Сотовые операторы берут курс на 5G

Дата публикации: 13 января 2016

Весь год рынок мобильной связи испытывал давление кризиса, тем не менее показал положительные результаты

Уходящий год основательно подточил запасы прочности у отрасли связи, которая еще несколько лет назад показывала чудеса рентабельности и была драйвером роста всей российской экономики. Завтра связь не рухнет, конечно, но при таком дешевом рубле работать сотовым компаниям, использующим в своих сетях только импортное оборудование, становится намного труднее. Темпы роста в отрасли снижаются практически до нуля. По оценке аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», среднегодовая динамика в 2015–2020 годах не превысит 1,3%. Впрочем и сами сотовые операторы, и аналитики рынка пока сохраняют спокойствие, в чем убедился обозреватель «КВ», продолжая свои многолетние наблюдения за региональным и федеральными сотовыми рынками. По их мнению, в некоторых сегментах рынка вполне возможны и высокие показатели. В таких, например, как рынок мобильного интернет-доступа, а также рынки М2М и SMS-рассылок.

В целом и по частям...

По оценке агентства «ТМТ Консалтинг», рост телекоммуникационного рынка по итогам 2015 года составит 2,1%, а выручка операторов увеличится на 1,2% (в 2014 году рост был на уровне 2,7%, в 2013 году – порядка 5%). Своим небольшим плюсом сотовый рынок должен быть благодарен, в первую очередь, сегменту платного ТВ, который показал рост в 21,3%. Интернет-доступ прирос всего на 5,3% по сравнению с 2014 годом, а доход операторов от фиксированной связи даже уменьшился, причем весьма существенно – на 8,1%. В сегменте мобильной связи, который формирует свыше половины доходов отрасли (порядка 55%), тоже зафиксирован рост, но он существенно ниже, чем на телекоммуникационном рынке в целом – всего 1,2% (в 2014 году – 1,9%). С точки зрения увеличения абонентских баз 2015 год должен стать рекордным за последние 5 лет – количество зарегистрированных в операторских сетях SIM-карт, по данным аналитиков, увеличилось на 10 млн штук. Но при этом уменьшилась сумма в рублях, которую средний абонент тратит на сотовую связь.

По информации ComNews, основанной на объявленных финансовых результатах, в первом полугодии 2015-го лидером «большой тройки» по капитальным затратам на развитие сети стала компания МТС, у которой инвестиции в целом по стране были на уровне 26,4% от выручки. Конкуренты строились намного менее активно: «ВымпелКом» («Билайн») инвестировал в развитие только 13% от выручки, «МегаФон» – 13,7%. Четвертый по величине сотовый оператор, «Т2 РТК холдинг» (Tele2), развивался бурно, поскольку активно готовился к завоеванию московского рынка. В первом полугодии его инвестиции в сети составили 41,5% от выручки. В 2014 году, напомним, меньше всех в развитие сетей в России вложил «МегаФон» (15,5% от выручки), больше всех МТС (18% от выручки).

По данным агентства AC&M, процент проникновения сотовой связи в России (число активных SIM-карт в среднем на одного человека) – 168,2%. Наибольший процент проникновения приходится на Москву (214,7%) и Петербург (217,2%), тогда как в регионах оно намного меньше – не превышает 160%. Бизнес-модели операторов уже практически не отличаются. Уже у всех есть высокоскоростной доступ в Интернет (3G/LTE), все продают гаджеты в собственных сетях, все предлагают похожие тарифные планы и все делают ключевую ставку на мобильный трафик.

Лидером по количеству абонентов в 2015 году на российском рынке осталась компания МТС с долей в 31%. Доля мегафона немного выросла и достигла 29%. Третье и четвертое место у «Билайна» и Tele2, у которых было 24% и 14% рынка соответственно. На рынке Сибирского федерального округа, по данным J'son & Partners Consulting, первое место остается за МТС (доля рынка – 31%), но на втором месте уже Tele2 (28%). У «МегаФона» в СФО доля существенно ниже общероссийской (23%), а у «Билайна» еще ниже (18%).  

На региональном сотовом рынке количество абонентов операторы не озвучивают, аналитические компании региональные СМИ игнорируют, поэтому «КВ» давно пользуются собственным расчетным методом для определения операторских долей. И практика показывает, что наши расчеты достаточно точны. В уходящем году, по оценке «КВ», лидером по количеству абонентов по-прежнему остается команда Tele2 Омск под управлением Олега ГИЛЬБУРДА, которая серьезно усилила свои рыночные позиции запуском сети третьего поколения. Доля лидера – на уровне 39%. На последнем месте в Омске раньше был «МегаФон», а теперь нижнюю ступеньку пьедестала занял виртуальный оператор Yota, который хоть и рос весь прошлый год, но так и не вышел за пределы 1,5%. Новая команда «МегаФона» сохранила рыночную долю оператора на уровне 12%. Вторую половину рынка делят «Билайн», доля которого 18%, и МТС с долей на уровне 30%.

«Билайн» играет на понижение

Поставщиком самых неожиданных и неоднозначных новостей стал в прошлом году «Билайн», у которого с 1 января 2016 года кардинальным образом поменялась система управления. В ноябре совет директоров сотового оператора проголосовал за ликвидацию филиалов в 63 городах России и за создание вместо не оправдавшей себя филиальной сети некой новой структуры, которая будет состоять из нескольких макрорегионов. Омская область, например, где филиал закрылся тоже, будет числиться отныне в макрорегионе «Восток», как и остальные регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Сами по себе оптимизация затрат и реорганизация управленцев – это просто факты, которые можно трактовать как угодно. Можно представить все изменения в позитивном ключе, а можно вымазать их черной краской, как делают некоторые доморощенные аналитики. «КВ» не склонны драматизировать ситуацию. На наш взгляд, сотовый оператор имеет полное право экономить на зарплатах менеджеров, а что из этого получится – увидим позже. Для выводов время еще не наступило. Правда, несколько настораживают заявления, сделанные гендиректором «ВымпелКома» Михаилом СЛОБОДИНЫМ, о необходимости срочных изменений в «Билайне», которые нужно было начинать еще пять лет назад.

На пользу имиджу «Билайна» вряд ли пойдет и показательная борьба с коррупцией, которую затеял Михаил СЛОБОДИН. По его словам, уже частично выявлены и «дающие» поставщики и «берущие» менеджеры, и все они будут наказаны по заслугам, а мздоимство он выжжет каленым железом. Отраслевых журналистов такая бескомпромиссность не может не радовать, и они с удовольствием будут сообщать о новых победах Михаила СЛОБОДИНА. И никого почему-то не интересует, что чувствуют при этом абоненты «Билайна», которые, по логике топ-менеджера, много лет переплачивали за услуги неэффективной компании.

Не вызывает оптимизма и финансовая отчетность оператора. В третьем квартале 2015 года у голландского холдинга Vimpelcom Ltd, куда входит и российский «ВымпелКом», на 31% снизилась выручка, к тому же появился убыток свыше 1 млрд долларов США из-за антикоррупционного расследования, которое проводит американское министерство юстиции. И хотя обороты российского «ВымпелКома» уменьшились всего на 1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (а выручка от продаж услуг мобильной передачи данных даже увеличилась на 16%), но отвечать за проблемы материнской компании все равно придется всем «дочкам».

Неоднозначно оценивают аналитики рынка и решение глобального Vimpelcom Ltd о продаже инфраструктуры – 50 тысяч башен сотовой связи в России, Казахстане, Армении, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Грузии и на Украине. В России предполагается реализовать 10 тысяч позиций. Продажей занимается Merrill Lynch, и сделка, по слухам, должна завершиться в начале 2016 года. Крайний срок – июль. Можно еще добавить, что Омский регион в глобальных планах холдинга Vimpelcom Ltd не просматривается вообще никак. К нам даже московское руководство «ВымпелКома» в последние годы потеряло интерес. Даже собственную сеть 4G в Омске «Билайн» не считает нужным строить, предпочитая оказывать услуги высокоскоростной мобильной передачи данных своим абонентам в качестве виртуального оператора (MVNO) на инфраструктуре МТС.

О том, чем могут закончиться все эти игры в оптимизацию, уже сделал прогноз гендиректор агентства TelecomDaily Денис КУСКОВ. По его мнению, через несколько лет «ВымпелКом» может начать процесс консолидации с одним из более успешных участников рынка.

Омская Tele2 ускорилась до 3G

Самый позитивный итог 2015 года – это, конечно, запуск в Омске сети 3G самым крупных игроком регионального рынка. Этого события ждали многие. Хотя это и не полная победа, разумеется,  поскольку ожидалось, что самые «продвинутые» омские абоненты Tele2 смогут перепрыгнуть через две технологические ступени, подключившись сразу к сети четвертого поколения, но московское руководство Tele2 решило, видимо, что большие сердца омичей не вынесут технологического скачка от GSM к LTE. Мол, пусть потренируются сначала на 3G, а если трафик начнет расти лавинообразно, то через пару лет запустим для них более скоростную сеть.

Напомним, брендом «Tele2» управляет сегодня российская компания «T2 РТК холдинг», совместное предприятие Ростелекома (45%) и Tele2 Россия (55%), которые окончательно объединили свои сотовые активы в начале в 2014 года. В результате объединения у Tele2 появились частоты для разворачивания сетей 3G/4G, после чего управляющая компания стала активно ликвидировать отставание от операторов «большой тройки». Первая 3G-сеть от Tele2 заработала в Санкт-Петербурге, а первым городом, где оператор запустил услугу в стандарте 4G, стала Тула. К концу 2015 года скоростной мобильный Интернет от Tele2 был доступен уже в 60 регионах России. А «вишенкой на торте» стал запуск сети Tele2 в Москве и Московской области в октябре 2015 года, где Tele2 распространила миллион SIM-карт за полтора месяца.

Омская область стала восемнадцатым регионом России, в котором заработала сеть 3G. Запуск состоялся 20 мая, причем одновременно в Омске, Таре, Исилькуле и Калачинске. Размер инвестиций не озвучивается. Региональный управляющий директор Tele2 Омск Олег ГИЛЬБУРД лишь рассказал, что технические работы по запуску скоростного Интернета затронули более 300 объектов сетевой инфраструктуры. По словам специалистов оператора, базовые станции Tele2 в Омской области работают по технологии Dual Career HSPA+. При благоприятных условиях эта технология, которую поддерживает большинство современных смартфонов, обеспечивает скорость передачи данных до 42 Мбит/с. 

Бурное строительство компанией «T2 РТК холдинг» сетей третьего и четвертого поколений на фоне падения рубля, которое началось еще в ноябре – декабря 2014 года, не может, конечно, не вызывать вопросов. Если операторы «большой тройки» из-за вздорожавшего импортного оборудования вынуждены были отказываться от многих планов по развитию, то чем лучше Tele2, который тоже получает выручку в рублях, а тратить вынужден валюту? А не поднимал ли этот оператор потихоньку цены на свои услуги? В принципе у Tele2 действительно не было причин, чтобы не поднимать скрытно цены. Но этим, увы, грешили в 2015 году все операторы сотовой связи.

Все понемногу «барыжничали», увеличивая тарифы на роуминг и применяя всякого рода маленькие хитрости, вроде добровольно-принудительного перевода абонентов на «более современные тарифы», пересматривали стоимость голосовых минут на старых (архивных) тарифных планах, вводили плату за удобные услуги, которые раньше были бесплатными (например, за информирование о том, что вам звонили, пока ваш аппарат был вне сети). Еще один способ честного обмана клиентов операторами на массовом и корпоративном рынках – пакетные тарифы, в которых свалены в кучу и голосовые минуты, и гигабайты data-трафика, из-за чего практически невозможно подсчитать точную стоимость услуги. Но это и есть рыночная конкуренция, собственно. 

Операторы учатся считать до пяти

На информацию о новых технологиях связи пользователи мобильных сетей все еще реагируют с интересом, хотя он уже не такой бурный, как 10 лет назад, когда гики еще только осваивали смартфоны, а операторы лишь начинали продвигать мобильный Интернет как таковой. Сегодня, по информации аналитического агентства Content Review, абонентская база мобильного Интернета растет бурными темпами во всем мире, а в России особенно. С 2010 по 2014 год количество пользователей сетей 3G/4G выросло у нас в стране более чем в 15 раз. И не удивительно, поскольку российский мобильный data-трафик интернет – один из самых дешевых в мире. По данным Content Review, российские пользователи платили в среднем 117 рублей за 1 Гб трафика (меньше цена только в Иране и в Пакистане – 13 и 68 рублей за гигабайт соответственно).

Не может не радовать и нацеленность российских телекоммуникационных компаний на внедрение следующего поколения сотовой связи – 5G, который только в июне 2015 года был утвержден Международным союзом электросвязи и получил название IMT-2020. В декабре о совместном проекте по развитию сетей 5G объявили МТС и Ericsson, один из мировых лидеров в сфере производства коммуникационного оборудования. Участники соглашения договорились совместно «работать над формированием технических требований к новому поколению связи» и вместе договариваться с регулятором о выделении частотного спектра для 5G.

Технологии 5G, кстати, рассматриваются в качестве замены оптоволоконных линий, поскольку позволяют обмениваться трафиком на скоростях до 10 Гбит/с, то есть в 30 раз быстрее, чем в сетях 4G. В отличие от сотовых сетей предыдущих поколений новая технология будет использовать более высокочастотный и нелицензируемый диапазон (до 100 ГГц), что потребует большего количества базовых станций и различных приемо-передающих устройств с небольшим радиусом действия.

И хотя требования к новому стандарту еще не полностью сформированы (Международный союз электросвязи планирует внедрение нового стандарта к 2020 году), но МТС и Ericsson уже объявили о том, что «оборудование вендора будет тестироваться в пилотных проектах на сети МТС уже начиная с 2016 года». Итогом партнерства должно стать внедрение в 2017 году пилотного 5G-решения с использованием высокоскоростной передачи данных в диапазоне 15 ГГц, а в 2018 году партнеры планируют создать тестовую зону на чемпионате мира по футболу.

Предугадывая ворчание консерваторов (ну кому нужны такие скорости, если для социальных сетей и 3G вполне хватает?), хотим напомнить, что аппетит часто приходит во время еды. К тому же контент, востребованный в мобильных сетях, становится «тяжелее» буквально на глазах. Не за горами лавинообразный рост количества пользовательских устройств, которые всегда в онлайне, обмен видеороликами высокой четкости и прорыв в зону мобильного Интернета поставщиков телевизионного контента. Не исключен и сценарий, при котором телевидение полностью перейдет на платформу сотовых сетей. Будущее всегда наступает быстрей, чем мы ожидаем.

Андрей СЕРГИЕНКО, директор филиала МТС в Омской области:

«МТС полностью модернизировала сеть в Омской области»

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, в 2015 году МТС удалось сохранить и укрепить ведущее положение на рынке. Сегодня мы обслуживаем треть всех абонентов сотовой связи в Омской области, удерживая позиции самого выгодного для абонентов оператора в «большой тройке» – стоимость средней цены минуты услуг связи составила 0,78 рубля по итогам третьего квартала. Но кроме доступности, потребителям сегодня не менее важно и качество услуг связи. Чтобы соответствовать ожиданиям, мы провели глобальную модернизацию сети связи в Омском регионе, инвестировав 600 миллионов рублей. Новое оборудование позволило нам увеличить качество голосовых услуг, повысить стабильность передачи данных, а также существенно увеличить зоны покрытия сетей.

В рамках нашей стратегии по повышению доступности гаджетов мы снизили в конце апреля на треть цены на большинство моделей телефонов, смартфонов и планшетов, продающихся в операторской рознице. И это позволило большему числу пользователей обновить старые 3G-смартфоны на новые с поддержкой LTE. Их продажи в регионе выросли в 3,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с ростом продаж гаджетов мы видим увеличение спроса на интернет-услуги МТС. Прежде всего на услуги сети 4G, которая обеспечивает доступ в Интернет на скорости до 75 Мбит/с. Количество базовых станций стандарта LTE в Омской области с начала года выросло в полтора раза.

Основным трендом 2015 года на бизнес-рынке Омской области остается высокий спрос на инновационные телеком-сервисы, которые позволяют компаниям не только экономить ресурсы и бюджет, но и оптимизировать бизнес-процессы в компании, тем самым повышая эффективность бизнеса. Сейчас каждый третий корпоративный клиент МТС в Омске использует контактные сервисы по обработке звонков и обратной связи с клиентами: за девять месяцев 2015 года количество подключений таких сервисов, как «Автосекретарь», «Бесплатный номер 8 800» и «МТС Коммуникатор» выросло в среднем на треть. Отмечу, что развитие телеком-сервисов обеспечило 30% роста интернет-трафика, потребляемого предприятиями области, и это значит, что наши услуги помогают компаниям быть более эффективными.

Кирилл РЯЗАНОВ, директор Омского филиала ПАО «ВымпелКом» (Билайн):

«Мы предложили семьям подключаться к одному пакетному тарифу»

Мы продолжаем проводить масштабную работу по модернизации сети, запуску и внедрению новых технологий и рассчитываем, что это будет способствовать решению задач по интернетизации страны, поскольку мобильный Интернет по-прежнему остается драйвером развития операторов связи, а его потребление растет. По данным за третий квартал, дата-трафик по компании в целом вырос на 51% год к году, 4G-трафик год к году увеличился на 33%, а трафик пользователей смартфонов – более чем в 2 раза. В то же время абоненты не отказались и от использования голосовой связи, поэтому сохранился рост спроса на пакетные тарифы с включенным пакетом минут, смс и дата-трафика, которые являются наиболее оптимальными по соотношению цены и качества. Так, сегодня почти каждый второй новый клиент «Билайн» (47% от всех новых подключений ) выбирает пакетные тарифы. В целом доля пакетных тарифных планов в базе наших клиентов достигла уже 30%.

Важнейшим событием стал запуск в октябре 2015 года уникального предложения на российском рынке, в рамках которого предлагается всей семьей подключаться к одному пакетному тарифу, иметь общий счет и экономить до 50% затрат на связь. На сегодня в России такую возможность предоставляет только «Билайн». Это не только удобно, но и выгодно – абонентская плата на «семейных» тарифах линейки «ВСЁ» начинается от 600 рублей в месяц. При этом к одному пакету можно подключить до шести членов семьи. Всего за три недели с момента старта продаж 10% абонентов «старших» тарифов «ВСЁ» стали пользователями семейного предложения. Еще один инновационный сервис, который стал доступен нашим клиентам в декабре, – возможность оплачивать покупки в Appstore и iTunes со счета мобильного телефона. Теперь нашим абонентам уже нет необходимости привязывать банковскую карту к своему Apple ID. Такую возможность предоставляют всего два оператора в мире – О2 в Германии и «Билайн» в России.

Олег ГИЛЬБУРД,

региональный управляющий директор Tele2 Омск:

«К концу 2015 года мы запустили сеть 3G в 26 районах»

В июне 2015 года мы запустили сеть скоростного мобильного Интернета 3G в Омске, Таре, Исилькуле и Калачинске. Жители региона получили доступ к выгодным тарифам и услугам, которые позволили в полной мере использовать все преимущества смартфонов и мобильных гаджетов, и потребляемый интернет-трафик стал расти лавинообразно. К концу года среднесуточное потребление трафика абонентами возросло более чем в 7 раз по сравнению с аналогичными периодами до запуска 3G. После запуска мы продолжили развитие сети скоростного мобильного Интернета Tele2 в регионе, и уже к концу 2015 года мы запустили сети 3G в 26 районах Омской области. Важным этапом развития качества сети связи, помимо модернизации сети и увеличения емкости, стал запуск кодека HD-Voice. Новая технология позволила повысить реалистичность передачи голоса в сетях 3G за счет расширения канала передачи в несколько раз. Это позволило транслировать голос в сети мобильной связи с минимальными искажениями и делать речь максимально разборчивой с помощью системы активного шумоподавления.

Мы продолжили развивать сеть фирменной розницы, и в конце года открыли 70-й салон связи. Это значит, что теперь абонентам станет еще проще решать любые возникающие вопросы по обслуживанию в нашей компании. Кстати, совсем недавно наши фирменные салоны связи по результатам независимого исследования агентства «Делфи» были признаны лучшими в Омске. Нам очень приятна эта награда, и мы продолжим работу по расширению нашей розницы. Я бы отметил и наш переезд в новый офис, который оформлен в креативной манере, которая полностью соответствует нашему текущему позиционированию: быть отличными от других, бросать вызов трудностям и идти в ногу с современными трендами. То есть за счёт грамотной оптимизации расходов мы по-прежнему будем предоставлять выгодные услуги голосовой связи и передачи данных.

Игорь БЕЗЗУБКИН,

директор Омского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон»:

«В Омске «МегаФон» первым внедрит технологию LTE-Advanced»

В 2015 году «МегаФон показывает прирост и по абонентской базе в целом, и по пользователям услуг мобильного Интернета, на которых мы и делали ставку. Увеличилось и количество абонентов в сегменте корпоративного бизнеса – положительную динамику показали сегменты M2M, продажи магистральных каналов связи, VPN-сети. Большую роль здесь сыграли и контракты для государственных заказчиков. Не будем скрывать, что при этом частный бизнес стремится сокращать затраты на голосовую связь и переводит служебные SIM-карты на самостоятельную оплату сотрудниками, но пока этот отток  компенсируется выручкой от услуг из других сегментов.

Основным драйвером роста выручки на рынке мобильной связи в 2015 году была передача данных. В сети «МегаФона» в Омске выручка от передачи данных превышает 50% — это самый большой показатель по России. «МегаФон» продолжит расширять свое покрытие и увеличивать емкость сети, т.е. мы сохраним комплексное развитие инфраструктуры – и в стандарте 2G/3G, и в самом современном стандарте 4G. Совсем скоро нами будет запущена технология LTE-Advanced, еще в 2 раза более быстрая, чем «простой» 4G. «МегаФон» был первым оператором, кто представил такую технологию в России, и будет первым, кто предложит ее в Омске.

Одним из драйверов развития в 2016 году станет увеличение потребления видеоконтента в сетях 4G. У нас уже есть услуга «МегаФон.ТВ», которая позволяет смотреть десятки телеканалов на своем смартфоне и легальное видео по запросу. Мы используем особую бизнес-модель, когда необходимый для работы трафик не ограничивается и уже включен в абонентскую плату. То есть если перед абонентом будет стоять выбор – скачать пиратский фильм и потратить несколько гигабайт трафика на своем тарифе или бесплатно посмотреть легальный контент, он скорее всего выберет второе. В следующем году мы будем активно работать в этом направлении.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/yanvar/-1/sotovye-operatory-berut-kurs-na-5g