Дело за малым (бизнесом)

Дата публикации: 01 марта 2018

Как региональным айтишникам поспеть за мировыми трендами?

21 февраля в Омске завершился III Международный IT-форум, посвященный развитию цифровой экономики в стране. В его рамках 20 февраля состоялся круглый стол «Пути и механизмы цифровой трансформации экономики России. Региональная специфика», организованный АПКИТ совместно с Омской ТПП.

Модератором круглого стола выступил Николай КОМЛЕВ, председатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики. Он посоветовал участникам дискуссии завершать свои выступления конкретными предложениями по приобщению России и Омска в частности к цифровой экономике, адресованные федеральному и региональному правительствам, деловым объединениям и компаниям.

Вариант первый: надеяться на федеральное софинансирование

Первой взяла слово Марина НОВИКОВА, заместитель начальника управления делами Омской ТПП. Она вела речь об актуальности импортозамещения в IT-корпорациях и констатировала, что зарубежное программное обеспечение по-прежнему доминирует на мировом и российском рынках. Отечественный софт, впрочем, пытается пробить себе дорогу: уже около 4 тысяч программных продуктов включены в единый реестр российских программ для ЭВМ. НОВИКОВА рассказала, что Омская ТПП входит в 30 общественных организаций при органах властей всех уровней, что и позволяет, с ее слов, оперативно реагировать на любые бизнес-нововведения. Палата разъясняет предпринимателям нюансы работы с ЕГАИС, маркировки меховых изделий идентификационными знаками, внедрения электронной ветеринарной идентификации, введения онлайн-касс в торговле. Цифровые инструменты поддержки местного бизнеса нашли воплощение и в проекте электронной ТПП, где представители малого и среднего бизнеса могут получать консультации, заказывать и оплачивать услуги онлайн, продвигать свои бренды и искать клиентов. В палате также создан Комитет по развитию финансового рынка, занимающийся вопросами блокчейна и криптовалют.

Максим СУШКОВ, глава ГУИТ Омской области, немного пофилософствовал о российском рынке в целом. Он озвучил очевидную вещь: Россия долгое время славилась лишь экспортом нефти и других видов сырья, что и привело к рецессии ее экономики. СУШКОВ отметил, что экспорт IT-технологий, бывший ранее нулевым, достиг 7 млрд долларов в год:«В цифровой экономике принципиально невозможны создание личных благ, неоправданный расход ресурсов, создание ненужных, лишних технологических цепочек. Для нее характерна почти 100%-ная занятость экономически активного населения. Правда, за счет увеличения производительности труда освобождаются рабочие места, но это стимулирует людей к познанию нового». Глава ГУИТ предложил федеральным властям рассмотреть вариант субсидирования развития цифровой экономики в регионах, а также продлить действие преференции для IT-компаний на внесение страховых взносов в 14% вместо стандартных 30%. СУШКОВ попросил сами IT-организации быть поинициативнее и найти свою нишу в программе цифровой экономики. Комментируя это, КОМЛЕВ напомнил, что некоторые активные компании уже успели подсуетиться, пролоббировав себе неплохой бюджет на развитие – например, 8 млрд государство отдельно выделило только на укрепление цифровой безопасности. «Активные или приближенные?», – иронично уточнил один из гостей круглого стола. «И то и другое, – признался КОМЛЕВ, –ключевые игроки – это Ростех, Ростелеком… Но и от бизнеса есть представители – «1С», «Яндекс», «Касперский».

Вариант второй: присмотреться к новым рынкам

Предложила предпринимателям обратить внимание на новые ниши – в частности, рынок госзакупок – руководитель Комитета по государственным закупкам омского регионального отделения «Опоры России» Ольга ХИРТ. Для начала она озвучила данные: в развитых странах цифровая экономика в прошлом году обеспечила 5,5% ВВП, в то время как в России этот же показатель составил всего 2,8%. «Мы в два раза отстаем в темпе развития цифровой экономики, – объяснила ХИРТ, – но цифровизация экономики, согласно недавнему исследованию консалтинговой компании McKinsey, поможет увеличить ВВП России в размере от 4 до 9 триллионов рублей». Спикер добавила, что санкции вынудили нашу страну не надеться на чужие IT-технологии, а разрабатывать их самим. В качестве одного из путей выхода из экономического кризиса ХИРТ предложила представителям малого и среднего бизнеса активней заходить на рынок госзакупок, к которому сейчас многие предприниматели относятся скептически: «В развитых странах объем рынка госзакупок в среднем составляет 45% ВВП, в России за 2017 год он превысил 30%. Госзакупки являются одним из факторов развития региональной экономики».

Перевод госзакупок в электронное пространство, со слов ХИРТ, повышает эффективность их осуществления, предотвращает коррупцию и способствует возникновению добросовестной конкуренции. А умная система закупок, основанная на применении блокчейна и смарт-контрактов, прозрачна и понятна:

– Мне часто говорят – не будем мы участвовать в этом рынке, и так понятно, кто выиграет, это закупки под кого-то. Да, безусловно, такие закупки есть – у единственного поставщика, например. Но те, кто делает такие заявления, не зарегистрированы в системе, у них даже нет электронной подписи. Более четырех лет я поставляю запорную арматуру, услуги по организации мероприятий и не заметила сильного падения. На весь 2018 год у меня запланирован сбыт. И как предприниматели, собиравшиеся на мероприятия «Опоры России», уже сделали вывод: дайте сбыт, деньги найдем. Если предприниматель будет понимать, когда сможет поставить определенный продукт, будет понимать, когда с ним рассчитаются, он сможет планировать свои доходы и расходы.

Вариант третий: сотрудничать с региональными и международными гигантами

Сергей ОЩЕПКОВ, координатор Комитета по региональной политике АПКИТ, обратил внимание предпринимателей на новые секторы рынка, куда по его замечанию «проникает цифровая экономика при всех ее нововведениях», вынуждая традиционные ниши приспосабливаться к современным тенденциям:«Уже сейчас есть банки без отделений, транспортные компании без машин». По мнению ОЩЕПКОВА, всем остается только рисковать, так, как приобретая уже зарекомендовавшие себя, обкатанные IT-технологии, компании покупают товар, выработавший свой потенциал. Популярность прямых моделей поставок любых товаров (включая госзакупки) избавила предпринимателей от потребности в посредниках, что выбило из колеи некоторые региональные предприятия. Дело усугубило то, что крупные корпорации, понимая, что технологии являются конкурентным преимуществом, стремятся контролировать рынок, создавая собственные центры разработок. ОЩЕПКОВ назвал Сбербанк, на который сейчас работают около 10 тысяч специалистов, «Сибур Холдинг» и нефтяные компании. Это привело к тому, что профессиональных айтишников массово оттягивают с рынка, усугубляя и без того ощутимый кадровый кризис в сфере. В итоге в Красноярске, скажем, 70% местных IT-задач решают иногородние и иностранные компании. И по мере развития цифровой экономики тенденция проникновения на чужие рынки будет нарастать, что потеснит региональные IT-компании, резюмировал ОЩЕПКОВ.

Как же быть? Нет худа без добра, и благодаря тотальному вовлечению в цифровую экономику появятся новые технологические секторы, посвященные искусственному интеллекту, блокчейну, дополненной виртуальной реальности, к которым сможет адаптироваться местный бизнес. ОЩЕПКОВ надеется, что также откроются не охваченные автоматизацией рынки здравоохранения, образования, строительства, транспорта. Эту фишку уже поняли некоторые компании. Наибольшую динамику, как показывают исследования, в последние годы показали продуктовые, аутсорсинговые компании, digital-агентства (доля интеграторов и дистрибьютеров сокращается). «Самые высокие шансы удержаться на рынке имеют те региональные IT-компании, которые создают легко тиражируемые на любой рынок продукты, стандартизованные услуги. Однако эти компании вскоре могут стать не такими уж и региональными… Так как треть доходов, полученных на внешних рынках, остается местным потребителям: из 7,6 млрд долларов, вырученных от продажи российских IT-технологий за рубеж, 2,6 остались за рубежом – пошли на развитие заграничных офисов или осели на банковских счетах владельцев. 25% российских разработчиков работают за пределами родной страны», – констатировал координатор АПКИТ.

Чем же можно удержать айтишников? Возможностью генерировать новые идеи в сотрудничестве с крупными региональными предприятиями, что повысит их конкурентоспособность и на мировом рынке, считает ОЩЕПКОВ. А развитая образовательная система позволит пополнить кадрами иссякающий резерв. Условия проживания в регионе тоже, понятное дело, немаловажны. Тех же, кто успешно поработал на внешних проектах, нужно вернуть с новыми компетенциями и опытом в экономику региона, простимулировав их передавать свои знания молодым специалистам. ОЩЕПКОВ предлагает предпринимателям присмотреться к новым цифровым бизнес-моделям, в том числе тем, которые развиваются при помощи государства: программам инновационного развития, инновационно-территориальных кластеров, развития поставщиков компаний с госучастием. А также кооперироваться с партнерами при выходе на внешний рынок. Немаловажно и участие айтишников в профильных общественных организациях.

Вариант четвертый: активней взаимодействовать с местной властью

Резюмировал ОЩЕПКОВ свое выступление пожеланием региональным правительствам осознать значимость IT-отрасли («это понимают далеко не везде»), придумать прозрачные механизмы мониторинга ее развития, а для этого изменить модели статистических показателей, чтобы отследить влияние IT-сфера на экономику региона. Также ОЩЕПКОВ настоятельно рекомендовал включить развитие цифровой экономики в стратегию развитию региона («стратегии развития есть у многих регионов, но по большей части они направлены на развитие информационных технологий органов государственной и муниципальной власти, а не IT-отрасли»). И конечно, помогать местным IT-компаниям заниматься передовыми разработками и продвигать их на иногородние и иностранные рынки –  запускать программы государственно-частного партнерства с крупнейшими предприятиями региона, вузами.

КОМЛЕВ горячо поддержал эту позицию ОЩЕПКОВА:

– Когда региональная власть помогает продвигать эффективные IT-решения, это меняет все. Поглядите на Татарстан – они предлагают свои разработки федеральным министерствам. Карелия до введения санкций активно сотрудничала с Прибалтикой. Думаю, это и есть проявление патриотизма со стороны чиновников. Что касается стратегий, концепций развития регионов, это совершенно правильно. Дальневосточные коллеги рассказывали мне, что хотят перепрофилировать один свой университет, но их не услышали власти. Я спросил, почему они не попробуют предложить крупный проект, чиновники же любят чем-то хвастать. Все-таки продукт должен быть совместным у власти и бизнеса. Если бизнес создает что-то отдельно от чиновников, те это не замечают, если власть пытается развивать что-то в отрыве от предпринимателей, получается что-то вырожденческое, мертвое.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/fevral/7/delo-za-malym-biznesom