Так считает Алексей СИТНИКОВ, политтехнолог № 1 Российской Федерации
День политконсультанта отмечается в России 24 февраля. Инициатором этого профессионального праздника выступила команда консалтинговой группы «Имидж-консалт» в 2000 году. А выбрана дата была потому, что это день рождения Алексея СИТНИКОВА – политконсультанта № 1 в России. Первую избирательную кампанию он провел в 1988 году, а первая в России политтехнологическая фирма была зарегистрирована в 1989-м. СИТНИКОВЫМ. Это консалтинговая группа «Имидж-консалт». На ее счету создание партий, в том числе и партии власти, президентские кампании в России и других странах, реорганизация Сбербанка, где Алексей Петрович был советником у Германа ГРЕФА и прочее, прочее, прочее. В конце прошлой недели Алексей СИТНИКОВ по приглашению Сбербанка побывал в Омске и встретился с журналистам. И вот что он рассказал.
О региональном бренде и оранжевой революции
Корпоративная культура, или корпоративная идеология, объединяющая людей, включает в себя не только какой-то знак, набор ценностей, на стенке висящий, но и процесс, которым эта корпоративная культура формировалась. Придумать бренд Омской области без вовлечения самих омичей, которые хорошо знают историю, чувствуют специфику, понимают архетипы, мыслительные, поведенческие, исторические параллели, события, которые здесь произошли, невозможно. Пригласить какого-нибудь McKinsey, чтобы они все придумали, не получится. Они могут организовать процесс, внутри которого сами омичи… Проблема ведь не в том, что придумать, проблема в том, чтобы приняли, и можно было это каскадировать. Поэтому самый лучший способ – вовлечь само общество в обсуждение, в дискуссию. Особенно культурную элиту, старшее поколение, тех, кто этот город чувствует. Нет ничего проще, чем взять какой-нибудь старый, дореволюционный еще знак. Но за это время тоже очень много произошло. Так что это значило бы не учитывать то, что здесь есть молодежь, есть наука, инновации. Со стороны это придумать нельзя. Вот тут уже прозвучало по поводу оранжевой революции на Украине. Не мы придумали оранжевый цвет. Мы придумали оранжевые веревочки как некий простой способ подмигивать. Процесс 2004 года – это был протест против полукриминальной, связанной со спецслужбами структуры власти, нечестности. Это был не антироссийский процесс, в отличие от майдана – именно поэтому русские консультанты, не переступая через совесть, спокойно там работали. Это был протест против обмана, против очень жесткой административной фальсификации результатов, сращенной бандитско-спецслужбовской системы власти: «Хватит нас уже обманывать! Хватит нами уже манипулировать! И хватит нам угрожать!». Да, ленточки-то придумали мы. То, что оппозиция выбрала желтый цвет своего движения, было определено контекстом. Партия регионов выбрала голубой, а вторая партия хотела показать, что она тоже государственная, а не какая-то второсортная – поэтому выбрали вторую часть цвета флага. Когда мы начали печатать полиграфические материалы, в связи с тем, что это было жуткое подполье, – печаталось это все по ночам. Мы не могли заключить официальные договоры, в которых можно было зафиксировать палитру. И нам приходила лимонная, желтая, оранжевая печатная продукция. Когда мы начали развозить все это по регионам – может быть, перед Новым годом людям хотелось апельсинов, а может, это был в чистом виде тест Люшера – выбор цвета – все брали только оранжевое. Лимонное и желтое не брали. Может быть, что на белом снегу оранжевый лучше смотрелся. Не знаю. Его выбрали не политтехнологи, выбрал народ. А сами веревочки стали политтехнологическим элементом… Когда во время оранжевой революции 60% машин ездило с оранжевыми ленточками на антеннах, это было индикатором того, что люди перестали бояться. Девушки стали вплетать в косы, вешать на сумки. Я зачем рассказал эту историю: кроме науки, должно быть очень точное попадание в состояние, настроение архетипы, даже, может быть, сезон года. Когда через две недели партия регионов стала делать веревочки голубые, но голубой – зимой на фоне снега не так виден, в отличие от оранжевого, который бросается в глаза. Психологический эффект был не тот.
О краудсорсинге
Если правильно организовать процесс каскадирования и креатива, то каскадирование потом намного проще. Потому что все будут чувствовать какую-то причастность. А если будет консенсус, то – уверяю вас – в десятки раз проще все это внедрять. Мы в Сбербанке были пионерами внедрения технологий краудсорсинга. Комания «Проктер-энд-Гембл» имеет краудсорсинговую панель 140 тысяч человек, которые фактически перевернули маркетинг, потому что они придумывают товар. Сами потребители говорят, какой им нужен товар: такой, такой и такой, с перламутровыми пуговицами. Не компания делает и проверяет, как это лучше продать. А сами клиенты гворят: вот это нам нужно, вот в такой коробке, вот столько-то литров, такого-то запаха. Согласитесь, что если 140 тысяч человек, обсудив, говорят, что им надо, вероятность того, что таких же миллионы или сотни миллионов это будут покупать куда выше. Второй пример краудсорсинга: последний американский танк создан с его помощью. При этом самые креативные идеи дали школьники и студенты – те, кто играет в боевые компьютерные игры. Далее. Любимый всеми нами сериал «Доктор Хаус» – это ведь краудсорсинг. Опросили тысячи, а то и десятки тысяч врачей: не было ли в вашей практике таких случаев, когда набор симптомов невозможно было сопоставить ни с какой болезнью, но человек был спасен, потому что в конце концов диагноз был поставлен правильно. Фильм ведь на основе реальных историй весь. Вот этот краудсорсинг в создании бренда Омской области очень бы пригодился.
Ассоциации, связанные с Омском
Первая ассоциация – это наша работа с РОЩУПКИНЫМ. Мы самая старая политконсалтинговая фирма в стране, через пару лет нам 30 лет – у нас за плечами 411 избирательных кампаний в 53 странах мирах. Мы создавали «Выбор России», «Наш дом – Россия», «Единство» придумали и создали с нуля за два месяца, ЛЕБЕДЯ мы когда-то придумали, через нас прошло огромное количество губернаторов и мэров. И могу сказать совершенно не лукавя: Валерий РОЩУПКИН – один из лучших мэров за всю историю России. Те технологические шаги, которые нам с ним удалось здесь реализовать, до сих пор я рассказываю как кэйсы. Мэр столичного города, в котором производится 70% продукции и где собирается 70% налогов региона… Сама структура экономики России пирамидальная, когда через Москву распре...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию.