Терри ПРАТЧЕТТ, Йен СТЮАРТ, Джек КОЭН
Наука плоского мира
М.: Изд-во «Э», 2015 год. — 512 стр.
Тираж 4000 экз.
Враки детям
Здравый смысл – злейший враг науки
Как сказано в аннотации, эта книга – «потрясающая смесь вымысла и научных фактов, созданная в результате творческого союза Терри ПРАТЧЕТТА и знаменитых популяризаторов науки Йена СТЮАРТА и Джека КОЭНА». СТЮАРТ – профессор математики, на русский язык переведены его научная монография «Теория катастроф» и научно-популярные «Тайны катастрофы», «Математические головоломки профессора Стюарта», «Какой формы снежинка» и прочие. Что касается КОЭНА, то его книг на русском обнаружить не удалось, кроме разве написанного совместно со СТЮАРТОМ фантастического романа «Колесники», переведенного в 2002 году.
В обозреваемой книге вклад ПРАТЧЕТТА – беллетризованная соединительная ткань между «научпопом». Дело якобы происходит в Незримом университете города Анк-Морпорка, где волшебники поставили эксперимент, создав наш объемный мир, и наблюдают за его развитием вплоть до появления планеты Земля и жизни на ней. Впрочем, как утверждают соавторы, «поскольку важная часть науки относится к несуществующему миру мысленных экспериментов, наше понимание Вселенной должно учитывать вымышленные миры наряду с настоящими». Что же касается популяризации науки – это вообще «враки детям» – «такое утверждение, которое само по себе ложно, но которое тем не менее ориентирует ум ребенка в правильном направлении. Которое подготовленный предшествующей ложью, он будет в состоянии оценить. На ранних стадиях развития ребенка образование включает в себя множество подобных «врак», поскольку первые объяснения очень просты… Пример – концепция магнитного поля Земли как огромного магнита с полюсами «север – юг». Или что атом похож на миниатюрную солнечную систему, амеба – примитивный организм возрастом в миллиард лет, ДНК – некая калька живого существа… Если ты живешь в сложном мире, то, чтобы понять его, волей-неволей приходится все упрощать. Именно к этому и сводится «понимание».
mif1959
Александр ЗИНОВЬЕВ
На коне, танке и штурмовике. Записки воина-философа
М.:Алгоритм, 2016 год. – 240 стр.
Тираж 1500 экз.
«Классический пример»
Философ – о своей жизни
«Самым значительным событием в деревне в период моего детства была коллективизация. В моем формировании и в моей судьбе она сыграла роль огромную. Потому остановлюсь на ней несколько подробнее. Когда число людей, занятых поисками истины, превышает некий допустимый максимум, то в силу вступает закон: чем больше искателей истины, тем более чудовищные заблуждения порождают эти поиски. В таких случаях люди стремятся не столько к истине, сколько к удовлетворению своих личных целей за счет темы. Истина оказывается делом второстепенным. Тема советской коллективизации дает классический пример на этот счет на эту тему написаны тонны слов, найти в них крупицу истины еще труднее, чем найти жемчужину в навозной куче. Уже находясь в эмиграции, я пытался высказать о коллективизации то, что пережил сам и видел своими глазами, на меня обрушили самые нелепые и несправедливые обвинения, в их числе – обвинения в защите сталинизма. И это делали в отношении человека, который в семнадцать лет встал на путь антисталинизма и пострадал из-за этого», – вспоминает Александр ЗИНОВЬЕВ. Ученый, писатель, философ, публицист, автор «Зияющих высот» и «Катастройки». Родился в 1922 году в Чухломском уезде Костромской губернии, умер в Москве в возрасте 83 лет. В детстве запросто перемножал в уме большие числа. Считался диссидентом, но утверждал, что никогда им не был. Учился в ИФЛИ, голодал, публично критиковал культ. Едва не был арестован НКВД, бежал, в 1940 году вступил в РККА, чтобы избежать преследования. Прошел всю войну от 1941 до 1945 года. Служил в кавалерии, в танковых войсках, затем, по окончании летной школы, воевал на штурмовике Ил-2. В 1958-1960 годах читал спецкурс «Философские проблемы естествознания» в МФТИ, с 1961 года – спецкурс в МГУ (факультет философии). В 1966 году получил звание профессора, в 1967-1968 годах по совместительству заведовал кафедрой логики философского факультета МГУ. Был в эмиграции, с перестройкой возвратился в Москву. Книга невелика, но есть о чем поразмышлять.
Е.К.
The Question. Будущее
М.: Издательство АСТ, 2017 год. – 336 стр.
Тираж 2500 экз.
Каким станет мир?
Эксперты отвечают на любые вопросы
Эта книга посвящена вопросам будущего, на которые в течение года отвечали эксперты проекта The Question. Авторы проекта собрали в книге мнения экспертов, которые каждый день отвечают на интересующие людей вопросы на сайте. В книге затрагиваются шесть тем: Человек, Машина, Гаджеты, Космос, Земля, Общество. Технологии развиваются с невероятной скоростью — и от этого появляется все больше вопросов. Этично ли экспериментировать над генами людей? Когда мы начнем колонизировать другие планеты? Почему айфон такой дорогой? Учитываются ли законы робототехники Азимова при проектировании и производстве современных роботов? Что победит — мобильный VR или стационарные системы, которыми в первую очередь можно пользоваться дома? Как можно использовать технологию видео-360 в сфере образования и просвещения? Когда можно ожидать, что графика в компьютерных играх станет полностью неотличимой от видеозаписи реального мира? Правда ли, что первых людей для колонизации Марса отправят туда в 2025 году? Зачем и как открываются новые элементы в таблице Менделеева? Каким станет мир, если вместо патриархата будет жесткий матриархат? Как изменится наша жизнь, если завтра главной и единственной валютой станут лайки в социальных сетях? Приведет ли глобальное потепление к тому, что в России будет тропический климат? Почему бы людям не построить несколько ракет, собрать весь мусор и не отправить его на Солнце? Отберут ли роботы работу у людей? Можно ли создать виртуальный банк без сотрудников? И далее в том же духе. И еще вопрос: человечество умнеет или тупеет? «Совершенно определенно умнеет», – отвечает и поясняет почему главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории» Акоп НАЗАРЕТЯН. Иными словами, надежда есть.
Е.К.
Татьяна СТЕПАНОВА
Царство Флоры
М.: Издательство «Э», 2015 год. – 352 стр.
Тираж 5000 экз.
«Брамс и немного Дворжака»
Происшествие в цветочной лавке
«Вчера, как обычно, по новоиспеченной моде ездила она в Дом музыки на концерт. «Музыкальная эпопея», как и все прочие эпопеи – театральная, тусовочная, клубная, – продолжалась вот уже несколько недель. Фаина откуда-то узнала, что в этом сезоне сюда на симфонические концерты, особенно на модных европейских гастролеров, съезжается Большая Тусовка – реальная большая тусовка, в том числе люди из правительства, из администрации, из мэрии. Вчера давал сольный концерт скрипач из Вены. Брамс, Брамс, сплошной Брамс и немного Дворжака. Фаина – в новом платье от Ланвин – сидела в пятом ряду, пристально изучая переполненный зал. У нее было отличное зрение. А вот слух – музыкальный – отсутствовал напрочь». Ну и не для того же, чтобы слушать музыку, ходят на симфонические концерты, тем более в новом платье от Ланвин. Что вы в самом деле... В общем, от Брамса у Фаины разболелась голова. Да так, что захотелось встать посреди второго отделения концерта, подойти к надутому типу в костюме от Армани, что пялился на нее сквозь круглые очки, и на его вопрос: «Любите ли вы, Брамса, Фанни?» – впиться ему зубами в пухлое плечо. Вот такие жуткие страсти, а все дело в том, что начальник «убойного» отдела Никита Колосов и сотрудница пресс-центра УВД Катя Петровская ищут убийцу. Улики указывают на цветоводческую фирму «Царство Флоры». Но здесь тишь и гладь — флористы мирно возятся со своим пестрым, ароматным товаром, составляют букеты, композиции, панно... И лишь гобелен на стене офиса вызывает смутную тревогу: на нем крокусы, смилаксы, анемоны, гиацинты... Те самые цветы, что находят на телах погибших. Раскрыть тайну гобелена — значит понять логику преступника. И Никита с Катей находят разгадку. «Дрова потрескивали, превращаясь в угли, золу. Потом и угли погасли. Пятна лунного света выхватывали из темноты лишь отдельные детали – мраморный бюст на каминной полке, садовую грязь, запачкавшую синий ковер. Гобелен на стене тонул во мраке. Казалось, «Царство Флоры» погрузилось в глубокий сон. Однако никто не спал»...
Е.К.