Новую систему обращения с отходами и ее слабые места обсудили при участии министра природных ресурсов Ильи ЛОБОВА.
29 ноября в студии МКР-Медиа обсудили мусорную реформу.
Куда повезем отходы?
Пресс-конференция отличалась от прочих тем, что в ней активное участие приняли компании, занятые сегодня в перевозке отходов. Их представители активно задавали вопросы министру природных ресурсов и экологии Илье ЛОБОВУ, а также заместителю генерального директора регоператора по обращению с отходами ООО «Магнит» Константину ШАККО.
В частности, целую серию вопросов задал Владимир КОБА. Напомним: в предыдущем номере «КВ» писали, что 21 ноября сразу семь юридических лиц омской жилищно-коммунальной сферы обрели новосибирских собственников. Практически все они входят в группу компаний «ЖКХ «Сервис», которую возглавляет Владимир КОБА. На пресс-конференции он представлял, по его словам, АО «Полигон», больше известный как Надеждинский, который нынешним летом был продан московскому бизнесмену с кемеровскими корнями.
Задавая вопросы, КОБА пояснил, что на сегодняшний день АО «Полигон» принимает около 20 процентов омских твердых коммунальных отходов (около 650 тысяч тонн), остальные 80 идут на Ленинскую и Кировскую свалки. Сначала КОБА обратился к министру природных ресурсов Илье ЛОБОВУ:
– Илья Алексеевич, в одном из интервью вы перечислили объекты – полигоны, свалки, которые исключат и они не будут работать. В том числе прозвучало Надеждино. Мне хотелось бы понять, каким образом, на каком основании это будет происходить. На сегодняшний день этот объект включен в территориальную схему.
– В интервью мы говорили, какие полигоны включают в объекты размещения отходов и у каких есть лицензия. Речь шла о том, что лицензия на 1 января будет у полигона, который располагается в Называевске, – ответил министр.
– Если я правильно понимаю, весь объем отходов, образованных в 2019 году (1 млн. 200 – 1 млн. 300 тысяч), будет перевезен в Называевск? – уточнил КОБА.
– Будет отсортирован и передан на переработку, – отчеканил Илья ЛОБОВ.
– Что такое «отсортирован», я понимаю, а что значит «передан на переработку?», – удивился КОБА.
– Если у нас будут переработчики, которые начнут принимать отсортированный товар, имеющий добавленную стоимость, им будет передан для вторичной переработки тот объем ТКО, который будет накапливаться в Омске и области, – разъяснил ЛОБОВ.
– Простите, наверное, это вопрос, действительно, не к вам, а к региональному оператору, – извинился глава АО «Полигон» и обратился уже к представителю ООО «Магнит»:
– «Если будут», а что будет на самом деле? Вы куда повезете отходы, которые образуются после первичной обработки с 1 января? – задал вопрос, что называется в лоб, Владимир КОБА.
– У нас сейчас есть территориальная схема. Куда-то вне ее возить мы не можем, хотя, может быть, и хотели. Все потоки в схеме указаны, пусть они не идеальные, но есть. Места передачи отходов там также указаны. Что это будет с точки зрения технологических процессов – захоронение, накопление, временная обработка, это уже вопрос технический. Мы как региональный оператор получаем в местах накопления площадки, мусоропроводы, бестарный способ, точки эти для нас известны. Дальше мы их везем на места, которые также указаны в территориальной схеме, – ответил Константин ШАККО.
Половина городских помоек не включена в терсхему
Часть вопросов касалась территориальной схемы. До марта-апреля 2019 года, когда будет создана и утверждена новая терсхема, регоператору придется работать по существующей (разработана в 2016 году). Когда у Константина ШАККО спросили, как компания собирается работать по новой схеме, если, участвуя в конкурсе, рассчитывала свои силы, ориентируясь на старую, он пояснил: «Ничего страшного не произойдет. В августе, когда получали статус регоператора на 10 лет, мы понимали, что в течение этого времени схема может измениться до неузнаваемости. Задача регоператора – максимально оперативно перестроиться под новую. Это будут изменения в договоры с операторами, учет изменившихся транспортных потоков, новых площадок накопления ТКО. Мы сейчас понимаем, что их текущий перечень неполный, неточный». Новый список площадок по сбору мусора регоператор обещал согласовать с операторами по транспортировке отходов, захоронению, обработке и с потребителями. «Мы имеем право и возможность участвовать в разработке схемы, и с нашей стороны будет непрофессионально не подготовить какие-то предложения», – пояснил Константин ШАККО.
Серьезных проблем с утверждением новой схемы ожидает председатель ОРОО «Общество потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса» Александр ЛИХАЧЕВ. Он заявил, что 1 января вводить новую терсхему нельзя: «Я не верю, что мусоровозы приедут к людям. Любое новшество должно давать преимущество. Необходимо сначала завершить корректировку схемы, конкурс перевозчиков и только затем вводить ее. За старую схему (не знаю, почему прокуратура еще не завела дело) мы заплатили деньги москвичам. Половина помоек в схему не внесена. Когда внесут все помойки, вывозить-то придется больше, а тариф уже утвердят! Ответственно заявляю, что ни одна мусорная камера внутри 9-этажного дома в терсхему не включена. У регоператора есть два варианта: за свой счет платить за площадки, которых нет в схеме, либо туда не ездить. Формально он может не приезжать, но если поступит так, сами понимаете, что будет».
В ответ министр природных ресурсов и экологии пожал плечами: «У нас есть закон и договор, в соответствии с которым региональному оператору придется начать свою деятельность согласно той территориальной схеме, которая сегодня утверждена. Потом произойдет изменение, и поменяется работа регионального оператора. Если он не начнет работу, мы вынуждены будем разорвать с ним соглашение».
Илья ЛОБОВ подтвердил, что создание инфраструктуры накопления в регионе – это больной вопрос: «Есть разница между тем, что в терсхеме и что в натуре, и между тем, что в терсхеме и потребностью. Потребность нам необходимо за счет бюджетных средств организовать. Это обязанность органов местного самоуправления. Мы понимаем, что с данной задачей мы можем справиться только сообща. Рассчитали количество контейнерных площадок по Омской области, и сегодня БУРКОВ Александр Леонидович подтвердил дополнительное выделение на них в бюджете 300 млн. рублей. Мы передадим эти деньги муниципалитетам».
Не удержался новый министр и от маленького камушка в огород своего предшественника: «Мы говорим о том, что у нас короткий срок подготовки документов. Это не так. Государство дало субъектам четыре года, чтобы спокойно запустить систему обращения с ТКО. Но все привыкли запрыгивать в последний вагон. И мы сегодня запрыгиваем. И успели на поезд – и деньги нам предложили из Федерации, и в областном бюджете средства предусмотрели, и регионального оператора отобрали, и терсхему поменяли. Сегодня нужно вести работу с людьми. 58 млн. кубометров отходов уже накоплено на территории области, а нам их надо в течение шести лет переработать. Действительно, если вы придете проверять 1 марта, 1 апреля, 1 июня, не будет все идеально. Да, отходы будут накапливаться до момента, когда введутся мощности по переработке. Это огромная работа, которую предстоит делать жителям».
Сортировка и переработка мусора
Илья ЛОБОВ пояснил ситуацию относительно создания в регионе мест по перегрузке, сортировке и переработке отходов: «1 января 2019 года мы обязаны запустить систему комплексного обращения с отходами. Это не значит, что мы должны ее на 1 января создать! Период создания – на протяжении шести лет. Эта программа входит в национальный проект «Комплексное обращение с ТКО». Правительство Омской области подает заявки на финансирование объектов сортировки, перегрузки, но не накопления. У нас сегодня уже фактически утверждены бюджеты на создание данных перерабатывающих, обрабатывающих комплексов на 2020-2021 годы. За 2019 год необходимо определить места, сделать проектно-сметную документацию, экологическую экспертизу, провести процедуры территориального планирования. Это санитарные зоны, а значит, требуется общественное обсуждение, мнение людей – хотят они или нет видеть рядом сортировочный комплекс. И когда мы пройдем все эти этапы, сможем участвовать в конкурсных процедурах».
Речь идет об объектах сортировки с элементами перегрузки отходов, которые понадобятся, чтобы вывозить мусор из 32 районов области.
Для переработки планируется отвести две площадки: одну на севере – в Тарском районе, другую недалеко от Омска. Назвать процент отходов, который пойдет на переработку, представитель ООО «Магнит» затруднился. Однако он напомнил, что регоператор по закону не имеет права захоранивать мусор, который можно повторно использовать. С каждым годом закон расширяет перечень материалов, не подлежащих захоронению. В частности, сейчас к ним относятся черные и цветные металлы, бумага, пластик.
– Что на 1 января 2019 года у нас будет действовать один полигон, а в терсхеме есть проектируемые объекты, нам понятно. Единственное опасение у нас, что будет больше «хвостов», чем этот полигон сможет принять, – поделился одной из проблем Константин ШАККО. Также беспокойство регоператора вызывает логистика работы с Называевским полигоном. «Мы направляли заявку на создание объектов коммунально-бытового значения, а именно станции по глубокой сортировке отходов. Идея в том, чтобы такие станции появились вблизи Омска. Каждая способна переработать больше 300 тыс. тонн входящего потока», – пояснил представитель регоператора.
Председатель совета ООО «Зеленый патруль» Андрей НАГИБИН, выдержки из разговора с которым МКР-Медиа представило участникам пресс-конференции, по поводу переработки сказал следующее: «То, что можно переработать, захораниваться не должно. Если мы говорим о раздельном сборе мусора, считаю, не надо делить его на 4-5 частей, достаточно на мокрый и сухой, или чистый и грязный. Например, пластик и бумага в один пакет, а остатки пищи в другой. Таким образом, на сортировку увозится мусор, который на 30 – 40 процентов можно переработать». Министр природных ресурсов заметил, что идея разделить отходы на две фракции здравая, но оговорил, что можно предлагать и другие варианты.
Каким будет тариф, знает только РЭК
Что касается тарифа, оплата по которому будет производиться жителями области уже с 1 января, то спикеры отказались назвать цифры. Только Александр ЛИХАЧЕВ вспомнил, что в 2016 году неофициальный подсчет тарифа дал цифру 127 рублей.
Представителей «мусорных» компаний интересовала не столько сумма в платежках, сколько принципы, по которым она рассчитывается. Оксана КАЗНАЧЕЕВА из компании «Чистый сервис» задала вопрос по тарифообразованию:
– Предельный тариф состоит из нескольких – на размещение, обработку и обезвреживание. Плюс расходы на транспортировку. Вы объявляете конкурсы на перевозчиков, и это максимум, что может войти в ваш тариф. А остальные затраты и захоронение на Называевском объекте вы каким образом будете учитывать в едином тарифе?
– Речь идет об обработке, захоронении, обезвреживании? Закон говорит, что мы выручку этих операторов автоматом включаем в выручку регионального оператора, – пояснил Константин ШАККО.
– А на каком основании? Вы ее можете включить, если тариф у этих операторов утвержден. А их на территории региона нет, – заметила Оксана КАЗНАЧЕЕВА
– Значит, пока никакой выручки они не получают, – сделал вывод ШАККО.
– Соответственно, эта сумма будет минусоваться из общего тарифа регоператора и тариф уменьшится для жителей города? – уточнила представитель «Чистого сервиса».
– Для расчета тарифа регоператора учитываются действующие объекты. А перспективные когда будут введены в эксплуатацию, тогда и придут к регоператору. И мы обязаны будем заключить с ними договор, – объяснил Константин ШАККО и добавил: – РЭК устанавливает тариф и учитывает экономически обоснованные расходы. Что именно учитывает, а что нет, не готов прокомментировать.
Перевозчики ТКО
Многих волновал вопрос, какое же количество перевозчиков с нового года будет работать в регионе. Первым его озвучил Александр ЛИХАЧЕВ. Константин ШАККО пояснил, что пока можно сказать только то, что лотов будет не менее трех. Подробности станут известны в середине декабря, когда завершатся аукционы на перевозку ТКО.
На пресс-конференции присутствовал гендиректор ООО «Экосистема» Александр ЗАДВИНСКИЙ, он уточнил, на какой срок зайдут местные возчики мусора. Однако представитель регоператора отказался конкретизировать данную тему, пока не завершился аукцион, мотивируя тем, что эта информация может дать одним компаниям необоснованные преимущества перед другими. Кроме того, он пояснил: «В одном лоте, вполне возможно, будет больше, чем один муниципальный район. Если победитель аукциона будет готов самостоятельно вывозить ТКО, – это одно, если у него такой мощности нет, он может привлекать кого-то на субподряд. Системой, законодательством это не запрещено».
Интересно, что не только перевозчики присутствовали на пресс-конференции регоператора, но и управляющие компании. Александр КУКУЗЕЙ (ныне является первым заместителем управляющего группы компаний «ЖКХ «Сервис», управляющим ООО «УК «Новый сервис», которая до 2018 года называлась УК «ЖКХ Сервис») попросил опубликовать соглашение с регоператором, чтобы «четко понимать, где зона моей ответственности, а где зона ответственности регоператора, в том числе в части санпостов, контейнеров и т.п.». Константин ШАККО уверил его, что это будет сделано в ближайшее время и информация появится на сайте регоператора.