Макдоналдс за три года открыл четыре ресторана в Омске.
При этом планировал вдвое больше. Почему так случилось и какие выводы о работе в городе сделали учредители сети, корреспонденту «КВ» Наталье ВИРКУНЕН рассказал старший региональный управляющий Артем ПАВЛЕНКО.
– Артем, скажите, Омск – сложный город, какие выводы вы сделали три года спустя?
– Макдональдс работает в Омске менее трех лет. И это только стадия развития. Процесс открытия и становления ресторана довольно кропотлив – начиная от выбора и согласования локации предприятий, организации бесперебойной поставки продуктов и заканчивая формированием команды ресторанов. Мы видим потенциал в увеличении количества гостей в ресторанах.
– Изначально сетью было заявлено 8–10 точек открытия в Омске. Почему скорректировали планы?
– В ближайшие годы мы все еще планируем открытие одного-двух ресторанов. Пока не могу сказать, где они будут расположены. Все в стадии согласования, и если документы не подписаны, то не хотелось бы забегать вперед. Но мне искренне нравится город. Он имеет большой потенциал, потому что многие еще не привыкли питаться вне дома. В Москве люди, в силу темпа жизни, в основном едят за пределами своих квартир. Когда мы открывали рестораны, мы и не ожидали, что здесь будет большое количество посетителей, очередей. Но планируем прорабатывать серьезные программы, привлекая посетителей, например, кофе и десерт за 99 рублей. Сейчас также предлагаем пять продуктов в меню по 50 рублей. Главное – больше рассказывать о себе и делать это в разных сегментах аудитории. Может быть, не так быстро идут некоторые процессы, как бы нам хотелось, но они идут.
– Когда планируете окупиться и выйти на оперативную рентабельность?
– Не уполномочен говорить на такие темы, которые являются коммерческой тайной компании.
– Сколько посетителей у Макдоналдс в Омске?
– В среднем каждый день около 4 000 посетителей, в выходные дни – больше, и более 1 млн человек по всей сети в России.
– Омские посетители чем-то отличаются от иногородних? Вы уже составили портрет своей аудитории?
– В каждом из ресторанов – своя аудитория. В ресторане им. 30 лет ВЛКСМ присутствует большой поток школьников, студентов, есть бизнес-сегмент. В целом это посетители до 40 лет. Если мы возьмем СТЦ «Мега», тот ресторан больше посещают семьями. Там также есть «Мак Кафе», который предпочитает посещать бизнес-аудитория. В ресторане на пр. Мира также одни студенты. В ТЦ «Фестиваль» больше ходят люди старшего поколения. Скорее это связано с тем, что торговый центр расположен в спальном районе. В целом, как видите, нас посещают люди самого разного возраста.
– Вы отказались от земельного участка по пр. Королева. Почему?
– Информация некорректна, она не соответствует действительности. Данный земельный участок никогда не находился ни в собственности, ни в аренде у Макдоналдс.
– А что с земельным участком между краеведческим музеем и ТЮЗом?
– Повторюсь, что мы рассматриваем открытие одного-двух ресторанов. Но ни с точки зрения коммерческой тайны, ни с точки зрения корректности не могу ответить на ваш вопрос, потому что мы афишируем только ту информацию, по которой подписаны документы. Если мы будем по другому пути излагать информацию, можем поставить в неловкое положение собственника предприятия.
– Помещение в сквере им. 30-летия ВЛКСМ – верхний и нижний этажи продаются или сдаются в аренду. Вы как-то будете влиять на то, кто может здесь заняться предпринимательской деятельностью?
– Да, если потребуется.
– Каков средний чек в омском ресторане?
– Знаете, у нас блюда могут значительно отличаться по цене, поэтому про средний чек говорить сложно. Точно могу сказать, что в каждом чеке присутствует 3–4 позиции.
– Правда ли, что сеть предпочитает открывать рестораны на площадях, которые в собственности, а не в аренде?
– Нет, это не так. Все наши точки в торговых и развлекательных центрах находятся в аренде – такую форму собственности мы рассматриваем и достаточно успешно с ней работаем. При открытии мы исходим из реалий и возможностей данного места.
– Какие предпочитаете площади?
– Самые разные. В сквере им. 30 лет ВЛКСМ ресторан занимает 600 кв. м, в СТЦ «Мега» – 260 кв. м, еще два ресторана – до 500 кв. м каждый.
– Макдональдс всегда делает упор на детей. В Омске такая работа ведется?
– Да, с 26 по 30 декабря в трех ресторанах мы провели новогодние утренники. Такие мероприятия характерны для нас, они проходят каждый месяц. Могут быть приурочены к программе «Хэппи Мил», к спортивным событиям. И эти мероприятия бесплатны. В рамках мероприятий мы предлагаем игры, викторины, дарим подарки. Также планируем проводить в ТЦ «Фестиваль», где есть детская комната, дни рождения для маленьких посетителей. Планируем большую программу с детским хоккейным клубом «Авангард».
– Как-то боретесь со стереотипами о вредности быстрого питания?
– Мы не быстрое питание, а сеть быстрого обслуживания. Сейчас проводим в двух ресторанах дни открытых дверей. Мы приглашаем гостей заглянуть за кулисы ресторана. Наверное, это самая эффективная форма, когда мы готовы показать продукты, из которых готовим, раскрыть некоторые технологии и секреты.
– Как-то отслеживаете работу конкурентов?
– Рынок питания вне дома очень большой. С этой точки зрения в городе много мест, где можно поесть. Но своим уровнем сервиса, качеством и чистотой принято доказывать свои позиции. У нас есть четкая стратегия, и мы не оглядываемся на другие сети быстрого обслуживания.
– А как насчет заимствования технологий? Не пытаетесь отвоевать авторские права по заимствованным у вас технологиям?
– Макдоналдс пришел на российский рынок 26 лет назад, поэтому так или иначе любые наши коллеги по рынку что-то заимствовали у нас. Какие-то вещи проще копировать, чем создавать, почему бы и нет? Важно не только скопировать технологию, но смотреть на подход ресторана к посетителям в целом.
– Сколько позиций необходимо держать в меню?
– Кроме количества, важна эффективность. Мы не вводим те продукты, которые не будут успешными. Прежде чем ввести, мы проводим длительные тесты с большой выборкой. К тому же новые продукты вводятся сразу по всей сети. Меню по всей сети одинаковое. Иногда мы можем убрать какое-то блюдо, потому что, например, не можем доставить какой-то продукт в тот или иной регион, но это редкость. Если брать продукты группы сандвичей вместе с завтраками, то у нас более 35 позиций. И это меню очень стабильно.
– Какие сейчас тренды в питании?
– Летом – это мороженое. Сейчас в тренде десерты, у нас – пирожки с персиковым джемом. Еще больше стали пить кофе. «Мак Кофе», а этих точек всего две, занимает около 7% от всего объема наших продаж в Омске.
– Сколько посетителей питаются в ресторане, а какой процент пользуется услугой МакАвто?
– В Омске концепцией МакАвто пользуется около четверти посетителей, но потенциал в этом сегменте есть – в городе огромное количество машин. В целом в компании этот показатель доходит до 50%. Омичам предстоит привыкнуть к этому сервису. Хотя они уже активно осваивают МакЭкспресс – заказы в окне, без посещения ресторана. Эта доля ограничивается пока 10%.
– Сколько омичей работает в сети?
– Более 150 сотрудников. Когда открывались, управляющие ресторанов были командированные, пока не дорастили местных управленцев до наших стандартов.