В Первомайском суде вскрылась причина образования колейности на омских дорогах

Дата публикации: 24 августа 2017

Бывший директор ДРСУ-6 дал показания по делу Олега ИЛЮШИНА и рассказал, почему предприятие не посыпало гололед песком, поставленным ООО «СНК»

15 августа в Первомайском суде продолжилось рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении Риты ФОМИНОЙ и Олега ИЛЮШИНА. Напомним, бывшего министра финансов Риту ФОМИНУ и экс-министра развития транспортного комплекса Олега ИЛЮШИНА обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 УК РФ, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (злоупотребление и превышение должностных полномочий). Дело рассматривает судья Елена ШТОКАЛЕНКО.

Показания давал бывший директор ДРСУ-6 в городе Калачинске Александр КОВЕЛЬ. На интересующий суд момент времени он работал сначала главным инженером организации, а затем руководителем. Сейчас является первым заместителем директора ООО «Стройсервис» (тоже в  Калачинске). Он достаточно подробно рассказал о вещах, которые интересовали адвоката Евгения ЗАБУГУ и прокурора Дмитрия КАЗАННИКА. В частности, про состояние дорог в 2012-2014 годах:«Его можно было назвать критическим. По сути дела, дорожники приходили к тому, что засыпали ямы чем ни попадя, лишь бы только обеспечить безопасный проезд.  Естественно, этот ремонт не был панацеей, и было необходимо приступить к классическому ямочному ремонту». А для него требовались материалы. Если ДРСУ-6 работало и с федеральными объектами, и с региональными и могло, как выразился Александр КОВЕЛЬ, взять песок из «другого кармана», то другие дорожно-ремонтные организации такой форы не имели и к концу года часто оставались уже без необходимого объема строительных материалов, а песок зимой требовался на приготовление пескосоляной смеси для содержания дорог. Свидетель привел в пример Крутинское и Оконешниковское ДРСУ, о положении дел в которых он имел представление: «Подгребали все (песок), кроме того, многое зависело от погодных условий. Снежная зима – дорожники плачут, потому что деньги летят на ветер: в контракте стоит сумма, которую ты получишь независимо от того, 60 раз выезжал на дорогу или 10. А если 70, то уже работаешь себе в убыток».

В указанное время ДРСУ-6 приняло песок от ООО «Сибирская нерудная компания» (СНК). Но не напрямую, а через управление дорожного хозяйства. «Песок мы разгрузили, провели лабораторные испытания. По всем показателям он соответствовал требованиям ГОСТа, но был не пригоден для производства асфальтобетонной и приготовления пескосоляной смесей. Были составлены протоколы и уведомлен заказчик».

Анализ они проводили в своей лаборатории, по словам Александра КОВЕЛЯ, в ДРСУ-6 она одна из самых оснащенных в отрасли. В итоге специалисты констатировали факт непригодности песка. Свидетель подробно объяснил причины: «Песок для приготовления пескосоляной смеси должен иметь определенную крупность, поскольку является материалом, повышающим сцепление колеса с асфальтобетонным покрытием, где образуется гололед, наледь. Пока соль растопит лед, песок выполняет функцию абразивного материала, который влияет на безопасность. Мелкий песок, как правило, наоборот, повышает скользкость, поскольку в нем содержатся глинистые частицы. Всем известно, что мокрая глина опасна. Что касается приготовления асфальтобетонной смеси (АБС), то там есть требования по модулю крупности песка. Если он мелкий, то теряются прочностные свойства АБС».

Дмитрий КАЗАННИК уточнил: Каковы были требования к песку, поставленному СНК, и какие технические параметры оказались у песка в итоге?

КОВЕЛЬ: Были заявлены требования на песок средней крупности, а поставлен песок мелкий и очень мелкий.

КАЗАННИК: Мог ли песок использоваться для приготовления соляной и асфальтобетонной смеси?

КОВЕЛЬ: Для приготовления пескосоляной – нет, и для АБС (я уже объяснил: качество и прочностные характеристики теряются) нет.

КАЗАННИК: Чем это определяется? Может быть, есть нормативный акт, ГОСТ, СНИП?

КОВЕЛЬ: ГОСТ есть на асфальтобетон.

КАЗАННИК: Лаборатория УДХ может принять решение, что этот песок можно использовать?

КОВЕЛЬ: Нет, у меня своя лаборатория в ДРСУ-6, которая дает заключения.

КАЗАННИК: А требования различаются?

КОВЕЛЬ: Нет, требования у всех одинаковые. И все мы, кто занимается асфальтобетоном, понимаем, что природный песок для приготовления АБС используется мало где. В Омской области, в Новосибирской области, на Алтае его вообще не применяют. У природного песка зерна обкатанные, как горошины, они друг за дружку не цепляются, и АБС теряет свои свойства. Чем мельче песок, тем ниже прочностные характеристики асфальтобетона, тем выше колееобразование.

КАЗАННИК: Руководители УДХ  могли принимать решение, что подобный песок можно использовать?

КОВЕЛЬ: Нет, наверное.

КАЗАННИК: Вам поставили мелкий и очень мелкий песок, что с ним в дальнейшем случилось?

КОВЕЛЬ: Ничего. Лежал. Я уже в ДРСУ-6 не работал, а он все лежал.

КАЗАННИК: А по песку проводились исследования кем-то помимо вашей лаборатории?

КОВЕЛЬ: Неоднократно. Кто только не приезжал.

ИЛЮШИН: Кто принимает окончательное решение по применению материалов?

КОВЕЛЬ: Руководитель ДРСУ. В любом случае отвечает руководитель предприятия. Мы участвовали в спорном процессе по ремонту дороги 1Р402, где было неверно принятое проектное решение. В конечном итоге федеральное управление выставило нам претензию на 21 млн рублей. Мы подняли историю и выиграли процесс. Основная причина была в том, что в старом основании дорожной одежды был применен асфальтобетон, произведенный на природном песке, т. е. он уже потерял свои прочностные характеристики. Мы построили дорогу, а через год на нашем качественном асфальте пошла трещина.

Судья: Были в вашей практике случаи, чтобы АБС изготавливалась из мелкого песка? На суде некоторые директора ДРСУ говорили, что можно.

КОВЕЛЬ: Нет. Требования у всех разные к себе: если они считают, что пригодно, ради бога. Мы с 2002 года начали работать с федеральным управлением дорогами. Там грамотные специалисты, они нас убедили.

Судья: Это на бытовом уровне или закреплено ГОСТом?

КОВЕЛЬ: Вот мы приготовили АБС. Всем она хороша, и черная, провели испытания, а прочностные – не идут. Когда мы давим прессом на сформованный образец, он должен выдержать определенные нагрузки. Все вроде бы сделали по составу, а понять, в чем причина, не можем. Начинаем убирать песок, а отсева гранитного добавляем больше. В конечном итоге прочностные возрастают и достигают своего предела, когда песок мы вообще исключаем. Даже средний! Средний применить еще можно, область у нас бескаменная, поэтому, чтобы сделать дешевле АБС, мы позволяем себе часть песка природного, но опять же с заданными характеристиками, т. е. именно средний.

Судья: Если использовать мелкий песок, то придется добавлять других компонентов больше?

КОВЕЛЬ: О том и речь!

Судья: То есть это бы привело к удорожанию?

КОВЕЛЬ: Конечно. Этот песок остался бы где-то, никуда не пригодный. А я должен был закупить отсев, чтобы добавить его к этому песку для получения требуемых показателей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/avgust/32/v-pervomayskom-sude-vskrylas-prichina-obrazovaniya-koleynosti-na-omskih-dorogah