Но сначала под угрозой банкротства окажутся омские управляющие компании
19 мая, в минувшую пятницу, на заседании правления Региональной энергетической комиссии Омской области планировалось утвердить новые нормативы для расчета ОДН, которые долго обсуждались на заседаниях специально созданной рабочей группы, а 16 мая были согласованы общественным советом. Но вопрос об утверждении нормативов, которые могут перевернуть с ног на голову омский рынок ЖКХ, непонятно почему исчез из повестки. Удивленным представителям СМИ пояснили, что «вопрос еще сырой». По информации «КВ», чиновников притормозил губернатор Виктор НАЗАРОВ, засомневавшийся в правильности принимаемым нормативов, так что еще есть небольшая надежда, что возобладает здравый смысл.
Политика вместо экономики?
Как уже сообщали «КВ», с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Жилищном кодексе РФ, и все расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирных домах, перестали считаться коммунальными услугами и трансформировались в плату за содержание жилья, поэтому размер расходов на ОДН нужно определять, исходя из нормативов потребления соответствующих ресурсов. Таких нормативов не было и до сих пор нет, планировалось их появление к 1 июня 2017 года, поэтому мы до сих пор платим по прошлогодним нормативам на ОДН, которые рассчитывались по другому принципу еще в 2012 году.
Чем отличаются прошлогодние нормативы на ОДН? При их расчете применялся метод аналогов, то есть проводилась выборка домов и оценивалось фактическое потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Новый норматив рассчитывается по некой формуле, куда заложено не фактическое потребление, а теоретическое, которое зависит от износа сетей, конструктивных особенностей домов, возможного объема потребления ресурсов общедомовым оборудованием.
Но самое главное отличие – прошлогодние нормативы были завышенными, поскольку они использовались государством в качестве стимулирующей меры, чтобы потребители коммунальных услуг устанавливали приборы учета. До 1 января 2017 года о завышенности нормативов почти никто не задумывался, поскольку в Омске достаточно большое количество многоквартирных домов вовремя установили приборы учета, то есть подавляющее большинство омичей платило не за «потолочное», а за реальное потребление.
Когда с 1 января оплату по приборам учета отменили на федеральном уровне, все стали платить по завышенным прошлогодним нормативам, поэтому СМИ много говорили о несправедливости цифр в квитанциях, а специалисты РЭК с января по май рассказывали, как они мужественно что-то считают, как проводят совещания и заседания рабочей группы, мечтая побыстрей спасти омичей, снизив им с 1 июня плату за ОДН.
Общественный совет
К общественному совету, заседание которого проходило 16 мая, было проведено 8 заседаний рабочей группы, и проект приказа председателя РЭК об утверждении новых нормативов был формально готов. Как и было обещано, плату за потребление электроэнергии по ОДН с учетом новых нормативов снизили в 2 раза от сегодняшней (завышенной), а для отдельных категорий домов в 3,3 раза. Если в типичной омской пятиэтажке без лифта норматив потребления электроэнергии на ОДН составлял 3,91 киловатта из расчета на один квадратный метр, то теперь норматив составит 1,04 киловатта. Хотя не обошлось и без казусов, конечно. Самые внимательные члены совета заметили, что некоторые цифры в проекте приказа, который они получили перед началом заседания, отличаются от тех, которые были в документах, представленных общественникам для ознакомления заранее.
По мнению депутата Омского городского совета Юрия ФЕДОТОВА, так быть не должно, поскольку измененную и доработанную редакцию приказа не видели члены рабочей группы и первый раз видят члены совета, а на ходу разобраться во всех нюансах документа и проверить откорректированные цифры практически нереально. В качестве примера он рассказал об отсутствии в проекте приказа РЭК некоторых типов омских многоэтажек. Вообще не учли, по его словам, такую категорию жилья, как общежитие с лифтами и газовыми плитами, хотя в реальности они существуют.
Коллегу поддержал член общественного совета Геннадий КОПЕЙКИН, долгое время работавший первым замом у мэра Омска Валерия РОЩУПКИНА. По его мнению, самое справедливое решение – оплата по приборам учета, поскольку любые нормативы – это всегда некая усредненная величина, как средняя температура по больнице, и с ними нужно быть поаккуратнее.
И обещанное снижение норматива ОДН для домов, использующих энергосберегающие технологии, тоже реализовано как-то странно. За освещение подъездов и подвалов обычными лампочками жильцы дома, как полагают специалисты РЭК, должны платить по 0,56 кВт-ч в месяц на 1 кв. метр, а если в подъезде применяются энергосберегающие технологии — 0,26 кВт-ч за тот же квадратный метров. Почему именно в два раза меньше, а не в три и не в полтора — непонятно. На заседании общественного совета никто из работников РЭК так и не смог сказать, как именно подсчитывалось влияние энергосберегающих технологий на стоимость освещения.
Впрочем самое слабое место новых нормативов выяснилось уже после заседания общественного совета. По мнению НП «Саморегулируемая организация управляющих организаций в ЖКХ», которое содержится в письме, направленном на имя губернатора Омской области Виктора НАЗАРОВА (копия письма есть у «КВ»), специалисты РЭК при расчете нормативов потребления ресурсов на содержание общего имущества многоквартирных домов нарушили требования, которые содержатся в постановлении Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года, и поэтому некоммерческое партнерство требует провести юридическую экспертизу проекта приказа РЭК во избежание судебных споров.
В новых нормативах, на что управляющие компании обращают внимание главы региона, не учли такой фактор, как нормативные технологические потери. Технические специалисты не понимают, например, почему в расчетах не учли воду на промывку батарей, предусмотренную регламентом. Кто за эту воду будет платить? Да и электрический ток — это ведь не волшебство, а упорядоченный поток отрицательно заряженных частиц в проводнике, и эти частицы подчиняются законам физики, а не приказам РЭК. А по законам физики не вся электроэнергия расходуется с пользой, значительная ее часть (от 2% до 10% в зависимости от состояния и материалов проводки) банально теряется по дороге к лампочке или насосу, и управляющие компании не понимают, кто должен оплачивать эти естественные технологические потери.
Пострадавшие и выигравшие
Неоднократно звучало, что новые нормативы для расчета ОДН восстановят справедливость. Но по факту, как считают эксперты с сфере ЖКХ, мы из одной крайности переместимся в другую, и вместо сильно завышенных нормативов получим сильно заниженные, при этом очередное популистское решение властей сначала с восторгом примут потребители, а потом оно обрушит рынок. Вряд ли в одночасье исчезнут «резиновые» квартиры, отдельные жители не перестанут ломать свои счетчики и воровать электроэнергию, и вряд ли управляющие компании смогут это воровство пресечь. Если бы его можно было пресечь, всех энерговоров уже бы давно отловили. А это значит, что между фактическим энергопотреблением по приборам учета и расчетным (по заниженным нормативам) разница будет расти.
Кто оплатит разницу между нормативом и фактом? Сначала бремя ляжет на управляющие компании, и не нужно быть сильно умным, чтобы догадаться: они станут минимизировать свои риски, то есть начнут отказываться от управления домами, где риски самые высокие — малосемейки и общежития (там наиболее высокая плотность населения и низкая потребительская дисциплина). Ну а в итоге все омские потери, которые не учтены в нормативе, лягут на владельца сетей низкого напряжения — муниципальное АО «Омскэлектро», которое и без того уже накопило огромный долг и много лет балансирует на грани банкротства.
А кто выиграет от увеличение долговой нагрузки АО «Омскэнерго»? В первую очередь МРСК Сибири. И как тут не вспомнить, что 16 мая в Красноярске окончательно утвердили в должности гендиректора МРСК Сибири Виталия ИВАНОВА, одноклассника председателя РЭК Омской области Олега ГОЛУБЕВА, под руководством которого считались новые нормативы по электроэнергии для ОДН? По приблизительной оценке гарантирующего поставщика, недавно публично озвученной, разница между фактическим и расчетным потреблением при новых нормативах на ОДН может составить за год порядка 120 млн рублей, а это значительная сумма, если учесть, что объем необходимой валовой выручки на 2017 год утвержден для АО «Омскэлектро» на уровне 1,013 млрд рублей.
Да, депутаты Госдумы опомнились и теперь пытаются дать задний ход, сейчас в парламенте рассматривается инициатива по внесению очередной поправки в Жилищный кодекс РФ, которая даст возможность жителям многоквартирных домов самим выбирать способ оплаты потребленных ресурсов в местах общего пользования — по нормативам или по общедомовым приборам учета. Есть надежда, что если скоро эта поправка в законодательство будет принята и вступит в силу, то она хотя бы частично компенсирует самодеятельность омских чиновников. Но проблема все равно останется.
На одном из заседаний рабочей группы авторитетный эксперт в сфере ЖКХ Александр ЛИХАЧЕВ предполагал (а его предположения всегда правдоподобны), что при заниженных нормативах на ОДН никто не захочет заниматься энергосбережением, и даже наоборот — начнут специально приводить в негодность общедомовые приборы учета, чтобы платить по нормативу. Счетчики, кстати, ломать не нужно, достаточно пропустить срок поверки или сорвать пломбу, написав заявление в полицию, что неустановленное лицо злонамеренно проникло в подвальное помещение.