В мэрии не видят различий между торговлей газетами и шаурмой

Дата публикации: 29 марта 2017

В «КВ» состоялся круглый стол, на котором издатели, распространители и власть обсудили перспективы рынка печатных изданий

В 2016 году Правительство РФ окончательно осознало, что распространение печатной продукции – это не только бизнес, а еще и социально ориентированная деятельность, после чего утвердило нормативы минимальной обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами, торгующими газетами и журналами, чтобы власти в регионах не подумали ненароком, что печатным изданиям сегодня одна дорога – на свалку истории. О том, как реализуются эти федеральные стандарты в Омской области и почему из Омска исчезают киоски с печатной продукцией, а вместо них появляются киоски с шаурмой, поговорили на минувшей неделе, 21 марта, участники омского рынка печатной прессы и представители власти, когда собирались за круглым столом в «Коммерческих вестях». По традиции предлагаем вниманию читателей наиболее интересные моменты дискуссии.

Николай ГОРНОВ, обозреватель «КВ». Мы можем сколько угодно спорить, победят ли  интернет-издания бумажную прессу или не победят, но постановление, которым введены нормативы минимальной обеспеченности населения газетными киосками, все же принято. Из чего можно сделать вывод, что государство в лице правительства не считает такую дискуссию продуктивной. В прошлом году по инициативе Минкомсвязи РФ проводился мониторинг на предмет обеспеченности киосками с прессой во всех регионах РФ. По официальным данным, в Омской области, согласно нормативу, должно быть минимум 280 киосков, а по факту в сентябре 2016 года – в момент проведения исследования – работало 299 киосков. То есть у нас все нормально, мы молодцы, но мне как-то сложно поверить в эти цифры. Я даже не могу понять, откуда они взялись, если Роспечать стремительно сокращает количество своих торговых точек. Уважаемые распространители, действительно ли у нас все так хорошо, как на бумаге?

Виталий АРЖАННИКОВ, генеральный директор ООО «Агентство оптовых продаж» (Роспечать). На сегодняшний день у нас осталось 98 действующих торговых объектов, мы вынуждены часть сети закрыть, чтобы снизить убытки. Еще порядка 100 точек есть в сети  «Дилижанс», которая помимо табака теперь торгует и печатной продукцией. Виртуально мы вроде как соответствуем нормативу, принятому правительством, хотя у «Дилижанса», конечно, усеченная матрица, количество наименований намного меньше, чем у нас. И ситуация продолжает ухудшаться, мы не дотационная компания, ежемесячно мы вынуждены закрывать точки, чтобы выйти хотя бы в ноль. И вариант один – либо продолжать смотреть, как вся торговля печатной продукцией заходит в тупик, либо что-то менять, сокращая количество торговых объектов.

Алексей БОБОШКО, предприниматель. Данные о количество объектов, торгующих печатной продукцией, направляла в Минкомсвязи РФ региональная власть, как я понимаю. В постановлении правительства четко прописано, какие объекты можно отнести к сфере торговли печатной продукцией. Упомянутые коллегой киоски сети «Дилижанс» – они не являются точками по распространению печатной продукции. Почему? Потому что в договоре у них не прописано такой специализации. А если мы будем считать только точки, у которых именно такая специализация – торговля печатной продукцией, то их никак не может быть 299 штук. По большому счету, 98 точек осталось у Роспечати и 12 моих точек. Даже если я про кого-то забыл, в любом случае 280 торговых точек, как положено по нормативу, мы не набираем никак.

Еще в 2013 году Минкомсвязи подготовило рекомендации по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий в субъектах РФ. То есть тех самых точек, специализирующихся на торговле печатной продукцией. Там расписано все: и какая аренда должна быть, и где они должны стоять. Но до сентября прошлого года этот документ не воспринимался нашими чиновниками. Ну есть он и есть. Никому от него ни хорошо ни плохо. В прошлом году правительство осознало, что распространение печатной продукции – это важное дело. Теперь чиновникам, я думаю, придется поддерживать нормативное количество специализированных точек по распространению прессы. А их, как уже говорил, как минимум, в два раза меньше, чем должно быть.

Можно ли выполнить постановление правительства? Да, можно, и такие примеры есть. В Липецкой области, где чуть больше миллиона жителей, работают 176 киосков только у Роспечати. Воронежская область побольше по населению, там порядка 500 киосков. В этих двух городах соблюдаются все рекомендации Минкомсвязи. Воронеж считается сегодня самым читающим регионом России. И в Воронеже даже арендные платежи за землю не берут с распространителей печатной продукции. В Липецке аренда есть, но она очень льготная – 12 рублей за квадратный метр в месяц. Для сравнения назову арендные ставки по земле у нас: 400-600 рублей за квадратный метр. Киоск в среднем – 9 квадратных метров. Два года назад ставки в Омске были вдвое ниже – порядка 150-200 рублей.

Виталий АРЖАННИКОВ. Добавлю про Казань. Там аренда земли для распространителей печатной продукции – 50 рублей за квадратный метр.

Юрий ФЕДОТОВ, председатель комитета по финансово-бюджетным вопросам Омского городского совета. В лучшие годы у Роспечати сколько было киосков?

Виталий АРЖАННИКОВ. Максимальное количество было в 2008 году – 192 киоска.

Юрий ФЕДОТОВ. А можно узнать, какая средняя выручка у одного киоска, торгующего прессой?  

Алексей БОБОШКО. Для нас 60 тысяч рублей в месяц – это потолок.

Юрий ФЕДОТОВ. А сколько теоретически можно получить выручки с 9 квадратов, если торговать чем-то другим, не периодикой? 

Алексей БОБОШКО. Самая ходовая продукция – табачные изделия. Хороший павильон дает от продажи табака 15–20 тысяч рублей в день. Но у табака низкая маржинальность. Поэтому, я полагаю, «Дилижанс» и стал продавать наряду с табаком еще и печатную продукцию.  

Юрий ФЕДОТОВ. Нет льгот по аренде для печатной продукции?

Алексей БОБОШКО. Был понижающий коэффициент. В 2017 году его отменили. Кстати, если говорить об условиях нашей работы. Первый свой киоск я поставил в 2007 году. На согласование потратил целый год. И больше ни одного согласования от города я с тех пор не получил. Только отказы.

Николай ГОРНОВ. А какое мнение по этому поводу у областной власти? Откуда данные по количеству работающих киосков с печатной продукцией?

Ирина БАРАНОВА, руководитель департамента развития потребительского рынка Министерства экономики Омской области. Действительно, постановлением Правительства РФ были установлены новые нормативы обеспеченности населения торговыми площадями, в том числе для торговли печатной продукцией – 1,7 объекта на 10 тысяч населения. С учетом коэффициентов для Омской области норматив получается – 1,39 объекта на 10 тысяч населения. Это норматив, повторюсь. Он касается не только киосков, но и павильонов. По фактической обеспеченности действительно есть вопросы. Дело в том, что у нас отсутствует  статистическая отчетность, посмотрев в которую можно было бы назвать точное количество объектов, торгующих печатной продукцией. Поэтому мы использовали предварительные данные, которые будут уточняться. Данные эти мы получаем от органов местного самоуправления и в первой декаде апреля получим от муниципалитетов уточненные данные по итогам 2016 года. Но из тех данных, которые были, действительно выходило, что регион обеспечен на 100% объектами торговли печатной продукцией. В городе Омске, по данным городской администрации, обеспеченность выше нормативной в полтора раза.

Юрий ФЕДОТОВ. А что изменилось в системе подсчета, если раньше почти на каждой остановке общественного транспорта были киоски Роспечати, а сейчас уже купить газету становится проблемно, а мы тем не менее не просто вписываемся в норматив, а имеем превышение по Омску в полтора раза?   

Ирина БАРАНОВА. Раньше вообще не существовало отдельного норматива. Пять лет действовал норматив обеспеченности населения площадями торговых объектов, и он был единым.

Николай ГОРНОВ. Хотелось бы тогда узнать точку зрения мэрии Омска. Именно городская власть в этом вопросе хорошо ориентируется, она владеет информацией, цифрами, регулирует вопросы размещения нестационарных объектов торговли. Мне показалось, что у города мнение однозначное: живем в рынке, и кто выжил, тот выжил. 

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ, заместитель директора департамента городской экономической политики, начальник управления развития потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности администрации города Омска. Начну с Роспечати. В 2014–2015 годах, когда полностью прекратились арендные платежи в бюджет за нестационарные торговые объекты и накопилось полтора миллиона долгов, администрация города Омска вошла в положение Роспечати, пошла на уступки и не расторгла ни один практически договор, хотя по закону могла это сделать через два месяца после прекращения платежей.

Виталий АРЖАННИКОВ. Насколько я помню, эти долги закрыли в течение месяца, я тогда уже пришел.       

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Я сам лично этими вопросами не занимался, рассказываю, что слышал на совещаниях. Тогда в Омск приезжало ваше московское руководство, если бы вопрос с долгами по аренде решился в течение месяца, никто бы и не приехал, я думаю, упрашивать мэра города Омска. Идем дальше: в 2015 году законодательство поменялось, для нестационарных объектов торговли потребовалась единая городская схема размещения. Всех руководителей просили: придите в департамент имущественных отношений, в администрацию округов, подайте информацию о себе, чтобы мы точно знали, где вы реально стоите и чем занимаетесь. Все прекрасно помнят, как работало Главное управление по земельным ресурсам Омской области, в результате чего большая часть предпринимателей не имела никаких договоров на нестационарные объекты, а имела некие соглашения, которые не являются законным основанием для выделения земельного участка. Естественно, что все, кто имел такие соглашения, автоматически в схему размещения не попали, поэтому при передаче полномочий от ГУЗР к департаменту имущественных отношений большую часть объектов мы вообще найти не могли. И чтобы включиться в схему, нужно было всего лишь добровольно прийти. 

Станислав СУМАРОКОВ, руководитель Главного управления информационной политики Омской области. Поправьте меня, если я не прав, но в последние пару лет, на мой взгляд,  стало гораздо больше киосков с шаурмой и микрокредитами, а вот киосков с прессой уже почти и не видно. 

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Если есть какие вопросы, в администрации действует рабочая группа по размещению нестационарных объектов, она рассматривает все конфликтные ситуации. В эту рабочую группу входят представители всех предпринимательских объединений, работающих в Омске, и уполномоченный по правам предпринимателей. Как раз на одном из заседаний этой рабочей группы рассматривался вопрос о Роспечати. Именно там рассматривалась, кстати, тема понижающих коэффициентов. В конечном итоге по личной просьбе Бориса СВАТКОВА, президента Союза организаций торговли Омской области, был введен такой коэффициент сроком на один год. Со стороны Роспечати никакой реакции мы не видели и не видим до сих пор. Направляем вам письма, просим устно: подтвердите цифрами необходимость введения для вас понижающего коэффициента – нет ответа. Мы же не можем просто так, с бухты-барахты снизить вам арендные платежи. Должно же быть какое-то финансово-экономическое обоснование. Вы все время жалуетесь, но при этом не хотите открывать свои финансовые показатели.

Алексей БОБОШКО. А нас никуда не вызывали...

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Мы и не собираемся никого вызывать. Это вы должны прийти в администрацию со своими предложениями.

Николай ГОРНОВ. Проблема, похоже, в том, что киоски с печатной продукцией сегодня уравнены в правах со всеми остальными нестационарными объектами торговли. То есть для администрации города никакой разницы нет – пресса здесь или шаурма с быстроденьгами? Куда должен приходить распространитель, чтобы его услышала администрация города? К музыкальному театру с плакатом?

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. В связи с тем, что есть рекомендации Минкомсвязи, в нормы федерального законодательства о торговле в Минпромторге пытаются внести изменения, которыми киоски, реализующие средства массовой информации, будут приравнены к объектам социальной направленности, и тогда предприниматели смогут получить определенные льготы. Но пока поправки в законодательство не внесены.

Николай ГОРНОВ. То есть когда прикажут, тогда поверим. А добровольно городская власть не хочет признавать, что киоски с печатными изданиями – это не просто бизнес, а социально ориентированная деятельность. В Липецке и Воронеже такое возможно, а в Омске никак.  

Юрий ФЕДОТОВ. А представители СМИ могут сказать, какая у них доля продукции распространяется по подписке, а какая через розничные сети?

Сергей КОНОВАЛОВ, директор Омского филиала ИД «Комсомольская правда». Из-за проблем с распространением мы были вынуждены ежедневное издание перевести на бесплатное распространение. Но бесплатное распространение с помощью промоутеров – это катастрофически дорого, и трудно контролировать качество, поскольку просто раздавать газету абы кому – нам не интересно.

Владимир НОЯНОВ, главный редактор ИД «Работа для Вас». Киоски сокращаются – тиражи падают, здесь взаимосвязь прямая. И неважно, чьи именно киоски – Роспечати или других распространителей. Для нас важно количество точек продаж. У нас специфичное издание, для ищущих работу, и нам нужно распространить тираж в первые два дня, поскольку информация очень быстро устаревает. От закрытия киосков страдают все – включая читателей, которые не могут получить информацию вовремя. Не все могут себе позволить сесть на автомобиль и доехать до киоска с прессой. Они должны быть в шаговой доступности. Раньше было как – пришел на остановку и купил попутно газету. Вышел с проходной завода – здесь же киоск с периодикой. А в супермаркеты, на мой взгляд, люди ходят все же за продуктами питания, а не за свежей прессой.

Ольга СУРАДЕЕВА, генеральный директор ООО «АиФ – Омск». Мы сегодня вообще ничего не имеем с тиража. Выживаем только за счет рекламы. И мы заинтересованы, конечно, чтобы больше было точек продаж.    

Станислав СУМАРОКОВ. Собственно, о чем рассуждаем? Если резюмировать все высказанное и убрать экономическую составляющую, то картина получается следующая. Существующие киоски, которые реализуют печатную прессу, занимаются актуальным, необходимым, важным и востребованным делом. Когда к нам приходит запрос из Правительства РФ, мы подаем туда данные, которые нам предоставил город. Если нам говорят, что все хорошо, мы рапортуем наверх: все хорошо. А потом приходят письма недовольных жителей, мы начинаем разбираться, и выясняется, что не все так хорошо, как нам говорили. Мы обращаемся в Роспечать, предлагаем: давайте создадим концепцию. Роспечать нам отвечает, что концепция – это хорошо, но сейчас проблема не в ее отсутствии, а в том, что приходится буквально выживать. В общем, я не разжигаю, но вынужден сказать, что социально важная деятельность, которой занимаются киоски, распространяющие печатную продукцию, заменяется шаурмой. Почему так происходит – я не понимаю. Когда мы общались с Воронежем и изучали их опыт, то были сильно удивлены. То, что они сегодня ставят, это даже не киоски, а мультимодальные комплексы, которые оказывают одновременно множество услуг, в том числе реализуют прессу. Но в Воронеже полная связка региональной власти с муниципалитетом, который идет навстречу и выделяет под торговлю печатными изданиями самые хорошие места в городе. А в Омске Роспечать жалуется, что ее выдавливают из всех мало-мальски интересных мест.

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Я лично не знаю таких фактов, чтобы выдавливали. Если они есть, давайте будем разбираться. Если речь идет об объектах, которые стояли незаконно, то их убирают, да. Мы не можем нарушать закон.  

Николай ГОРНОВ. Я все-таки не могу понять: есть у города желание отнестись как-то по особому к операторам, торгующим печатной продукцией? Или для администрации города нет разницы между прессой и шаурмой?

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Для нас все предприниматели одинаковые.

Николай ГОРНОВ. Вот это я и хотел услышать. Спасибо за честный ответ.

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Мы не имеем законодательного права давать преференции кому-либо...

Николай ГОРНОВ. Я все понимаю насчет законодательства. Но добровольно-то вы имеете право делать преференции? Никто не может городу запретить на добровольной основе поддерживать распространителей прессы.

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. А как вы себе это представляете – добровольные преференции? На основе чего?

Алексей БОБОШКО. Вы же сами рассказывали, как департамент финансов вводил на один год понижающий коэффициент. Почему бы этот опыт не повторить?

Юрий ФЕДОТОВ. Для меня, как для представителя власти, важно не то, как именно выживают предприниматели. Предпринимателей много, все выживают кто на чем, и можно долго говорить о мерах по поддержке предпринимателей. Для меня в данном случае важно, что рынок печатных СМИ сжимается из-за резкого снижения точек продаж. У издателей тиражи падают, затраты растут, логистика дорожает, и меня эта проблема беспокоит...

Николай ГОРНОВ. Юрий Николаевич, хотелось бы тогда вас спросить, как председателя бюджетного комитета. Если я правильно понимаю, главная проблема владельцев киосков – это желание города, чтобы они наполняли бюджет, как все остальные. Город считает этот бизнес прибыльным. Неужели поступающие от киосков с прессой деньги настолько значимы для бюджета, что от них никак невозможно отказаться?

Юрий ФЕДОТОВ. Нет, я не думаю, что эти поступления значительные. Вообще бюджет города складывается из многих ручейков, и это тоже один из ручейков, но весь вопрос, что для нас является приоритетом – деньги в бюджет или тиражи печатных изданий, которые зависят, безусловно, от количества киосков, продающих прессу. Я тоже далек от мысли считать, что выбывающие киоски нам заменят стойки с газетами в супермаркетах. И опыт других городов это подтверждает. В данной ситуации у меня нет оснований считать, что в Воронеже люди глупее нас. Если у них такая протекционистская политика в отношении распространителей прессы, то они явно получают нужный им результат. И я уверен, что если бы в Омске сеть киосков была вдвое больше, то и тиражи изданий не падали бы.

Алексей БОБОШКО. Я вас уверяю, есть предел прочности и у Роспечати. Если у нее останется сеть из 50 киосков, она накроется медным тазом.

Юлия МАЛЮТИНА, директор ООО «Издательский дом «КВ». Еще хотелось бы добавить, что печатные СМИ – это неотъемлемая часть политической жизни, проверенный и надежный канал, по которому поступает информация к людям, которые голосуют. А впереди у нас что? Выборы президента. На сайте, к примеру, Ассоциации распространителей печатной продукции была показана взаимосвязь между количеством киосков с прессой и голосами, отданными на выборах за «Единую Россию». Чем больше точек продаж прессы, тем больше голосов за партию власти. И над этой темой, как мне кажется, «Единой России» имеет смысл задуматься. Поймите правильно – нам, издателям СМИ, неважно, что важно для «Единой России». Но если это важно хоть для кого-то, мы готовы действовать с ними совместно.

Юрий ФЕДОТОВ. Соглашусь, что вопрос поддержки распространителей печатной продукции нужно обсуждать.

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Я еще раз повторюсь, чтобы говорить о преференциях, нам нужно понимать этот бизнес. Выручка, рентабельность, наценки, налоги, затраты, в том числе на заработную плату. Плюс социальная роль ваших киосков. Вот когда мы увидим эти цифры, появится предмет для обсуждения. А на сегодняшний день запрашивается налоговая, налоговая дает цифры. Если выручку той же Роспечати разделить на один киоск, то бизнес выглядит рентабельным. И все.

Юлия МАЛЮТИНА. Есть позитивные примеры по другим городам, и мы можем взять за основу те документы, на которые они опирались. Я более чем уверена, что администрации Воронежа и Липецка работают в том же самом правовом поле, что и администрация Омска. Значит, выход есть. Его нужно только поискать.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/mart/12/v-merii-ne-vidyat-razlichiy-mezhdu-torgovley-gazetami-i-shaurmoy