«Такого роста бизнеса, заказов и интереса к продукции из березы, который есть сейчас, никогда не было ни в Советском Союзе, ни в царской России!»

Дата публикации: 25 января 2017

В Омской области создан Лесопромышленный кластер

19 января в Омске состоялось учредительное собрание ассоциации «Лесопромышленный кластер Омской области», в который вошло около 18 предприятий и организаций.

Прямо перед собранием региональный министр природных ресурсов и экологии Александр ВИНОКУРОВ провел совещание с предпринимателями и представителями науки, посвященное этому же вопросу.

Министр напомнил, что катализатором идеи кластера стал проект завода по производству OSB- плит в Тарском районе, разработанный финской компанией «Пеуру». Есть земля, поддержка ресурсоснабжающих организаций, поддержка региональной власти, наконец, но инвестор так и не находится. Речь идет о 99,5 млн евро инвестиций.

На учредительном собрании председательствовал заместитель директора по научной работе Омского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Бари ХАИРОВ, он же и возглавил новую организацию. В 2008 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Организационно-экономический механизм формирования взаимодействия предпринимательских и властных структур (на примере лесопромышленного комплекса)» и теперь может ряд ее положений воплотить в жизнь в рамках кластера.

Участниками кластера стали ООО «ОмскЛесТорг», ООО «Витязь», ООО «Вымпел», ООО «Бриг», СибАДИ, омский филиал «Финансового университета при Правительстве РФ» и другие. В руководство вошли гендиректор ООО НПК «Сибирский лес» Инна САВИНЫХ, а также председатель Омского научного центра СО АН Валерий КАРПОВ, генеральный директор ООО «АВА компани» Армен БАБАДЖАНЯН. Кстати, Армен Эдуардович выступил с речью о радужных перспективах лесопромышленного комплекса: «Такого роста бизнеса, заказов и интереса к продукции из березы, который есть сейчас, никогда не было ни в Советском Союзе, ни в царской России. Это стало следствием нескольких глобальных событий.

Первое. В Западной Европе и Северной Америке введены жесткие обязательные требования по подтверждению легальных источников происхождения древесины, чего не было раньше. До этого обходились человеческим желанием: хочу – сертифицирую, хочу – нет. Сейчас – нет. Если вы возьмете любой пакет сока в магазине и перевернете его, то на дне будет стоять значок FSC. Это значит, бумага, из которой сделан пакет, произведена из древесины, заготовленной легальными методами из сертифицированных источников. То есть регионы, страны, которые не сфокусировались на легализации своих запасов леса, отрезаны в принципе от западных рынков по любой бумажной и деревянной продукции, что создает просто сумасшедший дефицит сырья у всех.

Это лотерейный билет, который просто так выпал и Омской области, и регионам, которые готовы собраться, сфокусироваться, взять себя в руки и пройти процесс сертификации. Но благостный период продлится года два-три. Не больше. Потому что со временем все сертифицируются, получат необходимую документацию и преимущество исчезнет. Мы прорабатывали вопрос экспресс-сертификации заготовителей в Омской области и по этому поводу собирались в управлении лесного хозяйства. Но я хочу еще раз акцентировать: если предприятия хотят реально стать настоящими игроками в лесном бизнесе, это надо срочно делать. И это не стоит больших денег. Если вы хотите реально вскочить на подножку уходящего поезда, есть год, максимум, когда нужно пройти весь процесс и включиться.

Второе событие глобальное – эмбарго на заготовку древесины в Китае. Запрещены рубки в двух третях лесов Китая. Тот чес – назовем это так – китайских потребителей по кругляку и по доске, что вы сейчас видите по всей России, объясняется исключительно этим событием. Когда года три назад к нам приезжали представители министерства лесных ресурсов Китая, мы сидели в Ава-компании, и ими была сказана гениальная фраза: «Советский Союз не успел нас научить управлять лесами». То есть у них нет системы управления запасами леса, и когда там поняли, что еще чуть-чуть и Китай лишится лесов – они просто китайским методом запретили у себя заготовку: «Стоп!» Сейчас в течение 5 – 7 лет будут разбираться, кто владеет лесом, как за ним нужно ухаживать, какие нужны документы, будут готовить законы и так далее и тому подобное.

Эти два фактора создали в мире невероятный дефицит древесного сырья. Третье событие локальное – ослабление рубля. Это подарок такой промышленности с точки зрения экспорта и конкурентоспособности. Поэтому я считаю, что сегодня для создания лесопромышленного кластера лучшие перспективы за все последние годы». 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/yanvar/3/88867