Омский зодчий Михаил ХАХАЕВ

Дата публикации: 05 октября 2017

К 75-летию со дня рождения архитектора

Сергей НАУМОВ

Заслуженный архитектор России Михаил ХАХАЕВ, без преувеличения, является одной из ключевых фигур омской истории второй половины ХХ века. Идеи и замыслы этого человека во многом сформировали культурное пространство сегодняшнего Омска, обозначили черты современного облика нашего города. Михаил Макарович прожил всего 62 года, но сделал для Омского Прииртышья столько, сколько другие не успели бы за несколько жизней.

Михаил ХАХАЕВ родился 16 сентября 1942 года в городе Черногорске Красноярского края. В 1966 году окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института имени Куйбышева, после которого отправился работать архитектором в Комсомольск-на-Амуре, а через два года, в 1968-м, перебрался в Омск.

С первых дней жизни в Омске Михаил ХАХАЕВ работает много и продуктивно. Через три года после переезда он уже заместитель главного архитектора города. В 1975 году ХАХАЕВ – главный инженер Омскгражданпроекта, а с 1978-го по 2002 год занимает должность начальника областного отдела по делам строительства и архитектуры. Именно Михаил ХАХАЕВ является автором «советского герба» города Омска, утвержденного исполкомом горсовета по результатам конкурса в 1973 году.

Михаил ХАХАЕВ спроектировал множество зданий и кварталов в городе и области. Крупнейшим архитектурно-градостроительным замыслом, воплощенным в жизнь, стал спортивно-концертный комплекс «Иртыш» (ныне – СКК им. В. Блинова) на 6 000 мест. Над проектом здания ледовой арены, а также над проектом реконструкции прилегающей территории (современный бульвар Мартынова) трудился возглавляемый Михаилом Макаровичем авторский коллектив, куда также вошли архитекторы Ирина ГОЛЕНКО, жена ХАХАЕВА, и Лариса МАСЛОВА. Михаил ХАХАЕВ – автор проекта реконструкции улицы Тарской, многих архитектурных решений в райцентрах Омской области. За свою деятельность ХАХАЕВ был награжден орденом «Знак Почета», премией Совета Министров СССР и многими другими наградами.

Но для Омска Михаил ХАХАЕВ был и остается не только архитектором, и даже не столько архитектором. Он – хранитель городской старины, защитник омского культурного своеобразия. Собственно, свою профессиональную деятельность на земле Прииртышья в конце 1960-х ХАХАЕВ начал с изучения истории и архитектуры города, сбора и упорядочения информации о памятниках, имевших историческое, культурное значение. Долгие годы он был активистом Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а когда в стране началась перестройка, с головой ушел в общественную жизнь. Во второй половине 1980-х годов в Омске создаются филиалы культурно-просветительских общественных организаций: Советский фонд культуры, общество «Мемориал». В отделении Фонда культуры Михаил ХАХАЕВ на протяжении 18 лет был руководителем совета «Культурное наследие и современность». Председатель Омского отделения Фонда культуры профессор Николай ТОМИЛОВ вспоминает:«В нашей дружной и довольно сплоченной фондовской организации Михаила Макаровича все уважали и любили. Скромный, обаятельный, внимательный и коммуникабельный, он вызывал к себе искреннее уважение своей мудростью, принципиальностью, огромным трудолюбием и дисциплинированностью во всех своих и не своих делах. Все эти годы посещал все наши разноплановые заседания, если не мог (что было крайне редко) прийти на президиум, то всегда предупреждал об этом и извинялся за отсутствие».

Еще в 1985 году Михаил ХАХАЕВ обратился к первому секретарю Омского обкома КПСС Сергею МАНЯКИНУ с инициативой восстановления Тарских ворот крепости. Памятуя о скандальных обстоятельствах сноса ворот в 1959 году, идею тогда «завернули». А накануне 275-летия Омска, в 1991 году, о воротах опять вспомнили, был объявлен сбор средств на их восстановление. Проектно-сметная документация была подготовлена ХАХАЕВЫМ на общественных началах, после чего он вместе с председателем «Клуба любителей старины» Игорем КОНОВАЛОВЫМ вызвался проконтролировать ход ведения работ.

В начале 1990-х годов в Омске заговорили о необходимости создания монумента жертвам сталинских репрессий. Спорили не один год, долго и шумно. Проектов было множество, вплоть до памятника в виде тюремного коридора. И возможно, что памятник репрессированным в Омске вообще бы не появился, если бы за дело не взялся Михаил ХАХАЕВ. Этот проект, также как и проект восстановления Тарских ворот, он создавал без расчета на заработок, в свободное от основной работы время. Михаил Макарович говорил, что народные трагедии, такие, как война или массовые репрессии, в скульптуре выразить сложно. Поэтому предложил свой лаконичный по форме проект. Так в центре Омска появился известный памятник – белая часовня, поднимающаяся посреди деревьев, подобно свече, в память обо всех убитых и замученных в годы сталинского террора.

Но даже этот скромный, некрикливый памятник вызвал у омских сталинистов бурю негодования. К архитектору приходили на работу люди, доказывающие, что никаких репрессий не было, а СТАЛИН – лучший правитель в истории России, звонили по телефону с угрозами, обещали взорвать монумент ночью, не допустить его открытия. Вопреки всем этим обстоятельствам Михаил ХАХАЕВ довел дело до конца, и памятник жертвам сталинских репрессий в Омске все-таки появился. Произошло это осенью 1994 года. Хотя самому зодчему политический радикализм был несвойственен. В одном из интервью он даже сказал, что считает снос всех памятников Сталину после ХХ съезда КПСС ошибкой: «Сталин – история страны. А историю нельзя исправлять сносом памятников».

В начале 1990-х годов Михаил ХАХАЕВ активно выступал за передачу Омской епархии здания Шкроевской церкви на улице Куйбышева: «Речь о том, чтобы вернуть собственность епархии, которая больше других способная возвратить церкви ее былую красоту». В 1997 году благодаря ХАХАЕВУ на улице Ленина была восстановлена часовня во имя Иверской Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского. В 1999 году на территории Омского кадетского корпуса была построена часовня святого Георгия Победоносца. В 1996 году по проекту ХАХАЕВА был реконструирован воинский мемориальный комплекс на Старо-Северном кладбище. В последний год жизни архитектор активно занимался изучением истории восстанавливаемого Успенского кафедрального собора, искренне радуясь тому, что «судьба дала возможность хоть немножко помочь великому делу возрождения храма».

Еще в 1980-е годы благодаря Михаилу ХАХАЕВУ был разработан, утвержденный омским горисполкомом проект четырех охранных зон памятников истории и культуры и четырех зон регулируемой застройки. Согласно этому решению был определен статус охранной зоны «как территории, где расположены памятники истории и архитектуры, в пределах которой запрещается любое строительство». Решение городских властей предусматривало также «возможности ведения строительства с учетом восстановления памятников истории и культуры с целью сохранения архитектурно-пространственной среды». Но, к сожалению, сегодня этот проект уже забыт. А сколько еще осталось нереализованных  замыслов. И памятник сибирякам – участникам Отечественной войны 1812 года, и музей декабристов, и памятник Михаилу ПЕВЦОВУ, и возвращение исторических топонимов, и многое другое.

Михаил ХАХАЕВ был убежденным сторонником концепции непрерывной линии озеленения города, сохранения парков и скверов и неприкосновенности их территорий. Когда в середине 2000-х годов на территории Омской крепости под видом якобы восстановления генералитетского дома начались вырубки зеленых насаждений, ХАХАЕВ, не стесняясь называть вещи своими именами, на страницах печати четко обозначил свое отношение к деятельности коррумпированных чиновников из городской архитектуры. Интересно, что бы он сказал про сегодняшних «временщиков»?

Спустя 12 лет со дня внезапного ухода Михаила Макаровича из жизни, иначе видится реальный масштаб его личности. Будучи состоявшимся и успешным архитектором, крупным функционером от архитектуры, он среди первых бросался на защиту простых людей, для которых не желал участи жить в грязном, загазованном городе. Тратил силы, здоровье, отстаивая памятники архитектуры, неповторимость исторического ландшафта Омска. Чтобы город не превратился в безликий пустырь, заставленный бетонными коробками. И сегодня вряд ли стал бы отмалчиваться, если бы видел весь этот бардак вокруг «реконструкции» крепости, убогих «стилизованных» новоделов, вырубки скверов, парков и бесстыдного «кронирования», установки каких-то уродливых заборов и решеток в историческом сердце Омска.

Михаил ХАХАЕВ оставил омичам множество интереснейших задумок и нереализованных планов. Сумеем ли мы по достоинству оценить наследие выдающегося городского зодчего? Вопрос по-прежнему открытый. Конечно, идеал, как правило, недостижим. Но это не значит, что к нему не нужно стремиться.

 

Иллюстрации:

1. Игорь КОНОВАЛОВ и Михаил ХАХАЕВ на работах по восстановлению Тарских ворот Омской крепости. 1991 год

2. Михаил Макарович ХАХАЕВ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/oktyabr/38/omskiy-zodchiy-mihail-hahaev