Судья повесился, но дело пока не закрыто
Право.ру
22 июня в Верховном суде (ВС) Следственный комитет России (СКР) добивался отмены решения Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС), которая в марте отказалась давать согласие на привлечение покойного судьи Куйбышевского суда Омска Сергея МОСКАЛЕНКО в качестве обвиняемого по делу об убийстве. Следователи настаивали, что смерть не является поводом для прекращения дела. Так как у МОСКАЛЕНКО нет процессуального статуса, производство по делу прекратить нельзя. Однако у ВС на этот счет оказалось другое мнение.
Москаленко в январе 2017 года был обнаружен повешенным в городском парке 300-летия Омска. Следствие полагает, что он покончил с собой. Накануне судья получил уведомление о том, что местная квалификационная коллегия судей рассмотрит ходатайство СКР о заключении его под стражу в рамках расследования уголовного дела о получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК) Следователи считают, что судья получил 8 млн руб. за обещание вернуть в прокуратуру дело скандального известного девелопера, бывшего директора ООО "ОмСтрой-2001" Виктора БЕРГА. Он также якобы обещал поспособствовать вынесению оправдательного приговора. БЕРГ проходил обвиняемым по делу о хищении и легализации 103 млн руб. – средств, принадлежащих дольщикам. Осенью 2015 года бизнесмен был застрелен, а МОСКАЛЕНКО дело закрыл. Через месяц после убийства на судью было совершено покушение – неизвестные напали на него с ножом в подъезде.
Вскоре после убийства предпринимателя его сын дал показания на судью. В декабре 2015 года омская квалификационная коллегия судей разрешила председателю СКР Александру БАСТРЫКИНУ начать уголовное преследование МОСКАЛЕНКО уже в рамках дела об убийстве БЕРГА. Однако ВККС это решение отменила, указав, что СКР неправильно истолковал нормы УПК.
На процессе 22 июня представитель СКР Павел ВАСИЛЕНКО заявил, что решение ВККС является незаконным. По словам ВАСИЛЕНКО, отменить решение высшей квалифколлегии следует потому, что Москаленко даже на сегодняшний день, после смерти, обладает особым процессуальным статусом, поэтому для дальнейшего рассмотрения дела, в том числе и для его прекращения, необходимо согласие ККС.
– Как он может обладать статусом, если в связи со смертью судьи прекращается и его статус? – поинтересовалась судья Верховного суда Алла НАЗАРОВА.
Василенко пояснил, что решение о прекращении статуса МОСКАЛЕНКО так и не было принято – его полномочия просто приостановили.
– Но из закона о статусе судей следует, что в связи со смертью судьи прекращается и его статус. Вы вообще можете вынести постановление о привлечении человека в качестве обвиняемого, если он умер? Нет лица – нет статуса. Вам нужно согласие в отношении лица, которого нет? – спросила НАЗАРОВА.
ВАСИЛЕНКО отметил, что документы о привлечении МОСКАЛЕНКО в качестве обвиняемого были поданы еще до его смерти, а так как он имел особый статус, то прекратить дело без согласия ККС нельзя даже в связи со смертью. "Нам нужно первоначально определиться с правовым статусом МОСКАЛЕНКО, а потом производить дальнейшие действия по делу. Просто так органы следствия решение принять не могут", – заметил представитель СКР.
Адвокат Андрей ХАБАРОВ, которого для защиты интересов МОСКАЛЕНКО наняли его родственники, в свою очередь заметил, что СКР неправильно оценил возникшую правовую ситуацию.
– На момент внесения представления МОСКАЛЕНКО был жив – это была одна ситуация. Тут надо было исходить из того, что это судья, и необходимо соблюдать соответствующую процедуру. Но когда ККС приступила к рассмотрению этого представления, судьи уже не было в живых, что не было учтено. Все происходило так, как будто он по каким-то причинам не явился на заседание, – пояснил адвокат, добавив, что это была серьезная правовая ошибка, повлиявшая на обоснованность решения ККС.
По мнению ХАБАРОВА, ККС не должна была принимать никакого решения, а представление должно было быть возвращено в СКР для принятия решения в рамках новой правовой ситуации.
Представитель СКР на это заметил, что разрешение ККС на привлечение МОСКАЛЕНКО в качестве обвиняемого и появление у него процессуального статуса никак не отразится впоследствии на прекращении уголовного дела и не будет являться препятствием для этого."Даже после смерти судье гарантированы его права и неприкосновенность, тем более в настоящий момент, даже после смерти, его права гарантированы Конституцией и законом о статусе судей", – пытался убедить ВС ВАСИЛЕНКО.
Однако НАЗАРОВА в удовлетворении жалобы СКР отказала, оставив в силе решение Высшей квалифколлегии.