Омские маршрутки подняли цену на проезд до 20 рублей

Дата публикации: 13 января 2016

Муниципальный транспорт в Омске умирает, не выдержав конкуренции с частным

С 11 января 2016 года частично вступили в силу положения Федерального закона о пассажирских перевозках № 220-ФЗ, на который уже полгода возлагают большие надежды и муниципальные, и частные перевозчики. Частникам, которые работают отныне на нерегулируемых городских маршрутах, не придется обращаться в РЭК, чтобы корректировать цены на проезд. А муниципалы уверены, что высокие цены в маршрутках вернут им назад часть пассажиров, которые переметнулись в 2015 году к частникам (за минувший год муниципальные перевозчики получили убыток в размере 311 млн рублей). С 12 января на 117 маршрутах в Омске газели подняли цены до 20 рублей за проезд. Так решили сами. Но никто не запрещает теперь им увеличить тариф до 22 рублей, или 25. Если поедут пассажиры. Так что цену отрегулирует спрос.

Суды

Нервозная обстановка на рынке пассажирских перевозок сохранялась весь 2015 год. Началось все с того, что 26 января Омский областной суд, рассмотрев иск правозащитника Валентина КУЗНЕЦОВА, к которому присоединилась областная прокуратура, отменил тарифное решение Региональной энергетической комиссии от 10 сентября 2014 года «Об установлении предельного тарифа на перевозку пассажиров в автобусах малого и особо малого класса в городском сообщении (город Омск)», согласно которому предельный тариф для омских частных перевозчиков был принят в размере 22 рублей.

Прокуратура усмотрела нарушение в применении «неправильной» методики расчета тарифа, поскольку РЭК учитывала при расчетах нормативные расходы, а не подтвержденные документами фактические затраты перевозчиков. К тому же, как выяснилось в зале суда, РЭК при установлении предельного тарифа фактически опиралась на расчеты себестоимости услуги, представленные всего одним предпринимателем, у которого было два автобуса, и от этого себестоимость перевозки одного пассажира оказалась выше, чем у его коллег. Новый председатель РЭК Олег ГОЛУБЕВ, заступивший на пост в январе 2015 года, не стал оспаривать выводы суда.

Некоторое время пытались сопротивляться сами частные перевозчики. Но Алексей СОКОЛОВ – один из пяти предпринимателей, кто обращался летом 2014 года в РЭК с заявлением о пересмотре тарифа, – не смог обжаловать решение омского суда в Верховном суде РФ, а группе энтузиастов из числа крупнейших перевозчиков (Николай АРТЕМЬЕВ, Владимир ГЕВОРГЯН, Михаил ЛОКОТКОВ и Иван МЕНЯЙЛОВ) не удалось убедить правление РЭК, что нет нужды усложнять методику расчета предельного тарифа. В результате с 18 июня все частники вынуждены были снизить цену на проезд с 20 до 18 рублей. А новую методику, которая предполагает и подтверждение пассажирооборота (фиксации количества перевезенных пассажиров), и ведение предпринимателями-перевозчиками (даже работающими на упрощенном режиме налогообложения) полного учета доходов и расходов, РЭК утвердила в июле.

Авария

А окончательным ударом по муниципальному пассажирскому транспорту (он перевозит порядка 40% пассажиров) стало резонансное дорожно-транспортное происшествие на Сыропятском тракте, которое случилось вечером 24 июня. Автобус ЛиАЗ из муниципального пассажирского предприятия № 4, которым управлял водитель Александр ЛЮБОВЦЕВ, выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем КамАЗ. Погибли 16 человек, включая водителей КамАЗа и автобуса. На следующий день прокуроры провели проверки во всех ПАТП и пришли к выводу, что причиной трагедии, вероятнее всего, была усталость водителя автобуса. По изъятым в ходе обысков путевым листам следствие потом подсчитало, что ЛЮБОВЦЕВ за полгода переработал 594 часа исходя из 8-часового рабочего графика. Почти сразу же был задержан и помещен в СИЗО директор автопредприятия Александр ЧЕРТОЛЯС, которому предъявили обвинение по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Понятно, что после такого конфуза все переработки во всех омских ПАТП были запрещены, водителей стало не хватать, подвижной состав на маршрутах сократился, увеличились интервалы движения, а пассажиры стали массово пересаживаться на маршрутки, где за проезд нужно было платить столько же, как на муниципальном транспорте – 18 рублей. Как признавался спустя некоторое время после аварии на Сыропятском тракте директор городского департамента транспорта Виталий МАСЛИК, в целом по всем пассажирским предприятиям не хватало 500-550 водителей. Чуть лучше была ситуация на электрическом транспорте – 1,74 водителя на одну машину, а в ПАТП совсем плохо – от 1,3 до 1,42 (по нормативам положено иметь 2,2 водителя на одну единицу подвижного состава).

Недовыпуск на маршруты из-за нехватки людей составлял на пике 80 машин ежесуточно. Естественно, выручка муниципальных перевозчиков пошла вниз. Упали и доходы. Водители стали зарабатывать меньше, начались увольнения, поскольку кадровый вопрос в значительной степени зависит от заработной платы, которая зависит от доходов. Но для того чтобы проиндексировать заработную плату, которая три года не повышалась, городу нужно было найти, по словам Виталия МАСЛИКА, порядка 120 млн рублей, которых не было ни тогда, ни сейчас.    

Топливный кризис

Существенное падение выручки привело транспортников к коллапсу в ноябре. Осенью, по словам главы дептранса, муниципальные предприятия уже не столько работали, сколько медленно умирали. Фактическая средняя себестоимость перевозки одного пассажира в 2015 году омскими ПАТП составляла 25,18 рубля. Предельный тариф на 2015 год, установленный РЭК, оказался на 15% ниже себестоимости. Все маршруты стали нерентабельными уже по состоянию на 1 сентября, а общая кредиторская задолженность городских пассажирских предприятий составляла на начало осени 730,1 млн рублей. За 10 месяцев 2015 года убытки пяти муниципальных транспортных предприятий выросли до 219,9 млн рублей. При этом износ городских автобусов, по словам Виталия МАСЛИКА, составляет уже 93,6%, троллейбусов – 88,7%, трамваев – 91%.

По данным городской прокуратуры, у транспортников к концу ноября возникли проблемы с налогами и выросли долги перед поставщиками топлива. На момент прокурорской проверки городские ПАТП задолжали во внебюджетные фонды 216,8 млн рублей, за горюче-смазочные материалы – 154,3 млн рублей. В результате ООО «Газпромнефть – Корпоративные продажи» с 23 ноября вообще прекратило поставку топлива городским пассажирским автопредприятиям. Несколько дней город балансировал на грани транспортного коллапса, но мэрии удалось договориться с другим поставщиком топлива, и муниципальные автобусы стали заправляться на АЗС компании «Топ Лайн». А через некоторое время омская мэрия нашла в бюджете 34 млн рублей, выдала их транспортникам, пообещала рассчитаться с долгами, и основной поставщик топлива снял эмбарго. С 14 декабря машины всех четырех муниципальных автотранспортных предприятий уже опять заправлялись топливом «Газпром нефти».

Тарифы

Провозные тарифы для муниципальных перевозчиков на 2016 год, которые правление РЭК утвердило 17 декабря, дают основания полагать, что транспортный коллапс достаточно скоро повторится. Как подсчитали сами муниципальные предприятия, чтобы они могли работать без сбоев, да еще и приобретать в лизинг новый подвижной состав, провозной тариф должен быть, как минимум, 33,51 рубля (ОАО «ПАТП № 2»), а как максимум – 45,73 рубля (МП города Омска «ПП № 7»). В среднем – 40 рублей. РЭК рассчитала свои два варианта тарифов – 32,42 рубля с учетом лизинга и 31,15 – без лизинга.

Но в итоге было опять принято политическое решение: увеличить с 1 января экономически обоснованный тариф до 27 рублей. Официальное объяснение: фактический пассажиропоток на муниципальном транспорте в 2016 году будет обязательно выше, чем в 2015 году, поскольку с 11 января вступает в силу федеральный закон о пассажирском транспорте, который обеспечит уход с рынка нелагалов. Неофициальное объяснение: в принятом бюджете нет денег на компенсацию муниципальным перевозчикам разницы между утвержденным тарифом и ценой за билет, которую с 1 января хотят оставить на уровне 18 рублей.

Впрочем, низкие цены на проезд в пассажирском транспорте сохранить не удастся. Как говорит Виталий МАСЛИК, уже в феврале ему придется обращаться в горсовет с просьбой об увеличении цены за проезд до 19-20 рублей. А на так называемых нерегулируемых маршрутах (это фактически все городские маршруты, на которых работают легальные частные перевозчики, владеющие автобусами малой и сверхмалой вместимости) цена на проезд уже не контролируется никем. Цену будут устанавливать сами перевозчики, исходя из собственного понимания конъюнктуры рынка. Впрочем, они обещают не бесчинствовать. По словам Владимира ГЕВОРГЯНА, все предприниматели, кто входит в НП СРО «Омские перевозчики», будут с 11 января придерживаться тарифа в 20 рублей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/yanvar/-1/omskie-marshrutki-podnyali-tsenu-na-proezd-do-20-rubley