Маргарита БАХАРЕВА: «Изменение режима работы установки гидроочистки повысит финансовый результат Омского нефтезавода»

Дата публикации: 30 ноября 2017

Нефтехимическая промышленность в последние десятилетия активно развивается: глубина переработки сырья увеличивается, подход к решению поставленных задач становится более научным

 Молодой специалист Омского НПЗ Маргарита БАХАРЕВА разработала спецпроект, который занял второе место в 14-й научно-практической конференции «Газпромнефть ОНПЗ». Как он поможет Омскому нефтезаводу, она рассказала корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.

– Маргарита, что представляет собой ваш проект?

– Это разработка мероприятия по изменению режима работы установки гидроочистки Л-24-7. На ОНПЗ функционируют четыре такие установки. Летом три из них работают в режиме гидроочистки дизельного топлива летнего (ДТЛ). При этом на нефтезаводе летом также есть значительный спрос и на дизельное топливо арктическое (ДТА), и на дизельное топливо зимнее (ДТЗ), и на реактивное топливо (ТС). У нас наблюдается профицит мощностей гидроочистки ДТЛ, но есть потенциал использовать одну из гидроочисток в режиме депарафинизации, когда входящим сырьем является гидроочищенное ДТЛ, а на выходе получается дизельное топливо арктическое и зимнее. В зависимости от режима.

– Что происходит при депарафинизации?

– Снижается содержание парафинов в составе дизельного топлива летнего, таким образом мы снижаем температуру замерзания и можем использовать продукт как дизельное топливо арктическое и зимнее. При такой реконструкции установки у нас появится возможность получать ДТА из ДТЛ. Мы можем не получать прямогонную фракцию ДТА на установках первичной переработки нефти (АВТ) и сможем перевести установки АВТ в режим выработки высокомаржинального продукта ТС-1. Оно дорогое, поэтому получится хороший экономический эффект.

– В чем конкретно заключалась ваша работа над проектом?

– На первом этапе я пообщалась с управлением повышения производственной эффективности, изучила технологическую возможность разделения двух потоков установки. Она имеется. Далее был мой личный блок работы. Я работаю в отделе оптимизационного планирования, поэтому рассматривала эффективность мероприятия, т. е. на каких установках мы будем получать дизельное топливо арктическое, на каких – зимнее, как настроим все установки гидроочистки. Рассматривала различные варианты, учитывала, как меняется при этом экономика. Выбрала самый эффективный. Изменение режима работы установки гидроочистки повысит финансовый результат Омского нефтезавода.

– А в цифрах как выглядит экономический эффект?

– После реализации проекта мы сможем получать до 78 млн. рублей в месяц. Но это касается только летнего периода (он у нас с марта по сентябрь), мероприятие рассчитано именно на него. Всего проект продлится три года. В течение этого времени будем иметь плюсом 433 млн. рублей. Через три года на ОНПЗ планируется ввод новой установки гидроочистки, после чего та, на которую направлен проект, будет выведена из эксплуатации.

– Как появилась идея?

– Достаточно давно. Но до конца проект не был разработан, поскольку ожидался низкий экономический эффект. Теперь же, после изменения экономических предпосылок (цен и потребностей рынка в нефтепродуктах), мероприятие стало эффективным. Я работаю на нефтезаводе всего три месяца. Когда сказала руководителю моего отдела Ольге Леонидовне ГУБИНОЙ, что хочу участвовать в научно-практической конференции, мы рассмотрели наиболее актуальные идеи и решили довести до реализации именно эту. Работать над ней я начала в середине августа.

– Что вам дает участие в научно-практической конференции? Какие-то преференции, вознаграждение?

– Важнее, что молодые специалисты обмениваются опытом между собой, узнают о проблемах на разных установках. В Омске из 68 участников выбрали 14, распределили места. Авторы проектов, занявших первые три места и еще шести достойных работ, летали в Санкт-Петербург на третий этап конференции. Там организовали интересную программу, деловые игры, была возможность пообщаться с ребятами из Москвы, Ярославля, работающими в компаниях Роснефть, Лукойл. Интересно было обменяться опытом и просто поговорить о стремлениях, мечтах, достижениях. Я заняла третье место в секции «Технология и механика».

– Где вы учились химии?

– Я еще учусь. В ОмГУ им. Достоевского на химическом факультете. Окончила бакалавриат и поступила в магистратуру. Осталось учиться один год. Я химик-аналитик, у меня есть научные статьи. В феврале за вклад в научную деятельность меня выдвинули на стипендию Лицкевича. Она учреждена ОНПЗ и выдается студентам ОмГТУ и ОмГУ. Главным условием является практика на Омском нефтезаводе и участие в конференции. Меня пригласили на практику в отдел оптимизационного планирования. Оказалось, там есть вакансия. Прошла собеседование, и меня взяли на работу. Поэтому участвовала в конференции уже не как студентка, а как молодой специалист.

– Как успеваете учиться и работать?

– У нас образование очное, но преподаватели понимают, что нам нужно набираться опыта работы, поэтому занятия проходят вечером, после рабочего дня.

– Свободное время есть?

– Вообще нет. Пять дней учеба и работа, в субботу пары, в воскресенье пишу диссертацию и работаю в лаборатории. Я благодарна моему научному руководителю, человеку, который зародил во мне исследовательскую жилку – Вячеславу Исааковичу ВЕРШИНИНУ, и декану нашего факультета Ирине Васильевне ВЛАСОВОЙ. Именно с ее легкой руки меня утвердили на стипендию Лицкевича.

– Почему выбрали химию в качестве основной профессии?

– Она мне нравилась еще со школы. Я писала научные работы и по биологии, и по английскому языку, и по химии. Но больше нравилась последняя, потому что я чувствовала прикладной характер работ. Сейчас, конечно, понимаю, что работы были скромные, но я чувствовала, что результаты, которые получаю, могут принести пользу, поэтому поступила на химический факультет.

Я училась в лучшей школе в мире. У нас был замечательный класс, общество, в котором хотелось расти. Мы до сих пор поддерживаем тесную связь с одноклассниками. Благодаря моим учителям – преподавателю химии Ольге Алексеевне БАГРИНЦЕВОЙ, Надежде Вениаминовне ФЕДОРЕНКО – я окончила университет с красным дипломом. У меня не было ни одной четверки за четыре года.

– В вузе тоже участвовали в конференциях?

– Конечно. Два года занимала первое место. Сначала я работала над оценкой суммарного содержания антиоксидантов в продуктах питания, анализировала напитки – пиво, вино, чай. А затем переквалифицировалась на экологическую проблему.

– И к какому выводу пришли относительно содержания антиоксидантов в вине?

– Мы оптимизировали метод FRAP. Им определяют суммарное содержание антиоксидантов в пищевых продуктах. Обнаружили, что результаты получаются несколько неверными, это связано с тем, что, например, в составе вина содержится большое количество других веществ, которые мешают определению антиоксидантов. В результате разработали способ устранения мешающего влияния. Итогом моей бакалаврской работы является описание этого способа.

– Маргарита, какой экологической проблемой сейчас занимаетесь?

– Мы разрабатываем способ количественного определения фенолов в сточных водах, чтобы контролировать на предприятии степень загрязненности воды, которую собираются слить в водоем. Если содержание фенолов больше предельно допустимого количества, сливать нельзя. Это моя диссертация. В ОмГУ еще до меня была разработана методика определения фенолов в сточных водах. Мы ее оптимизируем – варьируем условия, смотрим, при каких результаты будут лучше. В частности, обнаружили, что сильно мешают определению фенолов ароматические амины, и я занимаюсь поиском способа устранения этого мешающего влияния. После того, как мы его найдем, приступим к анализу реальных сточных вод предприятий.

– Помогает ли знание химии вам в личной жизни?

– У нас был замечательный предмет «Методы анализа лекарственных препаратов», где мы немного затронули фармацевтическую химию. Это полезно при выборе лекарств. И конечно, мне помогла работа по антиоксидантам, я теперь консультирую друзей, какие вина покупать (смеется). Для себя узнала, какой колоссальный положительный эффект может оказывать бокал хорошего красного вина. Это своего рода противоядие. За рубежом проводили исследование: сравнивали, сколько употребляют жирной пищи американцы и французы. Установили, что вторые больше, но по статистике смертность французов от сердечно-сосудистых заболеваний ниже. Оказалось, что французы после каждого приема пищи выпивают бокал красного вина, которое играет роль своеобразного противоядия.

 

Биография

Маргарита БАХАРЕВА родилась 23 октября 1994 года в городе Калачинске Омской области. Окончила гимназию № 1 города Калачинска в 2012 году и поступила в ОмГУ им. Достоевского на химический факультет. Получила степень бакалавра в 2016 году. Сейчас обучается на 2-м курсе магистратуры. С июля 2017 года работает на Омском нефтеперерабатывающем заводе специалистом в отделе оптимизационного планирования.

Не замужем.

 

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/noyabr/46/96103