Стереотипное представление, что бизнесмен – это солидный мужчина среднего или старшего возраста, уходит в прошлое.
Свою нишу в бизнесе все больше отвоевывает молодежь. Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с молодыми предпринимателями, которые в свои 23– 25 лет имеют за плечами организацию уже нескольких собственных предприятий. О том, как они пришли к этому, что за бизнес созрел в юных головах и как он сегодня развивается, рассказали соучредители компании по производству пледов с рукавами «Costa» Евгений ДОЛГОШЕЕВ и Чеслав ВАСЬКОВСКИЙ.
– Евгений, расскажите, как вы пришли в бизнес?
Евгений ДОЛГОШЕЕВ. Когда поступил в ОмГПУ, очень переживал, что педагогический университет – это не престижно, но сейчас понимаю, что глубоко заблуждался. У нас была богатая студенческая жизнь, которая способствовала развитию коммуникабельности, лидерских качеств. Много времени посвятил общественной деятельности, в том числе принимал активное участие в проектах «Молодой гвардии» Единой России. Бизнесом занялся еще в 9 классе: через малоизвестный тогда сайт Али– экспресс заказывал популярные тогда браслеты Power Balance. По окончании университета работал в компании «Телетрейд». Там получил знание о финансовых рынках. Сам разобрался и обучал людей, чтобы они могли играть на бирже.
– Сами не играли?
Е.Д. Играл в демо– версиях, реальные деньги не вкладывал. Мне интересно было понять, как работает мировой финансовый рынок.
– Чеслав, а с чего началось ваше предпринимательство?
Чеслав ВАСЬКОВСКИЙ. В школе я отдавал предпочтение творчеству – читал стихи, участвовал в КВН. После поступления в вуз мое мировоззрение изменилось: стал посещать бизнес– тренинги, в 2013 году попал на двухнедельный семинар «Перспектива» с полным погружением в сферу бизнеса, где и познакомился с Женей. У нас сразу произошла синергия: из 112 участников мы на двоих забрали половину призового фонда. Я тогда понял, что свои творческие амбиции запросто могу реализовывать и в бизнесе. Успел поработать в «Орифлейме» – узнал, как компания действует изнутри.
– Вам удалось что-то заработать?
Ч.В. Не особенно. Но если бы я поставил такую цель, то у меня получилось бы.
– Как вы объединились?
Ч.В. У нас обоих зрела мысль о кооперации. Женя предложил реализовать идею – пледы с рукавами. Я об этом только мельком слышал. В Европе и Америке эта франшиза популярна. Мы стали изучать и поняли, что в России таких предложений мало. Первой мыслью было взять франшизу, но, изучив рынок тканей, решили отшить первую партию. От идеи до первого прототипа прошло меньше двух недель. «Costa» открылась в сентябре 2016 года.
– Почему отказались от франшизы?
Е.Д. Мы поняли, что сможем сделать эту вещь интереснее. Что наши конкуренты выпускают ее «сырой». Изучили весь опыт и решили объединить его в одном продукте.
Ч.В. Везде была представлена однотипная модель с рукавами. Мы обратились к швее, правда, она с нас запросила цену, за которую мы сейчас изделия в розницу продаем, но отшила первый плед, и мы были счастливы, что он у нас есть и с ним можно что– то делать.
– И что вы сделали?
Ч.В. Для начала нашли другую швею (смеется).
Е.Д. Поняли, что если и дальше будем некомпетентны, то нас продолжат обманывать. Стали разбираться в нюансах. Нашли девушку Яну, которая нам помогла в запуске первой партии. Ей самой был интересен проект.
Ч.В. Мы сделали первую партию – 40 пледов из материала, который купили в Омске. Но это оказалось очень дорого. Мы шьем из велсофта. Это ткань японского происхождения, в ней не холодно и не жарко, она гипоаллергенная и не электризуется. Распродали недели за полторы через социальные сети, сайт. Большая часть, конечно, ушла по знакомым.
Е.Д. Мы поняли основной плюс нашего изделия: плед практически универсален в качестве подарка на любой праздник.
– Для чего предназначены пледы с рукавами?
Ч.В. У нас есть несколько вариантов пледов: с рукавами и карманом для ног – самый комфортный. В нем удобно смотреть телевизор, работать в ноутбуке. Еще делаем вариант «Horeca» (сокращение от Hotels, restorans, cafe), который изначально разработали для гриль– бара, это модель с укороченными рукавами, чтобы было удобно кушать. Мы сами пользуемся нашими пледами и постоянно дорабатываем их конструкцию.
– У ваших пледов есть размеры?
Ч.В. Они универсальны. Правда, когда нам заказывали пледы тяжелоатлеты, то попросили сделать для них модель побольше. А еще есть детские пледы и двойные.
– Сколько вы можете делать за месяц?
Е.Д. Около 300 изделий. Реализуем их через Омскоптторг – один из крупнейших розничных поставщиков текстиля в Омске. Им продукт понравился, подобного здесь больше никто не делает. Сейчас ждем поставку ткани от московского дистрибьютера. Одновременно ведем переговоры с одним из китайских поставщиков.
– Это удешевит стоимость изделия?
Е.Д: – Это скорее расширит ассортимент и ликвидирует дефицит сырья.
– Как дальше будет развиваться ваше производство?
Ч.В. Когда придет ткань, начнем массово отшивать пледы по 300 – 400 штук в месяц. Планируем работать и с базами Новосибирска, а в новогодний период выставляться в нашей МЕГЕ, в Новосибирске, в Томске и Екатеринбурге. По нашим расчетам, мы можем в месяц шить до 600 пледов.
Е.Д. Еще будет развиваться направление – именные халаты. У нас есть вышивальное оборудование и программа конвертации практически любого изображения в вышивку.
– Вы выиграли грант министерства молодежи и физической культуры региона. На что потратили средства?
Ч.В. Мы получили 235 тысяч рублей и на них взяли оборудование – швейные машины. Это дало нам возможность шить самим.
Е.Д. Для нас очень важно качество. Когда мы отшивали на аутсорсинге, то не могли постоянно контролировать работу швеи.
– Расскажите о вашем новом проекте «Чи Ню»?
Е.Д. Это сервисный центр по ремонту мобильных телефонов. С технологической точки зрения пока отстаем от конкурентов, но будем принимать участие в грантах, чтобы получить средства на развитие.
– Сервис телефонов достаточно распространен…
Е.Д. Сфера ремонта мобильных устройств суперконкурентна: в Омске имеется порядка 360 сервисных центров. У всех разный уровень. Мы хотим, чтобы наш стал омским брендом. Например, планируем организовать выездной сервис, когда мастер приезжает к вам и в течение 15 – 20 минут ремонтирует телефон.
– А сможете ли вы конкурировать по цене?
Ч.В. Мы планируем уложиться в средние пределы. У нас будет услуга онлайн-ремонта: клиент сможет в Интернете видеть, как происходит ремонт его телефона в реальном времени. Подобный опыт в России есть, в Омске пока нет. Так что у нас есть возможность сделать наш сервис оригинальным.
Е.Д. Если мы что– то задумываем, то приступаем сразу, не откладывая в долгий ящик. Так мы запустили наш сервис: 10 мая появилась идея сервисного центра, 11– го мы поехали в «Леруа» за материалами и в течение недели ремонтировали помещение. Здесь и сейчас многое нужно доработать. Но ведь и система Windows компании Microsoft тоже изначально не была идеальной, тем не менее постепенно она стала самой популярной в мире. Мы уверены в своем деле и будем идти вперед.
– Ваши оба офиса расположены в самом центре города. Как вам достались эти помещения?
Е.Д. Когда искали помещение, выписали несколько вариантов в центре. Этот на фото был страшным, а когда зашли, поняли, что энергетика позитивная. Плюс большая парковка и круглосуточный доступ. Но был один нюанс: помещение муниципальное, и нужно было участвовать в аукционе на право заключения аренды. К счастью, кроме нас в конкурсе никто не участвовал, и мы получили офис за первоначальную цену.
Ч.В. Сейчас стараемся сделать каждый наш квадратный метр ликвидным, и в принципе у нас все получается.
– Какие– то увлечения кроме работы у вас есть?
Е.Д. Предпринимательство – наше самое большое увлечение.
Ч.В. Я реализую здесь свой творческий потенциал, нахожу отдушину в маркетинге, люблю заниматься продвижением. Это своего рода искусство. Для нас досуг – это бизнес.
Справка
Евгений ДОЛГОШЕЕВ родился 5 октября 1992 года в Омске. В 2009 году окончил школу № 78 и поступил в ОмГПУ на факультет экономики и менеджмента, а через год – на специальность «Государственное и муниципальное управление». Окончил вуз в 2014 году. В 2012– 2016 учился в ИМЭК ОмГУПС. В 2016 году работал бренд– менеджером в компании «Ретракс». В сентябре 2016 года стал соучредителем компании «Costa» (производство пледов с рукавами). В 2017-ом учредил сервис ремонта сотовых телефонов «Чи Ню».
Не женат.
Чеслав ВАСЬКОВСКИЙ родился 5 июня 1994 года в городе Кокшетау (Республика Казахстан). В 2012 году окончил школу № 6 в Кокшетау и поступил ОмГУПС на факультет ИМЭК (специальность туризм). Окончил вуз в 2016 году. Во время учебы работал в компании «Орифлейм», в сервисе пластиковых окон руководителем Call– центра. В 2016 году стал соучредителем компании «Costa» (производство пледов с рукавами). В 2017-м учредил сервис ремонта сотовых телефонов «Чи Ню».
Женат.
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»