Иосиф ДРОБОТЕНКО: «С таким же успехом соавторами «Любы» и «Степана» можно считать РОЩУПКИНА, ЯЛОВЕНКО и меня...»

Дата публикации: 01 февраля 2017

Судебный спор между предпринимателем РУДАКОВЫМ, обладателем исключительных прав на образы популярных омских скульптур «Степан» «Люба», и издательством «Омский ракурс», опубликовавшим фотографии скульптур без согласия правообладателя, обрастает новыми подробностями.

На очередном заседании в арбитраже появились представители муниципалитета и заявили, что пока не могут предъявить суду договоры с авторами скульптур Сергеем НОРЫШЕВЫМ и Игорем ВАХИТОВЫМ. Пока нашелся только договор с ОМО им. Баранова на отливку «Любы». В связи с этим обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ попросил вспомнить обстоятельства установки скульптур непосредственного участника тех событий – Иосифа ДРОБОТЕНКО, который возглавлял во времена мэра РОЩУПКИНА управление городского дизайна и рекламы в департаменте недвижимости.

– Иосиф Иосифович, сейчас в суде пытаются выяснить обстоятельства, при которых были установлены «Степан» и «Люба». Вы же принимали в этом непосредственное участие?

– Вообще департамент недвижимости в то время ежегодно старался сделать подарок омичам к Дню города. В 1997 году, когда я только вступил в должность, была сделана подсветка улицы Ленина. Скульптуру сантехника на пересечении улиц Ленина и Карла Либкнехта поставили к Дню города в 1998 году. Еще через год на другой стороне улицы поставили композицию, посвященную Любови Гасфорт, жене генерал-губернатора Западной Сибири. Я лично принимал участие в установке обеих скульптур. Еще раньше в качестве подарка омичам были установлены «Достоевский» напротив Воскресенского сквера и «Дон Кихот» возле ТЮЗа. Как все это происходило? Сначала высказывалась идея, потом она коллективно обсуждалась, предлагались разные варианты. Идея поставить памятник «Любе» была связана, естественно, с Любинским проспектом, а идею сантехника, который вылазит из люка, РОЩУПКИН Валерий Павлович привез тогда из поездки в Братиславу. И омичи этим скульптурам радовались, стали сразу фотографироваться с ними, тереть нос «Степану», присаживаться на скамейку к «Любе», у людей была масса позитивных эмоций. Эти скульптуры стали новыми точками притяжения. И все ждали, кстати, новых подарков от администрации города, гадали, что появится к следующему Дню города.

– Авторы скульптур деньги получили? НОРЫШЕВ вспоминает, что ему заплатили всего 9 тысяч рублей за «Степана» и «Любу».

– Я не помню суммы, которую заплатили скульптору. Могу предположить, что в то время эта работа столько и стоила. Можете не сомневаться, все расчеты со скульптором проводились законно, все необходимые договоры подписывались, вся оплата проходила через департамент недвижимости. Все документы в архивах должны быть обязательно, их можно посмотреть и выяснить, кто кому и скольку заплатил. Эти документы не могли потеряться. И принимались скульптуры департаментом недвижимости, и я был участником той комиссии, которая принимала эти работы. Как правило, возглавлял комиссию либо сам мэр, либо директор департамента. На мой взгляд, ни НОРЫШЕВ, ни ВАХИТОВ не имеют права сегодня распоряжаться собственностью города Омска.

– Они уступили авторские права, которые, по их словам, не передавались городу...

– Работа была исполнена автором и оплачена заказчиком. Когда договоры заключались, передача прав на использование интеллектуальной собственности подразумевалась. Проблема в том, на мой взгляд, что не было тогда такого законодательства об авторском праве, как сегодня. Это во-первых. Во-вторых, мне непонятны претензии ВАХИТОВА, который являлся в то время работником департамента недвижимости. Я возглавлял управление городского дизайна и рекламы, а он был моим заместителем, главным дизайнером. Он выполнял свои непосредственные обязанности и получал за это зарплату. И присваивать себе интеллектуальную собственность города – это неправильно, я считаю. Так не должны поступать люди. Это не ВАХИТОВ с НОРЫШЕВЫМ сделали подарок омичам, а администрация города. Я уважаю их обоих, но так нельзя себя вести. Понятно, что они просто продали свои права, а в суд обратился предприниматель, но суть от этого не меняется.

– И все же с юридической точки зрения ВАХИТОВ является соавтором...

– Вполне может быть, что с юридической точки зрения он и является соавтором, спорить не буду. Я говорю про моральное право. С таким же успехом соавторами «Любы» и «Степана» можно считать и РОЩУПКИНА, и ЯЛОВЕНКО, и меня. Мы все собирались в мастерской у НОРЫШЕВА не один раз, обсуждали эти работы, принимали решения. А я вообще был ближе всех к возможности вписать себя соавтором.    

– Время было интересное в конце 90-х...

– Да, нам тогда много интересного удалось сделать. И скульптуры ставили, и малые архитектурные формы, украшающие город. Привели в порядок улицу Ленина, которая была залита грязью, подвалы все подняли, причем сделали это не за счет бюджета. Хорошие воспоминания у меня остались и от работы в качестве вице-мэра в команде ШРЕЙДЕРА Виктора Филипповича. Мы в середине 2000-х тоже смогли сделать много знаковых и нужных для города объектов. Были построены два ледовых дворца, футбольный манеж, родильный дом на Герцена, сделаны капитальные ремонты улиц Красный путь, Масленникова, Омской, Орджоникидзе, 10 лет Октября и многих других. В это же время родился и указ президента о праздновании 300-летия Омска. К этому документу я имею самое непосредственное отношение, и мне жаль, что подготовка к 300-летию получилась такой усеченной.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/yanvar/4/89046