Спор за «Любу» и «Степана» перешел на личности

Дата публикации: 22 февраля 2017

В арбитражный суд были вызваны, наконец, авторы спорных скульптур – Сергей НОРЫШЕВ и Игорь ВАХИТОВ.

14 февраля в Арбитражном суде Омской области продолжилось рассмотрение иска предпринимателя РУДАКОВА, который выкупил у авторов исключительные права на использование образов популярных в Омске городских скульптур «Степан» и «Люба», установленных на пересечении улиц Ленина и Карла Либкнехта, и теперь требует в суде компенсацию с издательства «Омский ракурс» за использование их изображений в фотоальбоме, посвященном 300-летнему юбилею Омска. Цена иска с первоначальных 7,8 млн рублей упала уже до 23 тысяч рублей, но жаркие споры об авторстве скульптур не утихают.

На очередное заседание суда пришли скульптор Сергей НОРЫШЕВ и архитектор Игорь ВАХИТОВ, которым приходится теперь оправдываться и доказывать, что мэр Омска и члены приемной комиссии не могут быть соавторами произведения искусства, а сантехник «Степан» – это вовсе не плагиат. Напомним, параллельно в Куйбышевском районном суде рассматривается иск администрации города об авторских правах на скульптуры «Степан» и «Люба». Мэрия теперь стала считать, что исключительные права на изображения скульптур не принадлежат ВАХИТОВУ и НОРЫШЕВУ, поскольку эти скульптуры давно стали городской достопримечательностью и имеют ценность не сами по себе, а как часть городской среды.

 

Сергей НОРЫШЕВ, скульптор:

«РОЩУПКИН тогда по ошибке подумал, что в Братиславе установлен памятник сантехнику...»

– По поводу «Степана». Мне сначала передавали на словах, какую скульптуру администрация города хочет изготовить к Дню города. Никаких эскизов, слепков, фотографий и чего-либо другого мне не предоставляли. Я все придумал сам. Вылепил модель из воска, показал ее мэру Валерию РОЩУПКИНУ, мэр остался недоволен первым вариантом. И сказал: нет, надо сделать не так, нужен сантехник. И описал, что именно хочет увидеть. Тогда не было Интернета, мне показали видеозапись на магнитной ленте из Братиславы, запись очень плохого качества, на которой вообще ничего невозможно было рассмотреть.

Вообще-то произошла ошибка. Валерий Павлович в то время не знал истории скульптуры, установленной в Братиславе, он подумал, что это памятник сантехнику, снял его на видео и уехал. На самом деле это не сантехник, не слесарь, не водопроводчик. Автор скульптуры Виктор ГУЛИК изобразил жителя военной Братиславы. В 1945 году горожане прятались в подземных коммуникациях и у них был специальный человек – наблюдатель, который следил за перемещением фашистов. Скульптура так и называется – «Чумил», что в переводе означает «Наблюдатель».

А мы сделали для Омска сантехника. Первый вариант, как я уже говорил, РОЩУПКИНА не устроил, но он до сих пор хранится у меня. К исполнению был принят второй вариант. Когда я его начал делать, приезжали смотреть многие. Это были просто кураторы. И сам РОЩУПКИН, и его заместители приезжали. Они просто смотрели и говорили: быстрей, быстрей, мы не успеваем к Дню города. Моторостроительное объединение имени Баранова поставило условие, что ему нужен месяц для изготовления отливки, и я трудился днями и ночами, чтобы успеть. Когда уже все сделал – приехала большая комиссия на четырех «Волгах». Во главе, конечно, с РОЩУПКИНЫМ. Там было человек 17, я их всех не помню, естественно. Сказали: не годится. Стали советовать. Один одно говорит, другой – другое, третий – третье. РОЩУПКИН, помню, мне тогда сказал, что у меня какой-то профессор получается, а нужен человек из рабочего класса, чтобы у него было лицо настоящего работяги. Я тогда сказал: все уходите, придете послезавтра, я сделаю еще один вариант, и он будет окончательным. А «Степаном» сантехника назвали уже позже, когда скульптура была отлита из металла.

Место, где сейчас стоит скульптура, выбрал мой соавтор Игорь Александрович. Он очень хороший архитектор, город он прекрасно знает и умеет выбрать такое место, что потом никогда не возникает желание куда-то скульптуру сдвинуть. Варианты установки были разные. Мы смотрели и площадь возле Музыкального театра, и место возле «Яблоньки».

Кстати, Виктор ГУЛИК, автор скульптуры в Братиславе, подавал в суд на администрацию города Гомеля, где была установлена похожая скульптура. Суд он выиграл, доказав плагиат, и гомельскую скульптуру демонтировали и расплавили. К нашему сантехнику у ГУЛИКА претензий не было. И именно «Степан» стал образцом для многочисленных подражаний. Сейчас сантехников уже куча. Во многих городах России. Нам, видимо, повезло – идея выстрелила. И «Степан» стал знаковой скульптурой для города Омска.

По «Любе» ситуация была похожая. Возникла идея установить скульптуру на Любинском проспекте. Но кто эту идею будет оформлять? Обратились к нам с Игорем Александровичем. Позировала мне моя дочь – они немного по фигуре похожи. Когда «Люба» была готова в глине, не было даже скамейки. Я все придумывал и лепил сам. Ни РОЩУПКИН, ни ЯЛОВЕНКО, ни ДРОБОТЕНКО лепить не умеют...

Там были всякие нюансы. Сначала «Люба» вообще была в чепчике, с воротничком, у нее была закрыта грудь. Я исходил из того, что у нас шесть месяцев в году зима, и она визуально будет «замерзать». Но заказчик настоял, чтобы ее «раскрыть». Игорь Александрович нашел изображения фрейлин и балерин того времени, и с какой-то одной из иллюстраций мы и с копировали платье. Открыли ей грудь. Потом, правда, возникли новые претензии, что очень маленькая грудь, но я настоял, что это она в корсет затянута. Я считал, что не нужно нам акцентировать сексуальность.

«Любу» тоже приходилось делать быстро, потому что торопили сроки. На изготовление завод попросил уже не месяц, а два месяца, поскольку работы больше. В качестве подарка городу завод использовал для отливки специальную марку нержавеющей стали ХН70, которой не страшны никакие погодные условия. Из такого материала скульптура тысячу лет простоит, ничего с ней не случится. Сплав разработали в СССР специально для оборонной промышленности.

«Любу» теперь тоже все фотографируют. Вместе со «Степаном» они стали брендами. Ну так получилось, что они стали популярны. И теперь, оказывается, что не я их сделал. И авторские права, оказывается, не могут мне принадлежать, а должны принадлежать администрации. Да, она заплатила деньги за изготовление скульптур. Но деньги она сама не печатает. Она же взяла эти деньги из городского бюджета. Опять же, ту команду администрации, которая была в 1998-1999 годах, даже сравнивать нельзя с нынешней. Та была бригантиной, а сегодняшняя – старая неповоротливая баржа. Это лично мое мнение, естественно. Я не юрист и могу ошибаться, но мое мнение однозначное – администрация не может быть автором произведения искусства.

Что касается договоров, то они, наверное, где-то есть, но не у меня. Наверное, были договоры на отливку скульптур с заводом. За работу мне платил не город, а одна из его структур. Я расписался в ведомости за получение денег – и все. Договоров я не видел.

 

Игорь ВАХИТОВ, директор ООО «Архитектурная мастерская «Домус:

«Предположения о том, что «Степан» может быть плагиатом, не имеют под собой никакой основы...»

– Скульптура придумана человечеством как часть среды, интерьера, фасада, городского пространства. Скульптура имеет несколько своих определенных канонов. Самое яркое выражение скульптуры – конная статуя. Их в мире тысячи, и никто не называет конные статуи плагиатом. Есть статуи стоящие, есть бюсты. Все бюсты российских генералов – они очень похожи. Генералы в одинаковой форме, в одинаковой позе, но каждый бюст является тем не менее авторским произведением. И предположения о том, что «Степан» может быть плагиатом, не имеют под собой никакой основы.

Мир развивается, искусство тоже не стоит на месте, в том числе скульптура. В прошлом веке стала появляться городская скульптура, которая бежит, идет, стоит, выглядывает и так далее. Это называется композиция. Потом появилась идея изобразить человека, выглядывающего из люка. Это такая модификация идеи бюста. Вокруг этой идеи можно придумать множество решений, и все эти решения будут авторскими. А плагиат – это абсолютно точная копия произведения искусства.

Любой процесс создания произведения искусства в архитектуре, живописи, скульптуре делится на несколько этапов. Первый – творческий. Второй – производственный. Производство к творчеству никакого отношения не имеет, хотя некоторые литейщики, мастера очень высокого класса, запоминаются тоже, и их имена остаются в истории. Изготовители, установщики, перевозчики, грузчики – они все имеют отношение к скульптуре, но они не соавторы. Практически у всех произведений искусства есть заказчики. И почти всегда работа проходит третий этап – приемку. Она принимается неким советом, хоть художественным, хоть административным. Но члены совета не могут быть соавторами априори.

Мне, как работнику администрации города, департамент недвижимости не мог поручить процесс проектирования. Департамент – не проектирует. Проектными работами я занимался в свободное от работы время, что не возбраняется. Чиновник имеет право заниматься творческой работой. Авторство наше доказано. Объекты стоят. И нет никакого договора между администрацией и авторами, в котором бы мы уступали администрации свои исключительные права.

Что касается самого фотоальбома, который мы считаем контрафактным. Помимо всего прочего, у этого альбома плохой макет, плохая верстка, низкое качество печати. На мой взгляд, стыдно выпускать такие издания, прикрываясь юбилеем Омска. В данном случае если человек купит такой альбом, отдав за него больше тысячи рублей, то не получит информации, на которую рассчитывает.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/fevral/7/spor-za-lyubu-i-stepana-pereshel-na-lichnosti