Омская ТПП: «Наших предпринимателей больше всего интересует сейчас азиатское направление – Китай, Монголия. Это перспективные рынки, хотя и очень сложные...»

Дата публикации: 23 ноября 2017

«Коммерческие вести» продолжают при поддержке филиала «Омский» АО «ОТП Банк» публикацию бесед с предпринимательскими объединениями

На минувшей неделе 14 ноября в редакции «КВ» собирались члены Омской торгово-промышленной палаты, одного из самых крупных и авторитетных объединений региона, которым с 1992 года руководит Татьяна ХОРОШАВИНА. Насколько аффилирована Омская ТПП с властью, чем именно палата может помочь малому бизнесу в регионе и нужно ли предпринимателю быть членом палаты, чтобы заниматься внешнеэкономической деятельностью, все эти и другие вопросы задавал участникам встречи за круглым столом обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

Николай ГОРНОВ, обозреватель «КВ». Первое слово традиционно руководителю. Татьяна Александровна, про торгово-промышленные палаты даже в Википедии опубликована какая-то не очень внятная информация. Какая миссия у торгово-промышленных палат в регионах? Чем ваша организация интересна и полезна бизнесу?

Татьяна ХОРОШАВИНА, президент Омской торгово-промышленной палаты. Скажу сразу: институту торгово-промышленных палат уже очень много лет и он есть во многих странах мира. Этот институт существует для того, чтобы защищать интересы предпринимателей. Мы входим во все общественно-консультативные советы, созданные при всех органах власти. В 90% случаях в работе этих советов принимаю участие либо я сама, либо мои заместители. Естественно, мы там не спим, задаем вопросы, зачастую неприятные вопросы, когда у предпринимателей возникают проблемы, а орган власти не хочет реагировать на эти проблемы. Из недавних примеров могу вспомнить ситуацию с постановлением правительства Омской области №108-п, против которого мы выступали активно.

Безусловно, мы содействуем экспорту российских товаров и услуг. У нас для этого есть различные инструменты, которые мы создали. У нашей палаты свое ноу-хау – мы регулярно проводим презентации экономики Омской области в посольствах зарубежных стран в Москве. За десять лет провели порядка 20 презентаций. Это недорогой инструмент, но достаточно эффективный, как показывает практика. На последнюю презентацию, которую мы проводили в посольстве Турецкой Республики, пришло почти 200 турецких предпринимателей, уже имеющих бизнес в России, знающих особенности нашего рынка. Мы даже сами не ожидали, что будет такой интерес.

Полномочия российских торгово-промышленных палат, кстати, определены Федеральным законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», который вышел еще в 1993 году. Закон, кроме прочего, делегирует нам государственные полномочия по оформлению некоторых документов, используемых в процессе внешнеэкономической деятельности. Палаты выдают сертификат, подтверждающий российское происхождение товара. Он требуется для таможни, когда оформляется отправка беспошлинного груза в страны, с которыми у нас подписано соглашение о режиме наибольшего благоприятствования в торговле. А вообще, как позиционирует себя ТПП РФ, мы оказываем порядка 500 услуг бизнесу. Половина из них – бесплатны для членов палаты. В структуру ТПП РФ входят такие организации, как «Экспоцентр», «Союзэкспертиза», «Союзпатент» и ряд других.

Николай ГОРНОВ. Как развивалась внешняя торговля за эти 25 лет работы Омской ТПП? Омская область стала торговать больше и лучше или мы уверенно стагнируем?

Ольга ФЕДУЛОВА, первый вице-президент Омской торгово-промышленной палаты. Стагнацией сегодняшнюю ситуацию во внешней торговле я бы не стала называть, товарооборот у региона в последние годы был на уровне 1,2-1,4 млрд долларов США, а торговые партнеры у нас в 90 странах мира. В прошлом году товарооборот несколько снизился, но в этом опять стал расти, и до 1 млрд рублей к концу года, я думаю, мы дорастем. По понятным причинам изменился вектор внешней торговли. Европу мы не забываем, у нас остаются хорошие связи с европейскими странами, но все же на первом месте теперь страны Евразийского экономического союза – Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия. Еще наших предпринимателей интересует азиатское направление – Китай, Монголия. Это очень перспективные рынки, хотя и очень сложные.

Татьяна ХОРОШАВИНА. Необходимо еще учесть, что до 1992 года мы жили в полностью закрытом для внешнего мира городе. Самого первого иностранца, который приехал в Омск, я очень хорошо помню. Это был немец, он представлял интересы концерна «Байер». Прилетел в мае с пятью чемоданами теплой одежды, в меховой шапке. Перед этим, как он рассказывал, простился со всеми родными. Компания его послала продвигать шипучие таблетки. Мы его так хорошо встретили, что он уезжал отсюда очень удивленным. А когда мы сами первый раз приехали в Стамбул и посетили местную торгово-промышленную палату, нам показывали карту, где Россия была только до Уральских гор.

Николай ГОРНОВ. Тем не менее для большого промышленного региона объем внешней торговли маловат, как мне кажется...

Татьяна ХОРОШАВИНА. Россия в целом по международной торговле отстает. По рейтингу Всемирного банка, который называется Doing Business, Россия по легкости ведения бизнеса со 120 места поднялась уже до 35 места, и это очень хороший результат. А по такому критерию, как международная торговля, мы были на 167 месте, а теперь поднялись до 140 места. Почему? Потому что сложно оформить документы, дорого отправить стандартный двадцатифутовый контейнер. Омская область тоже могла бы торговать больше. Но нам мешает еще и процессинг. Омские предприятия превратились фактически в цеха, у которых нет никаких полномочий, начальники этих цехов ничего не решают. Они только изготавливают продукцию в тех объемах, которые ему предписаны. Все решает руководство головных предприятий и вертикальноинтегрированных холдингов. К нам приезжают, например, китайцы и говорят: «Мы хотим купить омские шины». А шинный завод отвечает, что торговать своими шинами не уполномочен.

Николай ГОРНОВ. Омичам что-то еще мешает, кроме процессинга? Или только процессинг?

Татьяна ХОРОШАВИНА. Нет, проблемы и другие есть. Географическое положение региона в центре России тоже не способствует росту внешней торговли. К нам можно только через Москву долететь. Из Японии предприниматели пока к нам доберутся, они уже не могут ни петь ни свистеть. А мы как в Монголию ездим? На двух самолетах, двух поездах, а потом еще немного на оленях. Аэропорт наш в свое время открывал много прямых рейсов, летали в Стамбул, в Китай. До Урумчи летели всего два часа, и было очень хорошо. Но эти рейсы просуществовали недолго, к сожалению. В этом году еще добавилась острейшая проблема с вагонами под зерно. Мы собрали хороший урожай, заключили экспортные контракты с Китаем, а вывезти не можем. Стали выяснять причины проблемы, и оказывается, что у РЖД вообще не осталось грузовых вагонов. Все вагоны переданы логистическим компаниям, те передали их еще куда-то, а в итоге возить зерно не на чем.

Дмитрий ГОЛОВАНОВ, директор ФГУП «Омский экспериментальный завод». Мы входим в торгово-промышленную палату же больше 15 лет, и это неспроста, нам членство в палате действительно помогло выйти на внешние рынки. У нас небольшой завод, тем не менее мы охватываем сегодня более 50 регионов Российской Федерации и страны ближнего зарубежья. Плюс ко всему это очень действенный инструмент для взаимодействия бизнеса с региональной властью и контрольно-надзорными органами.

Николай ГОРНОВ. Участвуете в бизнес-миссиях?

Дмитрий ГОЛОВАНОВ. Обязательно. Постоянно выезжаем в тот же Казахстан, в Монголию, находим партнеров при содействии Омской ТПП. В этом году мы выиграли контракт и изготовили для Монголии более 70 единиц различной сельскохозяйственной техники. Постоянно участвуем в международных выставках, а самостоятельно нам было бы гораздо труднее это сделать. Очень полезным бывает и общение внутри нашего союза, обсуждение совместных проблем. Плюс к этому различные обучающие мероприятия, которые регулярно организовывает Омская ТПП. Для малого бизнеса очень важна возможность регулярного повышения квалификации. И если кто-то еще только задумывается о вступлении в палату, могу посоветовать не тянуть с этим решением. Вступать нужно однозначно. Если говорить о проблемах омского бизнеса, то я здесь поддержу Татьяну Александровну. Наша проблема в логистике. Отправить продукцию в Монголию – это нужно очень сильно постараться. В торговле со странами ЕАЭС часто возникают проблемы с валютой контрактов. У каждой страны есть своя валюта, тем не менее мы вынуждены заключать сделки в долларах США и терять деньги на двойной конвертации.

Александр ВАЛИКОВ, руководитель службы маркетинга ООО «НПО «Мир». Нам тоже сотрудничество с Омской ТПП дает очень многое. Особенно в последнее время, когда были введены против нашей страны санкции. Сегодняшний валютный курс позволяет нам предлагать нашу продукцию на экспорт по очень хорошей для потребителей цене. Но у нас достаточно специфический товар – приборы и системы учета, системы управления энергообъектами, поэтому зайти на новые рынки нам непросто. Мы даже в России, когда начинаем работать с новым заказчиком, тратим от полутора до двух лет, а на международных рынках приходится решать еще более масштабную задачу и времени нужно еще больше. Первым международным рынком по понятным причинам стал для нас Казахстан, мы зашли туда еще в 2000 году, и результаты на сегодняшний день нас радуют. Но нужно идти дальше, тиражировать опыт, полученный в Казахстане. И здесь нам очень хорошо помогает Омская ТПП.

Николай ГОРНОВ. Чем конкретно помогает?

Александр ВАЛИКОВ. В России мы работаем давно, во многих регионах нашу продукцию хорошо знают, она фактически рекламирует сама себя. На международных рынках нас не знают, да и мы плохо знаем рынки тех стран, куда хотим войти. Энергетическая отрасль имеет свою специфику, и далеко не на каждый энергорынок, скажем прямо, пустят иностранную компанию. В Европе, как мы уже поняли, съездив на выставку в Ганновер, нам будет сложно работать. Значит, нужно искать свободные ниши на других рынках, и здесь без поддержки ТПП, у которой глобальные связи со всеми ведущими странами мира, нам никак не обойтись. Мы понимаем, что с рекомендациями от ТПП нас будут воспринимать гораздо более благосклонно.

Серик КУНАКБАЕВ, директор ООО «Зерновые линии». Мы стали членом торгово-промышленной палаты сами, никто нам не подсказывал, понадобилась помощь, когда захотели выйти со своим зерном на международные рынки. С бизнес-миссией Омской ТПП съездили в Китай, Монголию. Все поездки были достаточно продуктивными. Личные встречи, личные контакты всегда полезнее, чем дистанционное общение. Хотя, конечно, вести переговоры с китайскими партнерами весьма сложно. Мы уже два года подстраиваемся под их жесткие требования, обрабатываем поля, Россельхознадзор полностью контролирует наши склады и элеваторы.

Николай ГОРНОВ. А в чем проблема с китайскими покупателями? Их не устраивает качество сибирского зерна?

Серик КУНАКБАЕВ. Устраивает. Просто китайцы вообще очень долго присматриваются к новым рынкам, долго выбирают и оценивают партнеров. Ну и как все они хотят купить подешевле.

Николай ГОРНОВ. Есть еще такие направления, как Ближний Восток, Турция, Северная Африка...

Серик КУНАКБАЕВ. Если отправлять в ту сторону через черноморские порты, мы не проходим по цене. На юге России очень много своего зерна. Правда, в Юго-Восточной Азии у нас тоже много конкурентов – Красноярск, Новосибирск, Алтай.

Николай ГОРНОВ. Как будете решать проблему с вагонами?

Серик КУНАКБАЕВ. Проблема с вагонами действительно серьезная. Нам фактически не дают вывозить свое зерно за Урал. У маленьких организаций вагоны есть, но у них завышенный ценник, с такими затратами мы однозначно не проходим со своим зерном по цене. Нас выручает только очень высокое качество омской пшеницы. Качество – самый главный плюс из года в год.

Галина ЛОГИНОВСКИХ, директор ООО «Торговый дом «Веселый мельник». Пару слов хотелось бы добавить к зерновой теме. Несмотря на все усилия по активизации экспорта, особых изменений-то нет. Ситуация с вагонами-зерновозами сегодня очень непростая. Я бы даже сказала, что наступил коллапс. Что касается взаимодействия с Омской ТПП, могу сказать, что взаимодействие у нас полное. Причем в последние годы, как мне кажется, в работе самой палаты произошел резкий взлет. Видимо, дает о себе знать накопленный за долгие годы опыт.

Николай ГОРНОВ. Мука омская в Китае востребована? Устраивает китайцев наше качество?

Галина ЛОГИНОВСКИХ. Востребована, но приходится подстраиваться. Там не нужны наши мешки по 50 килограмм, им нужна упаковка на 1-2 килограмма. С января мы запустили линию мелкой фасовки, и в этом году уже отправили два вагона муки в Маньчжурию на реализацию. Качеством они довольны. Но работать с китайцами очень тяжело, тут я согласна с коллегами. Китайцы даже сами себе не доверяют. Мы им хотели угодить, и на своих пакетах с мукой сделали надписи на трех языках – русском, английском и китайском. Первый вагон отправили – молчание. Оказывается, китайские покупатели, увидев на упаковке родные иероглифы, засомневались в стране происхождения товара. Нет, говорят, это не российская мука, это подделка. Пришлось срочно менять дизайн упаковки, и во втором вагоне все надписи уже только на русском.

Николай ГОРНОВ. Татьяна Александровна, очень хочется спросить вас про ВТО, куда Россия так долго вступала. Как-то не совсем понятно, лучше стало или хуже...

Татьяна ХОРОШАВИНА. 17 лет мы вступали в ВТО, ждали многого, хотели как лучше, разумеется. Взяли на себя обязательства привести свое законодательство в порядок, постепенно открыть рынок, хотели интегрироваться в систему международного сотрудничества. Что могу сказать по итогу. Ни плохого ни хорошего мы от членства в ВТО пока не получили. И некоторые договоренности по ВТО не выполнили. Но это не страшно, на мой взгляд. Отстаивать свои права – это правильно.

Николай ГОРНОВ. Регулярно слышу про торгово-экономические миссии Омской ТПП. Как вы их организуете?

Татьяна ХОРОШАВИНА. Мы хаотично ничего не делаем. Постоянно мониторим, какие товары в Омской области производятся, на каких рынках они могут быть востребованы. У нас есть долгосрочный план, мы обсуждаем его с предпринимателями, договариваемся о том, какие страны посетить в этом году более целесообразно, потом договариваемся с той стороной, заключаем контракт, что они нас примут, подготовят переговорный процесс и организуют подписание соглашений, если таковые будут достигнуты, а потом формируем делегацию из желающих в составе примерно 20 – 25 человек. При хорошей организации результативность торгово-экономических миссий, как правило, достаточно высокая. Даже за время работы миссии подписывается 3-5 контрактов.

Ольга ФЕДУЛОВА. Вообще бизнес-миссии – это формат международный. Биржа контактов В2В, В2G понятна всем. Мы учились этому в середине 90-х у своих иностранных коллег. Они к нам приезжали, рассказывали, как готовить графики встреч, переговоры, и настаивали на том, чтобы для каждого представителя зарубежной фирмы мы готовили не менее 5 – 10 встреч с потенциальными партнерами. И мы достаточно быстро всему научились, а потом даже написали методические рекомендации для всей системы ТПП, как организовывать бизнес-миссии. Сегодня это уже стандарт. Как букварь.

Николай ГОРНОВ. Какое мероприятие вам больше запомнилось из тех, что Омская ТПП проводила в этом году.

Татьяна ХОРОШАВИНА. Поездка на Ганноверскую промышленную выставку-ярмарку, она крупнейшая в Европе, мы каждый год в ней участвуем.

Николай ГОРНОВ. Членство в торгово-промышленной палате – это дело сугубо добровольное?

Татьяна ХОРОШАВИНА. В России – добровольное. Но в мире есть разный опыт. Во многих странах Европы предприниматели и юридические лица в обязательном порядке должны быть членами ТПП. В Германии, например, все 100% являются членами палаты. И когда наши предприниматели хотят заключить контракты с предпринимателями из Германии, те обязательно обращают внимание на членство в торгово-промышленной палате. Бывает, что потом наши прибегают к нам и просят срочно принять в члены палаты, а то, мол, подписание контракта в Германии срывается. Два года назад и Казахстан ввел обязательное членство для своих предпринимателей в торгово-промышленной палате. И мне кажется, что это правильно. Палата – институт, в котором предприниматель может набраться предпринимательского опыта. Мы же отдаем детей в дошкольные образовательные учреждения, потом они учатся в школах, вузах. А почему мы не считаем нужным обучать бизнесу? В нашей палате, кстати, создано экспертное сообщество – работают различные комитеты, советы.

Николай ГОРНОВ. Сколько предприятий и предпринимателей являются сегодня членами Омской ТПП?

Татьяна ХОРОШАВИНА. У нас порядка 500 членов. В основном это представители малого и среднего предпринимательства. Каждый год принимаем 100 новых членов и примерно такое же количество исключаем. По разным причинам. Кто-то взносы не платит, кто-то оказался неблагонадежным, регулярно задерживает оплату по контрактам и так далее.

Николай ГОРНОВ. А насколько сложно стать членом Омской ТПП? Что нужно для этого сделать – песню спеть, матросский танец сплясать?

Татьяна ХОРОШАВИНА. Вступить можно без танцев, предприниматели подают заявление, мы его рассматриваем в течение месяца, проверяем заявителя на благонадежность. Бывали случаи, когда отказывали. Если у предпринимателя нулевой баланс, зачем нам такой в палате? А взносы у нас небольшие: для микробизнеса – 4 тысячи рублей в год, максимальный – 12 тысяч.

Николай ГОРНОВ. А если бы в Омской ТПП было 2 тысячи членов?

Татьяна ХОРОШАВИНА. Мы бы работали еще более успешно. А 5 тысяч членов палаты – это еще лучше. Сейчас почти все вопросы можно решать дистанционно, через Интернет, в палату приходить не надо.

Николай ГОРНОВ. С какими вопросами новички приходят в палату чаще всего?

Татьяна ХОРОШАВИНА. Помню, был случай, приходит узбек и жалобно так говорит: «Сестра, дай мне сертификат, я из Узбекистана веники привез». Я ему пытаюсь объяснить, что если веники из Узбекистана, то и сертификат нужно получать в узбекской палате, а он просто не понимает, что я ему говорю. Среди наших тоже встречаются одаренные, приходят и говорят: «Я заключил контракт, что мне делать дальше»? Что я им скажу? Исполняйте контракт, если заключили. Причем много раз выяснялось, что далеко не все читают условия в контрактах, когда их заключают. Спрашиваю одного такого предпринимателя: зачем ты в контракте с фирмой из Китая оставил пункт про рассмотрение споров в Стокгольмском суде, где производство идет на шведском языке? Это же очень дорого. Сейчас, конечно, такого уже нет. Предприниматели стали грамотные и умные, мы с ними на одной волне.

Николай ГОРНОВ. А у вас есть готовый типовой контракт, которым может воспользоваться начинающий предприниматель?

Татьяна ХОРОШАВИНА. Есть у нас и типовые контракты, которыми можно воспользоваться. Но наши предприниматели любят иногда изобретать велосипед.

Николай ГОРНОВ. Предприниматель может проверить с помощью палаты своего потенциального партнера из другой страны?

Татьяна ХОРОШАВИНА. Конечно. В 40 странах мира работают представители ТПП РФ, и мы услугами этих представителей активно пользуемся. Если предприниматель хочет выйти на какой-то зарубежный рынок, он обращается к нам, и мы проверяем его потенциального контрагента. Вот пример из недавних: омский предприниматель хочет привезти из Италии оборудование. Нашел там какую-то логистическую фирму, мы ее проверили на всякий случай, и выяснилось, что про эту фирму вообще никто ничего не знает.

Николай ГОРНОВ. Как у вас складываются взаимоотношения с властью?

Татьяна ХОРОШАВИНА. Нам повезло, я считаю, с двумя министрами Омской области – ФАДИНОЙ Оксаной Николаевной и ЧЕКУСОВЫМ Максимом Сергеевичем. Это современные министры, реагируют на все запросы мгновенно, приходят на наши круглые столы, у обоих хорошо работают консультативные общественные советы. С остальными министрами такого контакта нет, увы. И контрольно-надзорные органы не все молодцы. Некоторые их них даже не понимают сути реформы надзорной деятельности, которая сейчас проводится, не применяют риск-ориентированный подход. А самые лучшие из всех – таможня и налоговые органы. К Управлению ФНС России по Омской области, которое возглавляет РЕПИН Владимир Валерьевич, у нас вообще никаких вопросов нет. А вот с предыдущим руководителем налогового управления контакта не было никакого.

Николай ГОРНОВ. А что никак не получается, хотя очень хочется?

Татьяна ХОРОШАВИНА. К нам редко идут сельские предприниматели, а хотелось бы видеть их больше среди членов палаты. Они тоже что-то изготавливают, их тоже нужно подращивать, выводить на другой уровень, выводить на межрегиональные рынки. Мы открывали представительство в Таре, оно пять лет просуществовало, и мы его закрыли.

Николай ГОРНОВ. Хотелось бы в заключение выслушать и представителя банковского сообщества. Андрей Михайлович, банки могут помочь предпринимателям в их внешнеэкономической деятельности?

Андрей КАМИОНКО, директор филиала «Омский» АО «ОТП Банк».

Меня приятно удивила практика Германии, где все предприниматели являются членами торгово-промышленной палаты. В Омске зарегистрировано порядка 47 тысяч хозяйствующих субъектов, а только 500 являются членами Омской ТПП. Возьмем, например, Ирландию. По оценкам местных экспертов, практически весь бизнес в их стране ставит себе цель выйти на международные рынки. Если наши омские предприниматели будут ставить себе такие же цели – как минимум, выйти за пределы нашего региона, то мы сможем достичь многого. По сути, пропаганда таких целей – это не только возможность улучшения инвестиционного потенциала и привлекательности региона, но и развитие культуры предпринимательства в целом. Мы со своей стороны стараемся тоже поддерживать бизнес, т. к. многие проблемы знаем по своей работе. В первую очередь, конечно, это тема финансовой грамотности, в том числе ведение финансового учета в бизнесе, расчеты окупаемости сделок, новых проектов. Нужно объяснять, как правильно выбирать контрагентов, как важна репутация в бизнесе и исполнение взятых на себя обязательств. В вопросах экспортно-импортных контрактов мы также можем активно сотрудничать с ТПП,
так как участвуем в них как агенты с целью контроля за соблюдением валютного законодательства. Поэтому я от всей души хочу пожелать Омской торгово-промышленной палате успехов в ее работе и чтобы количество членов палаты побыстрей выросло как минимум до 5 тысяч.

Николай ГОРНОВ. Спасибо, что нашли время для встречи за нашим круглым столом. Успехов всем! 

При поддержке:



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/noyabr/45/95915