Константин ПОЛЕЖАЕВ: «Люди в ГУКСе оказались не готовы к обрушившемуся на них объему»

Дата публикации: 28 сентября 2017

В Заксобрании искали виновников неосвоения 250 млн рублей, поступивших из федерального бюджета на дороги

Много интересных подробностей о том, как в Омской области осваивают средства на ремонт и реконструкцию дорог, выяснилось на заседании комитета регионального парламента по аграрной политике, природным ресурсам и экологии 21 сентября.

Разговор начался с отчета региональной КСП, проверившей Исилькульский, Горьковский и Черлакский районы на предмет освоения в 2016 году субсидий на ремонт дорог местного значения по программе «Устойчивое развитие сельских поселений». Больше всего нарушений, по словам аудитора КСП Виктора СОРОКИНА, обнаружено в Горьковском районе, где администрация сельского поселения неправомерно приняла и оплатила работы более чем на 1,2 млн рублей, и по всем 20 контрактам, заключенным за год поселением, не была сформирована документация в полном объеме.

– Не все главы прониклись степенью ответственности перед законом и населением. При отсутствии квалифицированных специалистов в администрациях поселений и недостаточном контроле со стороны ГРБС мы видим нецелевое расходование, а это обязывает муниципалитеты возвращать средства в областной бюджет, – прокомментировал СОРОКИН.

О том, что происходит с освоением средств в текущем году, депутатам рассказал замминистра строительства и ЖКК региона Дмитрий ХРИСТОЛЮБОВ. По его словам, по сельским дорогам выполнено порядка 75% работ, профинансировано порядка 40% выполненных работ, готовятся документы на сумму около 350 млн рублей. «Процент освоения в прошлом году по программе «Устойчивое развитие сельских территорий» сложился на уровне 92-93%, в этом году ожидаем примерно такой же результат», — заявил ХРИСТОЛЮБОВ. С освоением средств Росавтодора, выделенных на реконструкцию 15 объектов, все намного хуже – Москва дважды меняла долю софинансирования, последний вариант соглашения с Росавтодором был подписан в конце июня, в итоге только в августе провели торги, работы сейчас ведутся, но есть риск невыполнения в полном объеме.

– Нас не устраивают ваши 92-93% в этом году и в том году. Если в прошлом году не освоили 7%, то в этом году должны были освоить 107%, с учетом прошлогоднего неосвоения. Терять по 5 – 7% средств каждый год в сельском хозяйстве, на наших дорогах? Не пойдет. Бюджет на то и бюджет, чтобы его исполнять на 100%, а обвинять Москву не надо, – возмутился председатель комитета Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ. Ссылаться на недостаточную квалификацию районных специалистов депутат тоже считает неправильным: зарплату же они получают в полном объеме.

ХРИСТОЛЮБОВ завел тему о том, что минстрой хочет сейчас снова отнять у муниципальных образований полномочия заказчиков, чтобы подведомственное бюджетное учреждение вместе с ГУКСом (Главным управлением контрактной системы Омской области) проводило торги на муниципальные объекты и потом осуществляло контроль. Депутаты усмехнулись: какое-то время назад в этом же кабинете чиновники вместе с главами районов доказывали, что полномочия надо передать муниципалитетам, и так будет эффективнее.

По словам главы регионального минсельхоза Максима ЧЕКУСОВА, для аграриев дороги по-прежнему самая болезненная тема. «Оконешниковские фермеры так и говорят: заберите у нас все субсидии, только дайте нам дорогу. И в прошлом году меня отчитывал министр сельского хозяйства РФ ТКАЧЕВ при всех моих коллегах за то, что у нас освоение Росавтодора составило 11%. В этом году, я так понимаю, будет чуть больше. Но на самом деле это катастрофа, Федерация дает деньги, а мы их не осваиваем. И речь идет как раз о деньгах на подъезды к сельхозпредприятиям и социально важным объектам. В минстрое только на моей памяти уже четвертый министр», – прокомментировал ЧЕКУСОВ.

В финале обсуждения всех добила цифра, заявленная ХРИСТОЛЮБОВЫМ, – неосвоение по дорогам по итогам года составит порядка 250 млн рублей.

Глава Омского района Геннадий ДОЛМАТОВ причины неосвоения видит в несовершенстве 44-ФЗ. По его мнению, процедуры, предусмотренные законом, неоправданно затянуты, а уж если попадется неблагополучный подрядчик, то и вовсе изменить что-то в конце года невозможно. «Нужна система, которая позволяла бы моментально реагировать на любые проволочки с контрактами, нужно обращать внимание законодателей на 44-ФЗ. У нас про этот закон шутка ходит: «КУДРИНА нет, а дело его живет», — добавил ДОЛМАТОВ. ХРИСТОЛЮБОВ с ним согласился, но заметил, что многое все же зависит от активности районных властей: кто-то быстро бегает, а кто-то «отнесет документы в ГУКС, и они там лежат».

Альтернативный взгляд на ситуацию высказал обычно отмалчивающийся депутат Константин ПОЛЕЖАЕВ, он же главврач областной больницы:

– Когда до централизации работали, проблем не было и с 44-ФЗ. Как только создали ГУКС, провели централизацию на уровне министерств, начались проблемы. Люди в этих структурах оказались не готовы к тому объему, который на них обрушился, и структуры сами не готовы. У меня было 1500 договоров, а в этом году 3000 договоров, потому что не смогли провести конкурсы. Пришлось закрывать разными договорами, чтоб не остановить лечебный процесс.

Члены комитета согласились, что и эта точка зрения имеет право на жизнь. Как подчеркнул Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ, при всем многообразии мнений основная проблема в том, что системно тему никто не поднимает – ни профильные министерства, ни районы, ни сам губернатор, ни органы контроля и надзора.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/sentyabr/37/94687