Виктор СЛАВКИН
Разноцветные тетради. «Записи на обратной стороне жизни»
М.: Галактика, 2017 год. — 592 стр.
Тираж 2 000 экз.
Совсем не чепуха
Тот самый отец «взрослой дочери»
«Почему я вот уже пятнадцать лет веду эти «Разноцветные тетради»? Из жизни вышла мура, чепуха, пыль… Но хоть эту муру, пыль, ничто я могу потрогать», — такой эпиграф из записей Виктора Иосифовича предпослал книге издавший ее Марк Розовский. Тому, кто жил в Советском Союзе и запамятовал Виктора СЛАВКИНА (1935-2014), достаточно услышать о взрослой дочери молодого человека и тогда припомнится все. Первая запись была сделана СЛАВКИНЫМ в марте 1969 года. Страна медленно входила в застой, перспективы терялись в густом идеологическом тумане. Через десять лет по пьесе СЛАВКИНА «Дочь стиляги» режиссером Анатолием Васильевым на сцене Московского драматического театра им. К. С. Станиславского был поставлен спектакль «Взрослая дочь молодого человека», который прогремел на всю страну и сделал их знаменитыми. «Взрослую дочь» в постановке Васильева расценили как театральную революцию. Спектакль «Серсо», поставленный Васильевым в 1985 году опять же по пьесе СЛАВКИНА, общепризнан как шедевр русского психологического театра.
«Блестящие наблюдения, точные, часто нелицеприятные оценки, убийственные характеристики... Лица, которые упомянул и прославил зоркий автор этой сенсационной книги, — люди отнюдь не одного круга. Это — иногда случайные знакомые, иногда друзья и коллеги. Но все в одном плавильном котле, в каше будней ушедшего времени. С разными амбициями, положениями, репутациями и без таковых, чаще близкие мирам театра и литературы, знаменитые и незнаменитые, честные и мошенники, таланты и бездарности, выскочки и приспособленцы, лентяи и труженики. Все они слиплись меж собой благодаря прицельному глазу драматурга, который в каждом видел потенциального персонажа некой большой ненаписанной пьесы», — анонсируют книгу издатели.
Е.К.
|
Блэр ТИНДАЛЛ
Моцарт в джунглях
М.: АСТ, 2018 год. – 478 стр.
Тираж 2 000 экз.
«Не спрятаться от музыки»
Закулисная жизнь Нью-Йоркского оркестра
«Шестидесятые бушевали, меняя весь мир, но не затрагивая Вену, которая как будто застыла в прошлом. Мы пытались жить как настоящие австрийцы, ели шницели в «Аугуштиненкеллер», сладкие сливочные трубочки в кондитерской и абрикосовый торт «Захер», запивая его какао с взбитыми сливками. На Карнтнерштрассе струнный квартет играл Бетховена, и прохожие кидали в раскрытый футляр от скрипки десятишиллинговые монеты», — знаменитая гобоистка вспоминает детство. Ее отец, после войны ставший университетским преподавателем, отправился с женой и детьми в Европу, куда его пригласили читать лекции по американской истории в Университет Вены. «От классической музыки было не спрятаться. «Веселую вдову», оперетту Франца Легара, играли в Фольксопере, то есть Народной опере, неподалеку от нашей квартиры, и ее музыка наполняла улицы. Когда мы отправлялись за покупками на крытый рынок девятнадцатого века, свет лился сквозь огромные окна высоко над головой, и мы сразу становились частью повседневной местной жизни. Мясник фальшиво распевал оперные арии, заворачивая мясо в Die Presse. Старуха, продававшая молоко с толстым слоем сливок сверху, мурлыкала знакомую мелодию из «Веселой вдовы». Однако если читатель будет ожидать далее минорного и гармоничного рассказа о музыке в жизни маленькой девочки, то он ошибется. Неполиткорректно, умно, зло и смешно – так говорит о книге критика. Американская гобоистка Блэр ТИНДАЛЛ знакомит желающих с жизнью оркестрантов, дирижеров и прочих обитателей таинственного и закрытого мира классической музыки. «Прослушивания, репетиции, дружеские попойки, борьба за выгодные подработки и выступления порой в ужасающих условиях — оказывается, жизнь музыкантов симфонического оркестра не так возвышенна и безоблачна, как нам казалось», — усмехаются издатели и напоминают, что по этой книге снят одноименный сериал, в котором сыграли такие звезды мирового кино, как Малкольм Макдауэлл и Гаэль Гарсиа Берналь.
Е.К.
Джон ГРИШЭМ
Афера
Пер. с англ.
М.: Издательство: АСТ, 2018 год. – 416 стр.
Тираж 12 000 экз.
Юристы тоже плачут
Новый роман от американского мастера
«В конце года, как всегда, наступили праздничные каникулы, хотя в доме Фрейзеров радоваться особо было нечему. Миссис Фрейзер по обыкновению украсила маленькую елочку, упаковала в красивую бумагу кое-какие дешевенькие подарки, испекла домашнее печенье, которое на самом деле никому не было нужно, и, возясь на кухне, весело подпевала, как обычно, без остановки льющемуся из стереопроигрывателя «Щелкунчику», как будто праздник и впрямь был веселым. Дела обстояли как угодно, только не весело. Мистер Фрейзер ушел из дома тремя годами раньше, и если о нем здесь вспоминали, то только с презрением. Сразу после своего ухода он съехался со своей молодой секретаршей, которая, как выяснилось, уже была беременна. Миссис Фрейзер, брошенная, униженная, надломленная, подавленная, тем не менее не сдавалась». Не всем удаются праздничные дни, однако если младший сын у миссис Фрейзер пошел по кривой дорожке, то старший – Марк – подавал большие надежды. Которые, впрочем, могли надеждами и остаться… Дело в том, что студенты частной юридической школы «Фогги-Боттом» Марк, Тодд и Зола мечтали изменить мир к лучшему, а стали жертвами аферы владеющего этой школой фонда. Оказалось, фонд заинтересован лишь в том, чтобы опутать будущих адвокатов сетью огромных долгов по кредитам за обучение. Однако Марк, Тодд и Зола не намерены опускать руки. Они собираются использовать все полученные в школе знания и любые юридические лазейки, чтобы противостоять фонду. А если закон окажется на стороне могущественных мошенников? Неужели придется действовать не вполне законными методами?..
ЕК.
Закон дальнего космоса.
Серия «Абсолютное оружие»
М.: Эксмо, 2007 год. 448 стр. Тираж 7100 экз.
Быль о маленьком звездолете
Там вдали, там, возле синих звезд Солнце Земли…
Повесть Леонида КАГАНОВА «Майор Богдамир спасает деньги» начинается с обнаружения недалеко от Сириуса двух трупов инкассаторов и пропажи космического броневика с миллиардом долларов. За расследование взялись майор Богдамир и его напарник – генетический модифицированный разумный пингвин Кеша. Повесть заработала «Серебряный РОСКОН» (второе место) в своей номинации в 2007 году. Автор многих шуток уже почти забытого телевизионного юмористического шоу «ОСП-Студия» откровенно развлекается и хохмит, сочинив пародию на расследования будущего. С одной стороны, посреди многих весьма невыразительных текстов сборника его клоунский нос оживляет читателя, с другой — именно для КАГАНОВА этот стеб несколько слабоват и нарочит: он может писать куда сильнее. Впрочем, в повести есть весьма неглупые забавные моменты: «Недвижимость, движимость, энергия, продукты питания, одежда, связь, вода, воздух – все это мы получаем гораздо раньше, чем сумеем оплатить. Мы набираем кредиты один за другим и пытаемся их погасить при помощи заработной платы. Но наши взаимные кредиты настолько высоки, что оплатить их полностью мы уже не сумеем никогда. Более того – это никому не нужно! Более того – это крайне нежелательно для экономики! Наличные балансные средства в современной финансовой системе нужны как, простите, звезде рукав! То есть совершенно не нужны! Как и где вы потратите наличный баланс? Разве вы никогда не сталкивались с проблемой окредитить балансную наличность? Так я вам скажу: это не-ре-аль-но. Ни в одном банке, ни под какие проценты!»
Все произведения сборника – о космосе. Есть о контакте: как всегда умный и несколько философский рассказ Марии ГАЛИНОЙ «Пациент» о том, что в будущем в исследовательские дальние космические полеты отправляют аутистов, и о том, что один из них встретил иного – космического странника, миллионы лет «летящего сквозь мгновения». И этот иной, изучая землянина, обрел неизвестное ему ранее понятие одиночества. Есть о бунте на звездолете: годы полета – тяжелое испытание для психики (Борис РУДЕНКО «Слабое звено»). И о выборе: жизнь человека или возможность контакта (Владимир ИЛЬИН «Закон дальнего космоса»).
mif1959