Омская мэрия не знает, как появились «Люба» и «Степан»

Дата публикации: 25 января 2017

Представители городской власти в арбитраже разводят руками – не могут найти в архиве договоры с авторами скульптур Сергеем НОРЫШЕВЫМ и Игорем ВАХИТОВЫМ

На очередном заседании суда по иску предпринимателя Романа РУДАКОВА к ООО «Омский ракурс», которое состоялось 19 января, стало известно, что правообладатель снизил сумму претензий за бездоговорное использование изображений городских скульптур «Люба» и «Степан» на целую треть – до 5,2 млн рублей. Также прояснилась позиция мэрии по поводу спора о защите интеллектуальной собственности известного омского скульптора Сергея  НОРЫШЕВА, автора многих популярных у омичей скульптур. Как пояснили представители администрации, точные обстоятельства появления «Любы» и «Степана» найти пока не удалось, но вполне возможно, что авторы передавали в то время все права муницпалитету.

Напомним, у предпринимателя Романа РУДАКОВА возникли претензии к подарочному альбому «Омские маршруты к 300-летию города», изданному тиражом в 3 000 экземпляров издательством «Омский ракурс» (исключительные авторские права на изображение скульптур «Степан» и «Люба» были переданы ему по договорам отчуждения в январе 2016 года). Правообладатель, у которого не спросили разрешения на использование фотоизображений скульптур, требовал сначала 7,8 млн рублей (умноженная на два средняя стоимость тиража фотольбома в розничной сети), а потом великодушно снизил претензии до 5,2 млн рублей (вычел стоимость тысячи штук фотоальбомов, приобретенных у издателя благотворительным фондом для подарков библиотекам).

Позиция ответчика не изменилась. Представители издательства по-прежнему делают вид, что не понимают суть претензий, уверяют, что никакие коммерческие цели при издании фотоальбома не преследовались, он издавался, мол, к 300-летию Омска с просветительско-познавательными целями, чтобы популяризировать достопримечательности города среди широких слоев населения, при этом и сам альбом, и фотографии в нем имеют самостоятельную художественную ценность, а себестоимость его значительно больше, чем розничная цена.

Мэрия вступила в дело в качестве третьего лица по инициативе отчетчика. Представители издательства были уверены, что администрация города поможет установить фактические обстоятельства, при которых скульптуры «Люба» и «Степан» были изготовлены, и за чей счет производились работы. Увы, ожидания не оправдались. Юристы мэрии лишь сообщили, что по решению Центрального районного суда данные скульптуры признаны бесхозяйными, сейчас они находятся на балансе администрации и за ними ухаживают городские структуры.

Какими именно в конце 90-х годов был взаимоотношения между городской администрацией и авторами «Любы» и «Степана» – осталось неясным, поскольку предъявить городу сегодня нечего, договоров заказа и другой первичной документации за давностью лет разыскать не удалось, а из областного исторического архива ответ еще не поступил. В мэрии предполагают, что авторские права могли быть переданы авторами администрации, но при этом не могут точно сказать, заказывались ли эти скульптуры, кем именно, при каких обстоятельствах они заказывались и получали ли авторы вознаграждение.

При всем при этом юристы мэрии уверены, что в данном случае можно применить нормы статьи 1274 ГК РФ, согласно которым допускается использование объектов авторского права без выплаты вознаграждения авторам или правообладателям, если это происходит в информационных, научных, учебных или культурных целях, а также нормы статьи 1276 ГК РФ, допускающие свободное использование произведений, постоянно находящихся в местах, открытых для свободного посещения. Улица Ленина – место не только открытое, но и историческое, а на спорных фотографиях, мол, изображена сама улица и скульптуры на снимках являются лишь фоном.

Специалист по защите интеллектуальной собственности Игорь КОЛЕСНИКОВ из юридического агентства «КОЛЕСНИКОВ и партнеры», представляющий в арбитраже интересы Романа РУДАКОВА, с мнением ответчиков и города не согласился. По его мнению, администрация города владеет на данный момент «железом», к авторским правам город  никакого отношения не имеет, и на спорных фотографиях изображена не улица, как нетрудно определить визуально, а объекты авторского права – конкретные скульптуры «Люба» и «Степан».

– Нарушение прав состоит в том, что были сделаны фотографии скульптур и без согласия правообладателя включены в альбом, который распространяется как коммерческое издание, – пояснил Игорь КОЛЕСНИКОВ. – Если исключительные права действительно передавались авторами городу, то у города должны быть документы, подтверждающие передачу прав. На сегодняшний день я их не видел. Администрация никаких доказательств не предоставляет. Если кто-то сомневается в наличии исключительных прав у РУДАКОВА – оспаривайте их наличие, а не спорьте о том, насколько омский «Степан» похож на пожарника, который в Братиславе.

Как уже сообщали «КВ», памятник сантехнику на пересечении улиц Ленина и Карла Либкнехта был установлен в Омске к Дню города в 1998 году. Изготовлена скульптура по инициативе омского мэра Валерия РОЩУПКИНА, который привез идею из поездки в Братиславу. Еще спустя год, 1 августа 1999-го, на другой стороне улицы Ленина была торжественно открыта  скульптурная композиция, посвященная Любови Гасфорт, жене генерал-губернатора Западной Сибири Густава Гасфорта.

Оба объекта очень быстро попали в список главных омских достопримечательностей. 28 декабря 2015 года решением Центрального районного суда города Омска эти скульптуры (наряду с другими работами Сергея НОРЫШЕВА и Игоря ВАХИТОВА) были признаны бесхозяйными и переданы в собственность муниципального образования городской округ город Омск.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/yanvar/3/omskaya-meriya-ne-znaet-kak-poyavilis-lyuba-i-stepan