Дела руководителя Омской картографической фабрики Татьяны ОСИНЦЕВОЙ могло бы и не быть.
27 апреля судья Куйбышевского районного суда Людмила СЕЛЕЗНЕВА заслушала показания обвиняемой в неуплате налогов руководителя Омской картографической фабрики Татьяны ОСИНЦЕВОЙ. С момента первого судебного заседания по данному делу мало что изменилось. В частности, в показаниях Татьяны Владимировны и подтверждающих ее словах документах все так же находят свое отражение факты ухода от уплаты налогов во «имя спасения предприятия».
Напомним, что ОСИНЦЕВА обвиняется прокуратурой в сокрытии крупной суммы денежных средств, предназначенной для уплаты недоимки по налогам (ст. 199.2 УК РФ). Согласно обвинительному заключению в период с 17 сентября 2013 года по 7 ноября 2014 года Омская картографическая фабрика задолжала бюджету налогов на общую сумму 24 млн 82 тыс. рублей. Налоговый орган истребовал организацию выплатить долг, однако данное требование осталось без удовлетворения. В связи с этим официальные счета фабрики, открытые в ОТП-банке, ВТБ24, Внешэкономбанке, были арестованы. А денежные средства, размещенные или поступившие на них, подлежали принудительному списанию. Чтобы избежать расчетов через официальные счета, подсудимая стала использовать зарплатные – свой и счет главного инженера предприятия, таким образом, ОСИНЦЕВА умышленно создала ситуацию дефицита денежных средств на расчетных счетах компании в сумме 11 млн 445 тыс. 253 рубля.
В свою защиту подсудимая показала, что приняла фабрику 31 августа 2014 года с кредиторской задолженностью свыше 43 млн рублей, в том же году компания сменила трех руководителей, и ни один из них не смог вытащить фабрику из сложной финансовой ситуации. В 2015-м размер убытка вырос и составил уже 146 млн рублей.
Предприятие работало по устаревшим технологическим схемам, не использовало современных подходов. «В разные периоды арестовывалось разное имущество предприятия» – то невозможно было использовать автопогрузчик и резальную машину, то различные печатные станки. По согласованию с фабрикой склад бумаги и земельный участок по ул. Новороссийской, 2/2 так и не был реализован УФССП по Омской области. С основной долговой нагрузкой картографическая фабрика рассчиталась, реализовав непрофильные активы фабрики, а именно старое здание по ул. Таубе. Сумма сделки составила 58 млн рублей. При этом, как стало известно из показаний ОСИНЦЕВОЙ, управлению судебных приставов, не сумевшему реализовать имущество, в итоге было выплачено 5 млн рублей в виде исполнительского сбора и начисленных штрафов. Еще полтора миллиона в виде пени на неуплаченный налог получила УФНС № 2 по Омской области. Всего за три года фабрика заплатила государству в виде налогов и сборов свыше 50 млн (!) 190 тысяч рублей. А договор по реализации здания был заключен с «Российским аукционным домом».
Прокурор Елена СИДОРОВА: Тот налог, который вам вменяется, вы окончательно погасили со средств от продажи здания по ул. Таубе?
ОСИНЦЕВА: Да.
СИДОРОВА: С 2014 года, ранее, кроме как от продажи здания, вы гасили эту задолженность?
ОСИНЦЕВА: 19 с лишним миллионов заплатили. Немного не хватило времени, чтобы заплатить остававшиеся 3,7 млн.
СЕЛЕЗНЕВА: То есть девятнадцать вы заплатили с работы, будем говорить, без продажи здания? 19 млн заработали, а 3,7 млн – это заплатили когда продали здание?
ОСИНЦЕВА: Да, полностью… В полном объеме гашение задолженности как по налогам и сборам, так и по исполнительным листам поставщиков с пени и штрафами было произведено после продажи объекта недвижимости по адресу: город Омск, ул. Таубе, д. 13 до 09.10.2015 года. Однако через несколько дней началась проверка, то есть когда задолженность по налогам и сборам была погашена в полном объеме.
Адвокат Юрий НИКОЛАЕВ: Если бы во внимание был взят период на неделю позже, то на тот момент уже все долги были бы погашены.
Логично при таком положении дела возникает вопрос: если различным государственным ведомствам выплачена вся сумма долга, внесены до копейки пени и штрафы в конечном итоге, рассчитаны контрагенты – в общем, если все деньги выплачены, о чем наверняка известно органам следствия, которые передали материалы дела в суд, – к чему же в этом случае вообще нужен суд?
На этот вопрос корреспонденту «КВ» не дали ответа ни судья, ни подсудимая с адвокатом. Лишь коротко прокомментировали в суде: «Раз поступило, значит, мы обязаны рассмотреть».
– Давайте все же дождемся решения суда и тогда будем делать какие-то выводы. Лично у меня нет никаких гарантий и уверенности, что ОСИНЦЕВУ полностью оправдают, – прокомментировал адвокат НИКОЛАЕВ.
СИДОРОВА: В связи с чем организации, которым вы задолжали, в общем-то, небольшие суммы (юрлицам – от полумиллиона до трех миллионов рублей, только ИФНС № 2 – свыше 9 млн рублей на момент подачи исков. – Прим.ред.) так рьяно принялись вас банкротить?
ОСИНЦЕВА: Я обращалась с заявлением в прокуратуру, оно там есть об этих задолженностях. У меня тоже были сомнения по предыдущим долгам, о том, чтобы прокуратура разобралась в правдивости образования этих задолженностей. Это отдельная история, но ответа не было.
СИДОРОВА: Такого не может быть, чтобы прокуратура оставила обращение без внимания.
СЕЛЕЗНЕВА: Но все долги были вписаны в ваши долговые обязательства... Значит, были признаны действительными.
Согласно архиву Арбитражного суда Омской области в разные периоды несколько юрлиц подавали на банкротство Омской картографической фабрики. Так, в ноябре 2014-го ИП ЗЫКОВ Валерий Алексеевич требовал признать ОАО «Омская картографическая фабрика» несостоятельным, затем отказался от своего заявления о признании банкротом.
26 декабря 2014 года ООО «Кронштадт» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании ОАО «Омская картографическая фабрика» несостоятельным.
В январе 2015-го с таким же исковым требованием в отношении предприятия в Арбитражный суд Омской области обратилось ООО «Сайберком-Восток» и ИФНС № 2. Затем от истца также поступил отказ от заявленных требований.
27 июля 2015-го и 7 августа 2015-го с такими же исками в арбитражный суд обращалось ООО «ИТЦ-Трейд».