Доходы муниципальных пассажирских предприятий в 2017 году вырастут, по его расчетам, на 17%
Директор департамента транспорта администрации Омска Алексей МАРТЫНЕНКО на комитете горсовета по вопросам ЖКХ и транспорта 18 января рассказывал, что ему удалось сделать с находящимися в сложной ситуации городскими ПАТП за те несколько месяцев, которые он пребывает в должности.
Чиновник напомнил, что с нового года отменены 27 маршрутов, на которых работали частные предприниматели, за счет чего прибавилось пассажиров на дублирующих муниципальных маршрутах. По словам МАРТЫНЕНКО, за прошедшие две недели муниципальным ПАТП уже удалось на отмене маршрутов заработать на 3 млн рублей больше, а до конца года дополнительные доходы составят около 150 млн рублей.
При этом маршрутную сеть в нынешнем состоянии новый директор дептранса оставлять не намерен. Он отметил, что сейчас идет проработка вариантов, какие еще маршруты можно сократить. Кроме того, мэрия намерена оплатить работы по изучению пассажиропотока и формированию новой маршрутной сети – средства на эти цели уже предусмотрены в бюджете, конкурсная заявка готова и будет размещена до конца января. Корректировки маршрутной сети будут вестись поэтапно и, по словам МАРТЫНЕНКО, также должны привести к увеличению на рынке доли муниципалитетов.
Еще одна задача, как подчеркнул докладчик, – повышать эффективность контрольных мероприятий в отношении частных перевозчиков. Впрочем, только за декабрь по ним составлено 69 протоколов ГИБДД об административных правонарушениях и 66 протоколов УГАДН, из которых большая часть – 42 протокола – за перевозку пассажиров при отсутствии карты маршрута, еще 4 протокола – за использование транспортного средства, не предусмотренного в карте маршрута. При этом, по словам МАРТЫНЕНКО, на ряд предпринимателей протоколы составлялись неоднократно, так, на ИП ГЕВОРГЯНА – 4 протокола за месяц, на ИП КРАМОРОВА – 5 протоколов и так далее.
Директор департамента также рассказал депутатам о планах по повышению дополнительных доходов, не связанных с перевозками по городским маршрутам, и сообщил, что планирует увеличить прибыль от реализации электронных проездных билетов. Для этого будет внедрен ряд сервисов: уже с марта МАРТЫНЕНКО рассчитывает ввести оплату проездных посредством электронного кошелька, а с августа – оплату проезда банковской картой непосредственно в автобусе. Наконец, дептранс разрабатывает варианты внедрения почасового проездного, который предоставит возможность в определенные промежутки времени ездить на муниципальном транспорте бесплатно. Это новшество, заимствованное в европейских странах, глава дептранса также рассчитывает внедрить до конца года.
Как результат привлечения дополнительных доходов, надеется директор департамента, будет то, что уже в 2017 году городские ПАТП смогут приобрести 30 новых автобусов в лизинг, что также положительно повлияет на доходы.
В целом по году МАРТЫНЕНКО прогнозирует рост доходов ПАТП на 17% к уровню прошлого года, в том числе за счет собственных доходов – на 11%. Рост пассажиропотока должен составить не менее 8%. Между тем у муниципальных перевозчиков остается достаточно большой объем просроченной кредиторской задолженности – на 1 января 2017 года она составляла около 360 млн рублей, из которых почти 300 млн – платежи по налогам и обязательным взносам, 38 млн – долги за ГСМ, остальное – за тягловую электроэнергию. Дептранс рассчитывает направить на погашение долгов большую часть средств, которые мэрия заложила на компенсации перевозчикам. По прогнозам МАРТЫНЕНКО, до конца года долги омских ПАТП удастся скостить до 150 млн рублей. Также департамент транспорта предлагает включить неиспользуемое имущество и площади ПАТП в программу приватизации. Это имущество ПП № 4, ранее принадлежавшее ликвидированному ПП № 1, а также имущество предприятия «Электрический транспорт» на улице Ватутина. Департамент рассчитывает выручить за счет этого более 330 млн рублей и направить средства на погашение межтарифной разницы.
Депутат Алексей САЯПИН обратил внимание МАРТЫНЕНКО на то, что в 2016 году транспортные предприятия позволяли себе производить закупки без конкурса – у единственного поставщика, тогда как можно было выйти на торги и сэкономить. Но директор департамента его заверил, что с 1 января текущего года законодательство запрещает МУПам закупать запчасти и прочую продукцию по 223-ФЗ, а предписывает руководствоваться № 44-ФЗ. Комитет оставил вопрос с транспортом на контроле и вернется к нему в апреле.