или иной маршрут. А как мы могли его отменить, если такого маршрута не было вообще? Типичный пример — село Ростовка, где очень активные жители. Когда 10 машин без документов ушло с маршрута Омск – Ростовка, мы увеличили интенсивность движения автобусов легального перевозчика, пустили по маршруту три автобуса большой вместимости, но люди все равно возмущались. Они привыкли к той интенсивности движения, которую им обеспечивали «газели». Сейчас интервал между автобусами 10-15 минут, а они привыкли к интервалу 5 минут. И не хотят ездить стоя. Возмущаются, пишут письма, требуют вернуть им «газели».

— Война с нелегалами — палка с двумя концами. Самый распространенный аргумент: нелегал дешевле, поэтому его услугами мы и пользуемся...

— Дешевле потому, что они не пользуются автовокзалом и автостанциями в районах, не платят налогов. Может быть, нам закрыть автостанции? Я думаю, что в климатических условиях Сибири закрывать автостанции было бы ошибкой. А налоги — это большая и отдельная тема. Пассажир, пользуясь более дешевыми услугами нелегального перевозчика, экономит несколько рублей в данный конкретный момент, но проигрывает в перспективе. Мы будем это долго объяснять людям, но другого варианта нет. Закон о пассажирских перевозках сделает рынок прозрачным. И все перевозчики должны будут платить налоги.

— Не могу не поинтересоваться: все ли перевозчики подчинились требованиям по передаче в Региональную навигационно-информационную систему Омской области мониторинговой информации о транспортных средствах? Чем завершился судебный процесс по иску «Омских перевозчиков» в Верховном суде РФ?

— Судебный процесс еще не завершился. Суд пытается тщательно разобраться в наших проблемах. Ситуация действительно неоднозначная, особенно в части предрейсового и послерейсового медицинского контроля. Ну а с мониторинговой информацией проблем нет, ее передают сегодня уже практически все. Сегодня к РНИС Омской области подключены без малого 4000 транспортных единиц, которые осуществляют пассажирские перевозки.    



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/sentyabr/37/86290