Ремесло становится бизнесом

Дата публикации: 28 июня 2017

Почему кузнец Наталья СУСИД взяла на себя ответственность за омских ремесленников

Бывший банковский сотрудник Наталья СУСИД в прошлом году преуспела не только в освоении новой для себя профессии кузнеца. Она организовала объединение 140 омских ремесленников и теперь превращает дело всей их жизни в прибыльный бизнес. О том, как зарабатывать на древних ремеслах, Наталья Владимировна рассказала корреспонденту «КВ» Ольге ЛАРИНОЙ.

– Наталья Владимировна, расскажите, что собой представляет «Дом мастеров» – ваш нынешний проект.

– В ноябре произошло объединение более 140 омских ремесленников и мастеров. Сегодня под нашим крылом различные студии – творческой резьбы по дереву, ковки металла, стеклодувы, мастера по пошиву авторской куклы, изготовлению украшений из камней, кожевники, гончары и проч.

– И зачем всем этим людям объединяться?

– Потому что вместе проще попасть на выставку, заявиться на грант, получить субсидию от местных властей на развитие бизнеса. Это первое. А второе – можно создавать уникальные вещи посредством работы нескольких мастеров, то есть творческого объединения. В одном из последних проектов мы дополнили заказ по художественной ковке металла изделиями из стекла. Эту идею мы все вместе долго обговаривали на выставках. Дело в том, что каждый мастер хотел бы более серьезно заниматься тем, чем он занимается, ездить по другим городам, представлять свои работы народного художественного промысла.

– Почему вы решили взяться за развитие данного направления?

– Сначала мне просто было интересно освоить художественную ковку, а затем я задумалась о развитии направления в целом. Понимаете, в нашем регионе ремесленников и авторов уникальных работ, неповторимых навыков остается все меньше. Они либо покидают регион, либо осваивают экономически целесообразную профессию, потому что прожить на заработок ремесленника в наши дни почти невозможно.

– Насколько мне известно из того же сайта «Ярмарка мастеров», авторский труд зачастую неплохо оплачивается, по крайней мере, разброс цен – от нескольких сотен рублей до нескольких десятков тысяч рублей – поражает.

– Да, но авторская работа требует временных затрат, вложений в покупку расходных материалов – дерева, кожи, металла, красок, камней… Материалы требуют времени на подготовку, прибавьте время, затраченное на изготовление изделия. Например, авторская кукла шьется неделю, а стоит всего 1 500 – 2 000 рублей. Плюс всю неделю мастер работает не покладая рук, а на продвижение его работ в Интернете, на получение заказов здесь, в городе, необходимо также прикладывать усилия. Непосредственной помощью для всех мастеров, в том числе юридическими консультациями, и занимается «Дом мастеров». Для начала мы можем работать в рамках одного юрлица, так проще подходить к организационным вопросам.

– Каков процент в изделии затраченных на него материалов? Где мастера закупают материалы и фурнитуру? Сколько заказов в среднем получают в месяц, в год?.. Расскажите о средних цифрах жизни такого мастера, чтобы читатель понял экономику вопроса.

– Если говорить о том, какова цена материалов в общей стоимости изделия, то здесь все зависит от направления. Разумеется, если работа дорогая и авторская, ни один из мастеров не будет делать ее из плохого или среднего сырья, постараются найти что-то максимально качественное. Знаю, что те, кто занимаются кожевенными изделиями, украшениями, заказывают камни и кожу в России, в Европе, в той же Польше. В Китае можно поживиться металлической фурнитурой. Что касается количества заказов, то наиболее дорогих – в пару тысяч рублей и выше – поступает до 5 – 10 в месяц, иногда меньше. И в основном это иногородние заказы. Омская покупательная способность настолько низкая, что мастера, чтобы выжить здесь, предлагают не авторские сложные работы, а выставляют на продажу какие-то незатейливые вещицы, которые изготовить проще и быстрее. Например, кулоны – засушенные цветы в эпоксидной смоле, браслеты простого плетения, брелоки и т.д. Цена изделия от 150 до 500 рублей в среднем. Это самые ходовые работы, которые продаются на выставках, массовых мероприятиях. Каждый из мастеров сам распоряжается своим временем, но чаще половина трудового дня тратится на авторский труд, другая – на рутинную работу, ходовые изделия.

– Для чего мастеру, который ориентируется на междугородние и международные заказы, продвигать свои изделия на местном, омском, рынке?

– Чтобы начались такие заказы, необходимо 2-3 года усиленно работать и существовать все это время, выполняя пусть незамысловатые работы, которые будут продаваться. Если речь идет о международном рынке – встает вопрос знания языка, умения выстроить коммуникацию.

– Конкуренция среди мастеров на внешних рынках какая?

– Сегодня очень высокая, и с каждым днем растет все больше. Но важно, что каждый здесь может найти свою нишу. Возможности материалов настолько широки, что ключевой вопрос для автора – это его собственная фантазия. Или она позволяет создавать свой неповторимый и узнаваемый стиль, или он просто копирует какую-то технику другого мастера.

– Может ли Омск похвастать какими-то уникальными техниками, которых не найти в других городах?

– У нас есть один мастер, который работает с бумагой и эпоксидной смолой, он создает своего рода уникальные кружева из этих материалов. Других таких не найти. Есть мастера, которые плетут кольчуги. Резчики икон – они вырезают икону полгода, а продают за 6 000 рублей.

– Какова статистика посещений страниц омских мастеров? Какими ресурсами они пользуются чаще?

– Это соцсети – Одноклассники, ВКонтакте, Facebook, визитки на «Ярмарке мастеров». Каждый из ресурсов дает примерно 300 просмотров в месяц. За два месяца идет не более 4-5 крупных заказов. И чтобы увеличивать посещаемость, нужно оставаться на пике, т.е. выкладывать фото с изделиями хотя бы раз в два дня. Лучше всего работает сарафанное радио среди самих мастеров по всей России. Иногда благодаря личным знакомствам на полки специализированных магазинов сувенирной продукции авторские работы омских мастеров попадают бесплатно и в постоянную экспозицию.

– Судя по всему, это невероятное везение... Но почему бы мастерам не объединиться и не открыть одну на всех постоянную точку реализации, скажем, в одном из торговых центров?

– Опять же встает вопрос организации – кто будет заключать договор, какую арендную плату станет вносить каждый. Конечно, такая точка появится со временем, но пока руки не дошли. Сейчас в Омске существует две схемы работы коммерсантов и мастеров. Первая – не работает – когда мастер за посильную плату, 500 – 700 рублей в месяц снимает в магазине полку и выставляет там свой товар – по каким угодно ценам, сколько угодно вещей. Но при этом он не может отслеживать работу продавца, не может сам продавать свой товар, поэтому продукция на таких полках, как правило, залеживается. Вторая схема – когда торговые точки берут на реализацию товар мастера. Тоже не самый выгодный вариант, потому что торговая накрутка может достигать 200%, покупателя на дорогую вещь сложно найти, но все равно такие сделки время от времени проходят. К концу лета в этом здании по ул. Малунцева, 23 А мы планируем общими усилиями отремонтировать пристройку и оборудовать магазин «Дома мастеров».

– Ярмарки экономическое подспорье создают?

– Нет, ярмарки – это отдельный разговор. Сложно поверить, но чаще мастера стоят на выставке «в ноль». Очень высокая стоимость аренды, а также надбавок на «посреднические услуги». Чтобы попасть на «Агро Омск», нужно внести 8 000 аренды за палатку на неделю. Мастерам такая аренда не по силам, постараемся, скорее всего, объединить в одной палатке по 2 – 3 мастера или отказаться от участия вовсе. Хотя именно благодаря ярмаркам и выставкам мастера становятся узнаваемыми. Это дает дополнительные конкурентные преимущества – шансы на получение заказов, гранты, участие в программах поддержки малого бизнеса, обучение.

– Профессиональные выставки посещаете?

– Да, в Тюмени, в Миассе, в Казани. У нас также есть возмещение денежных средств на представление ремесел из нашего региона. Он может составлять до 100 тысяч рублей.

– Выходит, вы являетесь связующим звеном между чиновниками и мастерами?

– Да. Сейчас проходит конкурс на возмещение средств для новых компаний, юрлиц, которые не так давно открылись. В прошлом году возмещение получили гончары. Наша кузница также получала подобный грант, который мы потратили на покупку оборудования. Сравните: чтобы выковать декоративный элемент, вручную необходимо произвести до 1 000 ударов, на это тратится немало времени. Станок сокращает весь этот период до 10 минут. Сейчас я собрала со всех мастеров список по тому оборудованию, которое необходимо в работе каждому из них – столярам, берестянщикам и т.д. Будем чуть позже заявляться на президентский грант, на 5 млн рублей. Также мы выезжаем с мастер-классами в районы, например 1 июня «Дом мастеров» принял участие в Дне защиты детей в Большеуковском районе Омской области благодаря поддержке депутата Законодательного собрания Омской области, генерального директора ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" Виктора Николаевича ВАРЖИНА был бесплатно предоставлен автобус. В общем занимаемся всеми организационными вопросами.

– А собственные средства вкладываете?

– До 50% от собственного дохода ежемесячно. На данном этапе эти деньги идут на аренду помещений по ул. Малунцева, которые мы со временем планируем выкупить в собственность.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/iyun/24/remeslo-stanovitsya-biznesom