Что не так с омскими теплицами?

Дата публикации: 14 июня 2017

Члены аграрного комитета не пришли к единому мнению о том, из-за чего проваливаются проекты в сфере АПК, – отсутствия финансирования или нехватки мозгов

 Министр сельского хозяйства Омской области Максим ЧЕКУСОВ на заседании комитета ЗС по аграрной политике, природным ресурсам и экологии 8 июня отчитался об эффективности использования субсидий, предоставленных инициаторам инвестиционных проектов.

За два последних года – 2015 и 2016 – в Омской области реализовано 38 инвестиционных проектов на общую сумму 5,9 млрд рублей, в том числе 14 проектов получили государственную поддержку. Объем предоставленных из бюджета средств составил 1 млрд 76 млн рублей, из этой суммы около 1 млрд рублей – в виде компенсации затрат по процентной ставке по кредитам, и два проекта получили компенсации прямых затрат на общую сумму 73,5 млн рублей.

Назвал ЧЕКУСОВ и конкретные проекты, поддержанные за последние годы. Так, в сферу молочного скотоводства регионом направлено 83,5 млн рублей инвестиций, средства распределены между четырьмя проектами. Это строительство комплекса на 800 голов в ООО «Соляное», комплекса на 600 голов в ООО Комплекс «Таврический», реконструкция фермы АО «Рассвет» и модернизация комплекса на 800 голов в ЗАО «Солнцево». Объемы поддержки молочных животноводов, по мнению ЧЕКУСОВА, недостаточны, «с такой скоростью модернизация отрасли займет лет 40».  Проблема, как он отметил, еще и в том, что субсидировать можно приобретение оборудования российского производства, тогда как используемое предприятиями молочное оборудование в основном производится за рубежом.

В отрасли птицеводства было поддержано одно крупное предприятие – ООО «Морозовская птицефабрика», реализовавшее сразу четыре проекта: модернизировало площади под выращивание индейки мощностью 8 тыс. тонн мяса в год, построило птицеферму для бройлеров на 4,5 тыс. тонн мяса в год, цех по убою индейки на 10 тыс. тонн в год и племенной репродуктор. На компенсации по кредиту предприятие, инвестировавшее в проекты более 2,1 млрд рублей, получило от государства порядка 144 млн рублей.

Среди свиноводческих предприятий господдержку получили «РУСКОМ-Агро» (вторая очередь комплекса мощностью 9 тыс. тонн) и «Титан-Агро» (комплекс на 11 тысяч тонн). Государственные затраты на эти проекты превысили 837 млн рублей. Наконец, упомянул ЧЕКУСОВ и о маслозаводе «Продэкс-Омск», получившем 10,4 млн рублей от государства при реализации инвестпроектов на сумму свыше 200 млн рублей. Производительность завода более 140 тысяч тонн масла в год, при этом в 2016 году произведено менее 30 тысяч тонн. Одна из причин – в нехватке сырья и сложностях со сбытом.«В ближайшее время у нас меняется ситуация на международном рынке, сейчас открывается по поставкам растительных масел Турция. И мы наблюдаем увеличение поставок в Китай. Есть проблема с сырьем, весной «Продэкс-Омск» предоставил семена аграриям, а кому-то даже и кредиты, и мы в этом году видим увеличение посевных площадей под масличными культурами на 30 тысяч га. Наша задача – обеспечить предприятие сырьем, оно уже сегодня готово заключать контракты на осень. С учетом конъюнктуры рынка объемы производства должны увеличиться», – прокомментировал ЧЕКУСОВ.

– Но у нас запускается новый маслозавод в городе Омске, ГК «Содружество», он практически запущен, –  отметил председатель комитета Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ, по мнению которого в этой ситуации произошедшее увеличение посевов ничего глобально не изменит. Глава минсельхоза с замечанием согласился, но напомнил, что рынок сегодня свободный, и никто не запрещает сырье как завозить из других регионов, так и вывозить за пределы Омской области. Депутат Владимир ПУШКАРЕВ, впрочем, предложил за «Продэкс-Омск» и вовсе не переживать:

– «Продэкс-Омск» — основной игрок сегодня, который балуется с ценами. У нас практически цена на рапс равна цене на жмых или шрот. В свое время они так сделали, и мы вообще перестали рапсом заниматься. Наверное, надо и новый завод запустить, и на вывоз работать, раз они так себя ведут.

По мнению Анатолия БЕЗЗУБЦЕВА, решение проблемы – в качественном управлении происходящими процессами, в том числе со стороны региональных властей. В то же время Максим ЧЕКУСОВ апеллировал к тому, что времена плановой экономики прошли. И постепенно разговор сконцентрировался на проектах и предприятиях, которые по тем или иным причинам находятся сегодня в кризисном состоянии.

Так, членов комитета интересовало, что происходит с крупными омскими проектами в сфере овощеводства в закрытом грунте. Таких проектов в регионе сегодня три (Сибагрохолдинг, КФХ Майер и «Агрокультура»), и у каждой из теплиц, по данным депутатов, серьезные сложности.

– Чего мы дальше ждем? Приход овощей из Турции однозначно будет, и наших подвинет. Деньги вложили, есть коллективы, территории, что мы от этих проектов получим? Почему такая ситуация там складывается? – спросил БЕЗЗУБЦЕВ.

Первый замминистра экономики Расим ГАЛЯМОВ рассказал, что заявленный Сибагрохолдингом инвестпроект на сумму в 5 млрд рублей и не реализуется, и со счетов инициатор его снимать пока не торопится. Основной нерешенный вопрос – по земле, кроме того, само предприятие находится в судебных тяжбах.«Сибагрохолдинг сегодня занимается достаточно эффективно томатами, но та ситуация с двухгодичным провалом по цене на картофель вымыла всю оборотку, кроме того, они не смогли вносить лизинговые платежи и техника была изъята, но я думаю, что предприятие из кризиса выходит, и теплицу надо загружать», – пояснил ЧЕКУСОВ.

С проблемами в части финансовой прочности столкнулся и фермер МАЙЕР. «Там ситуация самая критическая. Получив кредитные ресурсы, он две зимы отапливал эту теплицу, не получая урожая. Сегодня предприятие работает, выращивает огурец, но долги под 400 млн рублей, и для такого предприятия это, конечно, фатально может закончиться. И усилия минсельхоза, и усилия Сбербанка направлены сейчас на то, чтобы найти уже нового собственника или соинвестора. Если до зимы мы этот вопрос не решим, то теплицу потеряем», — продолжил министр. Наиболее благоприятный прогноз у минсельхоза по «Агрокультуре». «Я думаю, СЕДЕЛЬНИКОВ Владимир Лукьянович вышел из зоны риска. Мы стараемся спасти наши тепличные хозяйства. Но надо понимать, что в сравнении с тем же новосибирским производителем наши теплицы — это игрушка, это очень маленькие объемы производства, и они могут быть неконкурентоспособны», – подчеркнул ЧЕКУСОВ.

– От некачественного менеджмента не защищена ни одна отрасль, ни одно предприятие. Закрытый грунт – это высокотехнологическое производство, где нужно учитывать много нюансов, – добавил ГАЛЯМОВ.

Но Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ развернул разговор в другую сторону:

– Овощеводство – это только пример. Меня интересует защищенность областных инвестиций. Понятно, что частник со своими средствами может делать, что хочет. Но когда в проект вкладываются деньги областные, нужно делать акцент на качестве подготовки и рассмотрения инвестиционных проектов.  Качественной подготовки сегодня нет.

Депутат Сергей ГОЛОВАЧЕВ за предпринимателей заступился: по его мнению, в сельское хозяйство сегодня вкладывают именно профессионалы, а крупные промышленные и торговые группы в отрасль не идут. Профессиональные аграрии же большими возможностями не обладают, и поэтому их начинания финансируются за счет кредитных ресурсов, а значит, связаны с высокими рисками.

– Банковские деньги дешевле, чем собственные, это экономический закон. И если крупная инвестиционная компания зашла и ее проект открывается за счет собственных других прибылей, то это абсолютно неверный проект, неверная реализация, – не согласился депутат Николай ВЕЛИЧЕВ. — Говорить здесь надо о том, каким образом мы можем контролировать инвестиции в сельское хозяйство. Если область дает деньги, каким образом мы их можем застраховать законным методом? Этот вопрос висит в воздухе.

Максим ЧЕКУСОВ заверил коллег, что сегодня делает особенный акцент на качественное сопровождение проектов, что в министерстве собрана работоспособная команда, и по каждому из проектов назначен куратор от минсельхоза. Кроме того, 20 июня министерство собирает аграриев на совещание по экономике в аграрном секторе, и в первых рядах будут сидеть руководители тех хозяйств, которые убыточны или вот-вот будут убыточны.

– Работая второй год в этой должности, я могу сказать: то, что вы слышите, это общая температура по больнице. У нас очень много предприятий, которые на грани прекращения своего существования, давайте про них не забывать, потому что там живут люди. Сегодня несколько предприятий регулярно выходят с инициативой избавиться от животноводства, мы их сдерживаем, но не всегда это удается. Не везде хватает финансирования, но в большинстве случаев не хватает, извините за выражение, мозгов, – подвел итог министр.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/iyun/22/chto-ne-tak-s-omskimi-teplitsami