Развивать туризм в регионе, который традиционно считается нетуристическим, Наталья НАГАЙНИК начала не столько в коммерческих целях,
сколько потому, что точно знала: в Омской области есть красивые места, куда стоит съездить. В итоге через год она попала в финал Всероссийского конкурса «Молодые предприниматели России». Об омском туризме, его особенностях и планах омского туроператора «Увлечен и Я» она рассказала корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.
– Наталья, вы окончили географический факультет, куда рассчитывали пойти работать?
– В начале 2000-х годов набирала популярность деятельность турагентств, появилась профессия менеджера по туризму. Я решила, что выучусь на учителя географии, а потом окончу курсы менеджеров. Но в итоге пошла по другому пути. Сначала работала в мерчендайзинге и промо и преподавала в УЦ «Ориентир», Омском региональном институте и Омском колледже транспортных технологий. Промо приносило деньги, а преподавание – удовлетворение. Через три года оставила преподавание и купила франшизу «Квестория». Это живые квесты в формате детективных игр, которые проводятся на любой территории. Франшиза российская, она представлена более чем в 50 городах. Сначала было интересно, но через некоторое время я поняла, что невозможно купить бизнес, его нужно строить самому.
– Вы отрицаете работу франшиз в принципе?
– Мне очень не хочется этого делать (смеется), потому что мы сами собираемся в будущем выпускать франшизу Школы юного путешественника. Но я поняла, что надо было сначала влюбиться в нее, а потом покупать. В итоге передала бизнес и сейчас все успешно работает. Сама я на тот момент уже занималась другим делом. Мы хотели популяризировать туризм в регионе и в 2011 году создали общественную организацию «Центр развития туризма «Увлечен и Я». Многие омичи не знают о красивых местах в своем родном регионе, и мы стали возить туда для начала своих друзей.
– Чтобы вывезти друзей за город, не обязательно организовывать общественную организацию…
– На тот момент мы не понимали, что такое сегментирование аудитории, хотели донести до всех омичей, что в нашем регионе есть классный отдых. Начали с друзей, как с самого доступного пути. Они расскажут своим друзьям и запустят сарафанное радио.
– Наталья, какие направления у вас работают?
– В летний период есть порядка десяти постоянных направлений. Зиму в Омской области еще долго нужно прорабатывать. За пять лет нам удалось раскрутить несколько маршрутов. Это горько-соленое озеро Эбейты в 180 километрах от Омска, трехчасовой сплав на байдарках по Оми от села Борки до села Сыропятка в Кормиловском районе. Мы маршруты строим по определенным правилам. Во-первых, из одного объекта его не построишь. Во-вторых, если это поездка одного дня, то должно быть недалеко от города. В-третьих, в каждом туре должен быть прием пищи. В-четвертых, должен быть интерактив – катание на лошадях, кандальный путь, мастер-классы или что-то другое. Музеи людям уже не так интересны.
Затем в Горьковском районе маршруты в село Серебряное и на «Берег Драверта», где, находясь на дне оврага глубиной 30 метров, создается ощущение, что ты в каньоне. Еще ездим на Московско-сибирский тракт в Большие Уки.
– А есть туры на несколько дней?
– Конечно, например, «В краю пяти озер» рассчитан на три дня. В него входит посещение трех из них: Линево, Щучье, Шайтан. Пятое озеро – потаенное, кто его найдет, тот обретет вечную молодость и здоровье. Многие верят в легенды об аномальной зоне, местах силы. Кроме того делаем сплавы: недельный по реке Таре, в августе, когда уже нет комаров и гнуса, но есть грибы, ягоды и шикарная рыбалка, – по реке Шиш, где тайга, нет цивилизации, связи, деревень. Сейчас стали делать экстремальные сплавы по рекам Туй и Уй. Они проходят в сентябре-октябре, когда на севере региона уже заморозки. В него идут люди, которые хотят проверить себя.
– Для привлечения туристов иногда легенды придумывают, вы пользуетесь таким приемом?
– Нет, наше образование не позволяет этого делать. Кандидат географических наук Анна СТАТВА, которая со мной работает, может рассказать легенду о пяти озерах, но всегда говорит, что это только легенда, и знакомит с научной точкой зрения на происхождение озер.
– Зимних экскурсий нет совсем?
– Есть, но по сравнению с летом их мало. Летом 2016 года на турах выходного дня с нами побывали 1500 человек, а в зимний период буквально 100-200. Зимой мы возим в Азово на пивоваренный завод, в Большеречье в резиденцию Деда Мороза, в Окунево на трехдневный тур с баней, катанием на ватрушках, лыжах.
– Когда же общественная организация переросла в коммерческую?
– Общественная остается, а ООО я открыла в 2015 году, когда появилось очень много коммерческих заказов и туры по России. Мы зарегистрировались как туроператор. У общественной организации остались проекты по популяризации географии и туризма, фестиваль «Турфест», игра на местности «Геоквест», грантовая деятельность. В прошлом году мы выиграли грант Фонда Тимченко на работу с пожилыми людьми – организовывали Школу экскурсионного дела, где обучили порядка 50 человек.
– Наталья, вы работаете по всей России?
– Да, мы туроператоры по внутреннему туризму. 95 процентов нашей деятельности приходится на собственные туры.
– Какие поездки вы организуете по стране?
– Около 20 туров в год – это сплавы по рекам России, пешие маршруты в горы, экскурсии в города – Тобольск, Екатеринбург, Казань, Тюмень. Очень любим событийный туризм. Несколько лет назад начали возить в Тобольск на фестиваль «Абалакское поле». В 2016 году впервые возили на Международный фестиваль воздухоплавания в Кунгур. Стараемся находить интересные события. Есть у нас и эксклюзивы, так, в прошлом году реализовали тур на Камчатку. В этом году их уже будет два – лайт-версия и для тех, кто способен покорить несколько вершин. Тур не дешевый, за две недели (без дороги) придется заплатить либо 68 тысяч рублей, либо 28 тысяч, если согласны жить в палатках.
– Поделитесь планами по развитию бизнеса?
– Развить Школу юного путешественника, сделать франшизу. Сейчас она привязана к нашей организации, а вот кто будет ее представлять в других регионах, мы пока не знаем. Думаем над увеличением маршрутов по Омской области и России. Вот в выходные посетили экоферму «Планета коров», созданную в индийской манере, где корова – это священное животное и ее не едят. Хозяева – русские, занимаются фермерством и развивают агротуризм.
– Вы участвовали в финале Всероссийского конкурса «Молодые предприниматели России». Как вас оценило жюри?
– Было несколько номинаций – «Производство года», «Социальный бизнес года». Я выступала в номинации «Работодатель года». Жюри интересовало два фактора: насколько твой бизнес рентабелен и успешен и что ты как работодатель делаешь для сотрудников. Многие делали упор на социальную деятельность организации, финансовые показатели, у них не было четкого понимания, на какую номинацию приехали. У меня оно было, и я рассказывала о том, как мы стараемся наших сотрудников увлечь работой и реализовать их потребности и амбиции. Максимум, что их ждало, – это работа учителем географии, потому что у нас не туристический регион, а мы даем им возможность путешествовать. Вот наша сотрудница Мария свозила людей на Камчатку и понимает, что, если бы не мы, она бы туда вряд ли попала. Мы заботимся об экологии: в офисе стоят контейнеры под батарейки и макулатуру. Я сказала жюри: «Вы знаете, где Омск? Это на границе с Казахстаном. У нас нет ни моря, ни гор, но мы развиваем туризм».
– А что с рентабельностью?
– 30 процентов. Аналитики говорят, что у туроператоров она должна доходить до 50. Но мы подходим к этому вопросу философски: понимаем, что туристический рынок Омска – это еще формирующийся бренд. Для нас важнее свозить людей, чем получить материальную отдачу. Главная задача – наращивание количества выездов и комплектации. Сейчас заполняемость выездов порядка 70 процентов. Надеемся за год довести до 100.
– Какую награду вы получили на конкурсе?
– Нам дали грамоту и значок. Кому говорю – не верят. Там было интересно с точки зрения общения с предпринимателями из других регионов, с точки зрения организации чувствовались недоработки.
– Наталья, есть ли у вас хобби при таком бизнесе?
– Очень люблю читать. И художественную литературу, и по бизнесу, и по развитию. Для меня нет ничего лучше, чем спрятаться в уголке с книжкой. Люблю бумажные издания, хотя, конечно, приходится читать и электронные. Моя мечта – иметь дома большую библиотеку.
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»