Максим НОВИКОВ: «В 2016 году большинство погибших в результате пожаров в Кировском округе находились в состоянии алкогольного опьянения»

Дата публикации: 02 ноября 2017

Каковы основные причины пожаров, для чего нужен аудит пожарной безопасности, кто может его выполнить в Омске и кому из омских предпринимателей проще провести независимую оценку пожарного риска, чем дожидаться инспектора пожарного надзора?

Получить ответы на эти и другие вопросы обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ помог начальник территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы КАО города Омска Максим НОВИКОВ.

– Максим Николаевич, с какого года предприниматели получили возможность проводить пожарный аудит?

– Независимая оценка пожарного риска – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, наряду с федеральным Государственным пожарным надзором, что установлено нормами Федерального закона № 123-ФЗ, которым был принят «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Сам закон от 2008 года, но конкретно эта норма действует с 2010 года. Согласно законодательству пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если выполнены требования пожарной безопасности, а пожарный риск не превышает допустимых значений. Раньше у предпринимателя инструмент по обеспечению пожарной безопасности был только один – изучать и выполнять все нормативно-правовые акты, регламентирующие нормы пожарной безопасности, и каждый раз, скажем прямо, волноваться при встрече с нашим инспектором. А сейчас есть выбор – можно провести оценку пожарного риска независимому эксперту.

– И чем предпринимателю поможет пожарный аудит?

– В чем заключается оценка пожарного риска? Эксперт проводит пожарно-техническое обследование объекта, которое включает в себя анализ документации, непосредственный осмотр здания, оценивает материалы, из которых оно построено, проверяет пути эвакуации, их ширину и высоту, делает расчет времени, необходимого для эвакуации людей из этого здания во время пожара. Если времени достаточно, то эксперт дает положительное заключение, то есть делает вывод о выполнении условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

– Собственнику здания в этом случае нет необходимости устанавливать  дополнительные противопожарные системы?

– Совершенно верно. Дорогостоящие автоматические системы дымоудаления и пожаротушения устанавливаются в тех случаях, когда без них невозможно обеспечить полную эвакуацию людей из здания, прежде чем начнут действовать опасные факторы пожара. Соответственно, у собственника недвижимости теперь есть выбор, как ему поступить: выполнять все противопожарные требования, монтировать систему пожаротушения, которую не всегда можно установить без реконструкции здания, поскольку не все здания у нас новые, либо выполнить независимую оценку пожарного риска.

– Кто делает оценку этих рисков?

– Аккредитованные экспертные организации, имеющие соответствующих специалистов и необходимое оборудование. С 2015 года Главным управлением МЧС России по Омской области аккредитовано 10 организаций. А в целом на сегодняшний день в Омске работает порядка 16 организаций, выполняющих независимую оценку пожарного риска, так что выбор есть. С полным их списком можно ознакомиться на официальном сайте ГУ МЧС России по Омской области. Причем это не обязательно должны быть местные организации. Предприниматель может заключить договор и с иногородней организацией, принимая во внимание цену услуг, рейтинги, опыт работы на этом рынке и так далее.

– Эксперты несут ответственность за выданные заключения?

– До 2016 года ответственности у экспертов не было, как ни странно. Достаточно долго был правовой вакуум. Сейчас все вопросы решены, эксперты несут ответственность плоть до уголовной.

– И после пожарного аудита вы уже не выходите с проверкам на эти объекты?

– Нет, мы их проверяем тоже, но меняются сроки проверок. Если объект, допустим, относится к средней категории риска, которые мы должны проверять не реже одного раза в семь лет, а после проведения аудита категория снизилась до умеренной, то проверки будут проводиться не чаще одного раза в 10 лет. Правда, есть факторы, которые могут повлиять на категорию. Если на объекте за этот период произошел пожар, то прежняя категория риска возвращается. Или поменялся функционал здания, был детский сад, например, а стала поликлиника. Или во время проверки оказалась неработающей автоматическая пожарная сигнализация. Вообще наличие работающей автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения и эвакуации людей при пожаре – это одно из главных условий для принятия независимой оценки пожарного риска, поскольку время эвакуации людей из здания напрямую зависит от того, насколько быстро они получат информацию о пожаре. Чем раньше предупредили людей, тем больше у них возможностей для эвакуации.

– Сколько всего категорий риска?

– Всего их пять – высокий, значительный, средний, умеренный, низкий. Объекты с высоким риском – это детские сады, школы, больницы со стационарами, их мы проверяем не реже одного раза в три года. Со значительным риском – гостиницы, общежития, кинотеатры, музеи, крупные торговые центры, эти объекты проверяются не реже одного раза в четыре года. Объекты со средним риском –  самая многочисленная категория. В эту категорию входят высотные жилые дома, торговые и офисные объекты, в которых постоянно находятся от 50 до 200 человек, промышленные предприятия, относящие к категориям «А», «Б» и «В». Объекты со средним риском, как я уже говорил, планово проверяются один раз в семь лет.

– Насколько востребован пожарный аудит? Есть статистика по региону?

– С 2010 года по настоящее время в Главное управление МЧС России по Омской области поступило в общей сложности 1 352 заключения о независимой оценке пожарного риска. В самом начале, в 2010 году, было всего 9 заключений. В 2011 году – 13, в 2012 году – 97, в 2013 году – 131, в 2014 году – 124, в 2015 году – 307. Пиковым был 2016 год, когда поступило 484 заключения, а в текущем году мы фиксируем спад интереса к независимой оценке пожарных рисков – всего 187 заключений.

– Почему произошел спад?

– Потому что правительством, с учетом непростых экономический условий, три года назад были предприняты определенные меры по снижению административной нагрузки на малый бизнес. Количество проверок сократилось, в том числе проверки противопожарного состояния объектов, владельцами которых являются малые предприятия и индивидуальные предприниматели, а если проверок нет, штрафов нет, то и мотивация у предпринимателей для проведения независимой оценки пожарных рисков, сами понимаете, стала снижаться. Раньше бывало, что штрафы, накладываемые на предпринимателей в ходе проверки, доходили до 500 тысяч рублей.

– Существенные деньги...

– Да, некоторые так и говорили: можно сразу закрываться.

– А школы и детские сады могут проводить пожарный аудит?

– Сейчас – могут. Раньше они не входили в этот перечень. А в 2017 году практически все заключения по независимой оценке пожарного риска выполнялись для муниципальных объектов.

– С крупными торговыми центрами нет проблем?

– Нет, владельцы таких объектов, как правило, относятся очень серьезно к противопожарным мероприятиям. Вложив огромные деньги, собственники заинтересованы, чтобы минимизировать риски возникновения пожаров.

– Какая основная проблема в сфере пожарной безопасности – используемые материалы?

– Судя по статистике, основная проблема – это люди. Причина подавляющего количества пожаров и гибели на них людей – человеческий фактор. 70% пожаров – неосторожное обращение с огнем. Ну и используемые при строительстве материалы, конечно, тоже важны. Обеспечение пожарной безопасности – это ведь не какие-то отдельные мероприятия, здесь важна системность.

– Раньше приходилось слышать от предпринимателей жалобы, что из-за пожарного надзора тормозится сдача в эксплуатацию объектов недвижимости. А сейчас вы не участвуете в приемке?

– Нет, не участвуем. Причем достаточно давно, с 2007 года. Мы имеем право теперь прийти с проверкой только после ввода объекта в эксплуатацию, и не раньше, чем через три года.

– И бывают проблемы?

– Да, бывает, что находим несоответствия требованиям пожарной безопасности даже в новых домах.

– И что делаете?

– Проводим проверки, выдаем предписание, предостережения по устранению нарушений.

– Ошибки на уровне проектирования?

– Мне сложно сказать, кто там конкретно ошибся, но случаи такие у нас были, информируем заинтересованные ведомства, в том числе органы прокуратуры, строительный надзор.

– В 2016 году вышло постановление Правительство РФ № 806 о применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля. Если я правильно понимаю, вы теперь тоже оцениваете риски и выходите с проверками только на самые ответственные объекты. Значит ли это, что работы стало меньше?

– Нагрузка теперь другая, конечно. Если раньше на одного инспектора приходилось в среднем по 12 – 13 проверок в месяц, что очень много, то на сегодняшний день – 2 – 3 проверки. Сегодня нет той гонки, которая могла приводить к ошибкам, инспектор имеет возможность работать тщательно, вникать во все вопросы, больше работы в плане профилактики нарушений требований пожарной безопасности с населением, территориальными общественными самоуправлениями, есть время для проведения занятий с детьми.

– По логике все эти изменения должны отражаться позитивно на статистике пожаров...

– Количество пожаров снижается. И показатели гибели людей на пожарах улучшаются. Совсем к нулю прийти трудно, конечно, но мы стараемся.

– Ну а что говорит статистика о причинах гибели людей?

– Скажем так, если мы проанализируем 2016 год, все случаи гибели людей в результате пожаров в Кировском АО, а погибших в прошлом году было 10 человек, то сразу заметим, что в семи случаях погибшие находились в состоянии алкогольного опьянения.

– А как быть с традицией огораживания, когда жильцы домов защищают свои дворы бетонными блоками, тем самым мешая проезду спецтранспорта? Это же ваша служба занимается такими вопросами?

– Да, непроезжие участки дорог – это наш вопрос. Но здесь нужно различать отсутствие проезда,  когда спецтранспорт не может проехать из-за отсутствия твердого покрытия дорог, и отсутствие проезда по причине искусственного препятствия, которым может быть тот же бетонный блок, о котором вы говорите. В любом случае обеспечение беспрепятственного проезда к жилым зданиям – это задача администрации города, а наша задача – вовремя реагировать и выявлять места, где проезд затруднен. Проблема-то еще в том, что никогда не найдешь, кто поставил этот бетонный блок. Зато, когда администрация округа препятствие убирает, сразу начинается поток жалоб от жителей: «Во главе со старшим лейтенантом МЧС был похищен бетонный блок».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/noyabr/42/95467