Первые торги по продаже выявленного и оцененного имущества НПО «Мостовик» должны состояться 22 января на электронной площадке «Русского аукционного дома». Дебиторскую задолженность, а также движимое и недвижимое имущество конкурсный управляющий Михаил КОТОВ продает одним лотом. Стартовая цена осколков некогда крупнейшего строительного предприятия Омской области не дотягивает даже до 20 млн рублей. Впрочем не будем торопиться с выводами, крупные лоты наверняка еще будут. Конкурсное производство в НПО «Мостовик» началось только 2 июня, и Михаил КОТОВ еще даже не успел завершить инвентаризацию имущества.
Кладбище надежд
«Мостовик», напомним, подавал в суд заявление о банкротстве самостоятельно. Процедура наблюдения началась 26 июня, временным управляющим Арбитражный суд Омской области назначил тогда Анну НЕХИНУ, а гендиректором после ареста Олега ШИШОВА совет директоров компании назначил Давида КУЗНЕЦОВА, который с 1996-го по октябрь 2006 года занимал различные руководящие должности в ОАО «Альфа-банк». Задолженность «Мостовика» перед банками на момент начала процедуры наблюдения оценивалась в 37,1 млрд рублей. 15 декабря 2014 года Анна НЕХИНА попыталась провести собрание кредиторов, чтобы перейти к следующей стадии банкротства, но формально собрание не состоялось. Крупнейшие кредиторы «Мостовика» (Сбербанк и Альфа-Банк, у которых более 60% голосов) проголосовали за отложение собрания на три месяца. На тот момент общая сумма учтенных требований к должнику составляла 57 млрд рублей. И еще рассматривались судом 282 требования кредиторов на 8,5 млрд рублей.
По мнению Анны НЕХИНОЙ, в «Мостовике» наступил коллапс и оттягивать введение конкурсного производства бессмысленно. Как выяснилось, «Мостовик» был финансово неустойчивым в течение нескольких лет. А с IV квартала 2013 года деятельность компании была вообще убыточной. В 2013 году убыток составил 19,63 млрд рублей, по итогу 2014 года – 33,19 млрд рублей. За эти же четыре года обязательства компании выросли в 3,4 раза – с 21,7 млрд в январе 2011 года до 80,6 млрд рублей в декабре 2014 года. По данным аудиторской компании «ЭНПИ Консалт», с 2010-го по 2013 год средняя годовая выручка «Мостовика» была на уровне 31 млрд рублей, а чтобы рассчитаться со всеми кредиторами, необходимо иметь выручку от 84 до 91 млрд рублей. Серьезной проблемой «Мостовика», по мнению аудиторов, была неэффективная система внутреннего контроля, следствием которой стало неэффективное управление долгами и отсутствие контроля за деятельностью контрагентов.
Впрочем, были на счет «Мостовика» и другие мнения. Гендиректор «Мостовика» Давид КУЗНЕЦОВ уверял, что за пару месяцев сможет заключить мировое соглашение с кредиторами и выведет компанию из процедуры банкротства. Он считал, что «Мостовик» способен был зарабатывать до 38 млрд рублей ежегодно и вполне мог погасить долги в течение восьми лет. Но Давида КУЗНЕЦОВА никто не услышал, в том числе коллегия арбитражного суда. В начале февраля суд вынес определение о введении в НПО «Мостовик» внешнего управления сроком на полтора года, и КУЗНЕЦОВ автоматически остался не у дел. На тот момент в Первомайском райсуде находилось более 1 600 исков к «Мостовику» о взыскании задолженности по заработной плате на сумму около 107 млн рублей.
Контракты, суды и конкурсное производство
К лету 2015 года «Мостовик» лишился не только доброго имени, но и остатков контрактов. В том числе в домашнем регионе. Управление дорожного хозяйства Омской области, которое в 2014 году в одностороннем порядке расторгло с «Мостовиком» контракт на строительство западного обхода Омска стоимостью 1,9 млрд рублей, без всякого напряжения доказало в суде свою правоту, поскольку основная причина – срыв сроков строительства объекта (готовность дороги составляла 42%). По этой же причине омский суд в декабре 2014 года расторг контракт «Мостовика» на строительство Приморского океанариума с ФГБУ «Дирекция по строительству и реконструкции объектов федеральных государственных органов» Управления делами Президента РФ.
А 20 января 2015 года арбитраж отказал «Мостовику» в продлении госконтракта по Красногорскому гидроузлу. И причины были весомые. По состоянию на начало 2015 года из общей цены контракта в 8,62 млрд рублей «Мостовиком» было выполнено работ на сумму 4,3 млрд. Причем весь 2014 год на этом объекте работы практически не велись. Юристы «Мостовика» честно пытались отсудить у Омской области 1,25 млрд рублей за выполнение неких «черновых» работы на плотине, которых не было в проекте, и требовали даже проведения масштабной строительной экспертизы. Но суд им отказал в итоге.
Ко всему прочему «Мостовик» был включен Омским УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков услуг, а пребывание в «черном списке» означает автоматическую невозможность заключения контрактов с государственными и муниципальными заказчиками. Да и частные заказчики работают с такими подрядчиками очень неохотно, поэтому когда в марте 2015 года «Мостовик» не смог переспорить омских антимонопольшиков в арбитраже, то всем стало окончательно понятно: созданной Олегом ШИШОВЫМ компании уже нет.
А к конкурсному производству строительную компанию подводил Виктор МАРКОВ, депутат Саратовской городской думы, который 10 марта сменил Анну НЕХИНУ на посту внешнего управляющего. Сам МАРКОВ в Омске почти не появлялся, «Мостовиком» в его отсутствие рулил в качестве исполнительного директора москвич Константин ТЕТЕРИН. Как ярко выразился по этому поводу один из экспертов «КВ», знакомый с ситуацией: «Понятно, что омичи уезжают в Москву за большими деньгами. Но если уж москвичи приезжают в Омск, то за о-очень большими деньгами».
Впрочем план внешнего управления, сделанный наспех, представлял кредиторам лично МАРКОВ. На общем собрании, которое состоялось 8 мая, этот план был благополучно отклонен, чему управляющий и не противился, собственно. По его оценкам, у «Мостовика» совсем мало шансов выбраться из долговой ямы. Мол, предприятие можно сохранить только в том случае, если каждый из кредиторов простит ему 75% своих долгов. Стоимость основных средств компании составляла на тот момент 6,36 млрд рублей. Объем перспективной к взысканию дебиторской задолженности – 3,48 млрд рублей. Совокупные обязательства – порядка 82 млрд рублей.
Естественно, кредиторами было принято решение обратиться в суд с ходатайством о признании «Мостовика» банкротом. 2 июня 2015 года суд, рассмотрев ходатайство собрания кредиторов, вынес определение о введении в отношении «Мостовика» конкурсного производства сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим суд утвердил Михаила КОТОВА. Вместо москвича ТЕТЕРИНА управлять повседневными делами «Мостовика» стал бывший омич Александр КОРОТКОВ, известный тем, что в 2003-м, соперничая с Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ, баллотировался в губернаторы, а в 2010 году – в мэры Омска.
Товарищ КОТОВ
Фактически сегодняшний «Мостовик» – это остатки производств, в работе которых высказывали заинтересованность областные власти (бетонный завод и завод металлоконструкций), а еще группа наемных юристов, которая направляет иски в суды, имитирует бурную деятельность и отчитывается о выполненной работе. В том числе о перспективах расторжении сделок «Мостовика», которые представляются Михаилу КОТОВУ подозрительными. К примеру, юристы полгода ведут борьбу за имущество, которое принадлежало бывшей «дочке» – ООО «Сибирский лифт», которое обанкрочено Промсвязьбанком, где Олег ШИШОВ занимал в 2014 году 500 млн рублей на погашение долгов по зарплате под залог лифтостроительного предприятия. Шансов у «Мостовика» в этом споре было мало, но все вспотели, а это тоже результат.
КОТОВЫМ основные кредиторы, судя по всему, довольны. Во всяком случае, 30 ноября совет кредиторов (в него входят представители Сбербанка, Альфа-Банка и Газпромбанка) одобрил отчет конкурсного управляющего. Инвентаризацией и оценкой имущества, разбросанного по всей стране, по заказу конкурсного занимается ООО «Лабриум-Консалтинг». К началу декабря, судя по информации из Единого федерального реестра сведений о банкротстве, инвентаризация завершена частично. Промежуточные результаты таковы: выявлены оборотные активы в сумме 10,52 млрд рублей, в том числе дебиторская задолженность – 10,52 млрд рублей (по данным бухгалтерского учета).
22 января 2016 года состоятся первые торги по продаже имущества «Мостовика». В соответствии с отчетом, занявшим пять томов, рыночная стоимость реализуемого имущества составляет 19,89 млн рублей (без НДС). Объектов недвижимости в списке только два: железнодорожный путь длиной 940 метров (1,04 млн рублей) и право аренды на земельный участок площадью 3 233 кв. метра для эксплуатации пути (140 тыс. рублей). Оба объекта расположены в городе Минусинске. Еще будут продаваться с торгов пять автомобилей (4,65 млн рублей), запчасти к строительной технике и проходческому комплексу Lovat (13,81 млн рублей) и 55 единиц дебиторской задолженности за символические 252 тысячи рублей. Все имущество почему-то выставляется на торги единым лотом.
Загадывать, что будет дальше с «Мостовиком», – дело бесперспективное. Михаил КОТОВ, к примеру, намерен создавать акционерное общество, уставный капитал которого планируется оплатить имуществом «Мостовика», а последствия такого шага могут быть разными. Правда, пока этот вопрос завис в воздухе. На заседании комитета кредиторов 21 декабря, на котором планировалось одобрить планы по созданию акционерного общества, не досчитались кворума.