Тарский район привлечет к борьбе с «черными лесорубами» казаков

Дата публикации: 05 апреля 2017

По словам главы района Евгения ЛЫСАКОВА, народ больше не боится ходить в лес с бензопилой – на всю территорию региона приходится только 132 лесных инспектора

На заседании совета глав муниципальных образований Омской области 28 марта был поднят вопрос о борьбе с нарушителями в сфере лесозаготовки. 

По мнению начальника ГУ лесного хозяйства Омской области Сергея МАКСИМОВА, решение этой проблемы – в консолидации усилий всех заинтересованных сторон, в том числе лесного хозяйства, налоговой службы, органов УМВД, Ростехнадзора и глав муниципальных районов. 

– Государственный лесной надзор на территории региона сегодня осуществляют 132 лесных инспектора, это в 13 раз меньше, чем до принятия нового Лесного кодекса. Выход из этой ситуации мы видим, в частности, в привлечении общественности к проведению мероприятий по охране леса. Нам помогают сегодня 170 общественных лесных инспекторов. В прошлом году выявлено 360 незаконных рубок объемом 13 тысяч кубометров древесины, возбуждено 257 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 135 человек, к административной – 54, – рассказал МАКСИМОВ.

Наиболее проблемная ситуация с незаконной рубкой, по словам чиновников, в северных районах, где раньше процветала лесозаготовка, а сейчас лесозаготовительных организаций практически нет, и население пытается заработать самостоятельно.

При этом в целом в регионе динамика положительная: с 2013 по 2016 год число незаконных рубок снизилось на 17%, а объем незаконно заготовленной древесины – на 50%. В то же время количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, увеличилось на 11%.

Но есть и исключения. Так, серьезно выросло количество незаконных рубок в Тарском районе. В ГУ Лесного хозяйства это связывают с тем, что район имеет хорошую транспортную доступность к местам лесозаготовки и высокий объем законной лесозаготовки, в том числе для нужд граждан."Не всегда удается своевременно выявлять неочевидные преступления и привлекать к уголовной ответственности. К сожалению, к ответственности привлекают чаще всего исполнителей – тех, кого поймали на месте рубки, а организаторы остаются в стороне. Сложно и справляться с охраной территорий – на один район у инспекторов, как правило, одна машина", – продолжил МАКСИМОВ. 

По мнению главы Тарского района Евгения ЛЫСАКОВА, лесорубы просто поняли, что ловить их некому, а значит, бояться нечего:

– После принятия нового Лесного кодекса по инерции еще три-четыре года народ боялся с бензопилой ходить, а потом понял, что это можно делать безнаказанно. У нас в Тарском районе количество незаконных рубок увеличилось в восемь раз – с 9 до 68 ежегодно. Понятно, что нужна неотвратимость названия и что мы сейчас быстро не найдем денег, чтобы увеличить охрану. 

Как сообщил ЛЫСАКОВ, посовещавшись с другими главами, он решил предложить региональному правительству привлечь к охране лесов казачество. "Предлагаю рассмотреть вопрос о подписании соглашения между министерством природных ресурсов, районной администрацией и казачеством. У нас в Таре создано городское казачье общество, 30 человек достойных мы отобрали, плюс у нас народные дружины есть", – объяснил он. Также глава Тарского района считает необходимым обратить внимание на организацию работы участковых. По его словам, все они переехали в райцентры, и недобропорядочные лесозаготовители знают, что к вечеру участкового в селе уже нет, а значит, оперативно прибыть на место рубки он не сможет, и пользуются этим.

Еще одна группа нарушений в сфере лесных отношений, о которой зашла речь на совете, – реализация леса, заготовленного для собственных нужд. Законодатель продажу такого леса запрещает, предусматривает административную ответственность и штраф. Но доказать, что гражданин использовал древесину не по назначению, как уверяют чиновники, очень сложно. У глав районов, к примеру, полномочия для истребования подобной информации отсутствуют. Поэтому сейчас региональное правительство решило создавать на местах межведомственные комиссии, которые будут анализировать, кто построил из заготовленного леса дом, а кто его продал. Вместе с тем лесным хозяйством вместе с налоговой службой ведется работа по выявлению незаконных пилорам, мест заготовки древесины, незарегистрированной лесозаготовительной техники.

Спикер Заксобрания Владимир ВАРНАВСКИЙ обратил внимание собравшихся на ситуацию, в которую попали более 2500 семей в регионе: их жилье оказалось построено на землях лесного фонда. "Люди каждый день обращаются, им была выделена земля, живут они по 15 лет в своих домах, и вдруг обнаружилось, что все это было сделано с нарушением закона. Что с ними делать теперь, у них что, изымут участки, жилье и пустят их по миру?" – волновался ВАРНАВСКИЙ.

 Представители регионального правительства однозначного ответа на этот вопрос не дали: с одной стороны, заявили, что это ошибки муниципальных властей, с другой стороны, сообщили, что уповают на принятие на федеральном уровне некоего законопроекта, который установит первоочередность кадастрового учета, произведенного муниципальными властями, а Лесной реестр в этом смысле будет второстепенном документом. По словам МАКСИМОВА, законопроект уже прошел слушания и может быть принят в ближайшее время. В Омской области, по его данным, еще не так много людей, попавших в эту сложную ситуацию, в ряде других регионов их гораздо больше.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/aprel/13/tarskiy-rayon-privlechet-k-borbe-s-chernymi-lesorubami-kazakov