Призрак Федоровки снова бродит по Омску

Дата публикации: 12 июля 2018

Идею все-таки достроить аэропорт пытаются воскресить. 

Принципиальных договоренностей врио губернатора Омской области Александру БУРКОВУ с главой Минтранса РФ Евгением ДИТРИХОМ достигнуть не удалось

4 июля наш город посетил министр транспорта РФ Евгений ДИТРИХ, чтобы обсудить «формирование Омской области как транспортно-логистического узла федерального значения». Речь шла о включении Омской области в программу развития авиации, улучшения транспортной логистики. И все это – за счет поддержки в завершении строительства аэропорта Омск-Федоровка, а также строительства и реконструкции объектов транспортной системы.

На «Сапсане»… до Федоровки

Но перед тем как ДИТРИХ отправился заседать с врио губернатора Омской области Александром БУРКОВЫМ, мэром Омска Оксаной ФАДИНОЙ, начальником управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта Максимом КОСТЫЛЕВЫМ, и.о. руководителя Сибирского управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Александром БУДЬЗДОРОВЕНКО, директором действующего аэропорта Омск-Центральный Сергеем ЗЕЗЮЛЕЙ, а также чиновниками, силовиками и учеными всех мастей, его провезли по проспекту Карла Маркса, познакомили с Омским государственным университетом путей сообщения. Показали ему библиотеку, как проходит итоговая аттестация выпускников, дали попробовать себя в роли машиниста электропоезда «Сапсан» на тренажере, купленном полгода назад за 10 млн. рублей, в лаборатории высокоскоростного наземного транспорта для обучения инженеров.

Казалось бы, после такого – заговорить о перспективах возвращения другой идеи, строительства омского метро, но нет, эту тему не поднимали (позже сообщил ДИТРИХ). Все-таки беседовали об Омск-Федоровке. Правда, на само совещание прессу не пустили. Но поделились тезисами от Александра БУРКОВА.

В совещании принимали участие и представители надзорных органов. Например, руководитель Омской транспортной прокуратуры Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ

Суть ясна: Омская область очень выгодно расположена – на пересечении ключевых железнодорожных магистралей, автомобильных дорог и крупного водного пути. Такой потенциал, конечно, грех не использовать, поэтому область срочно должна стать крупнейшим транспортно-распределительным узлом Сибири, а Омск – его опорным пунктом. На руку, помимо географии, нам наличие всех видов базовой транспортной инфраструктуры, вузов и колледжей, готовящих специалистов в этой сфере. В общем, если подойти системно, то развитие транспортной инфраструктуры закономерно приведет к развитию экономики региона и повышению его конкурентоспособности – всему тому, о чем стоит говорить в преддверии губернаторских выборов.

Сибирский «куст», нуждающийся в поливе инвестициями

Начать же следует с реализации проекта «Омск-Федоровка», который позволит создать международный аэропорт – хаб, способный стать основой для формирования в регионе мультимодального транспортного узла, на базе которого в перспективе будет построен логистический центр (есть план этого, разработанный совместно с КНР). И, само собой, чтобы аэропорт успешно функционировал, он должен располагать сетью автомобильных дорог.

В качестве «народных» аргументов в пользу достройки Омск-Федоровки: безопасность и экология. Новые воздушные ворота будут вынесены за пределы Омска. Пока действующий аэропорт находится в окружении жилых кварталов.

Сейчас инвестиционная привлекательность этой идеи во многом (если не полностью) зависит от государственной поддержки, в том числе финансирования создания объектов инженерной инфраструктуры и аэродрома.

Регион подготовил Минтрансу РФ конкретные предложения: реконструировать автомобильную дорогу Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск; построить Северный обхода Омска (53,8 км); построить автомобильную дорогу Тобольск – Тара – Томск (1200 км, в том числе по территории Омской области 430 км); передать в федеральную собственность автомобильные дороги: окружную, участок Федоровка – Александровка (18,6 км), Омск – Одесское – граница Республики Казахстан (94,4 км); построить автомобильную дорогу Омск – Русская Поляна, участок Милоградовка – Алабота (15,79 км).

Правительство Омской области также попросило включить региональные рейсы действующего аэропорта в перечень субсидируемых – для развития пассажиропотока. Нуждаются в реконструкции и некоторые сооружения Омска-Центрального. По данным чиновников, количество пассажиров, обслуженных в Омском аэропорту (без учета транзита), в 2017 году составило 948,2 тыс. человек (прирост по сравнению с 2016 годом на 16%).

Министр экономики Расим ГАЛЯМОВ был похож на ученика, распекаемого учителем. Раньше областные министры к мэрам Омска не снисходили

Восстание проекта «Омск-Федоровка» из пепла ускорилось после заявления президента РФ Владимира ПУТИНА 2 июля 2018 года на встрече с губернатором Новосибирской области Андреем ТРАВНИКОВЫМ: «… Касается аэропорта. Весь «куст» сибирский: Новосибирск, Омск, Красноярск, Кемерово, Иркутск… Все это нужно вместе с Минтрансом отработать: какую роль будет выполнять каждый из этих аэропортов, как будут распределяться потоки – и пассажирские, и грузовые. Там многое нужно будет сделать – и по качеству полосы, и по терминалам. Я недавно с министром говорил на этот счет, ставил ему задачи по этому «кусту».

Воодушевленный этой новостью, БУРКОВ объявил о своем намерении добиться личного приема у премьер-министра РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА, чтобы обсудить судьбу масштабного проекта. По предварительным подсчетам, общий объем его финансирования составит около 23,8 млрд. рублей.

«Ждите, ждите»...

По большому счету пресс-подход, организованный после совещания, к уже имеющейся информации многого не добавил. «Ждать ли нам Омск-Федоровку?» – был первый и основной вопрос от журналистов. «Ждите», – лаконично ответил министр транспорта РФ. Потом слегка развил мысль: «Президентом поставлена задача провести анализ всех аэропортов Сибири, и мы сделаем комплексную стратегию для каждого из них. Договорились, что по итогам анализа поймем, есть ли инвестор, который готов вкладывать средства в новый аэропорт в Омске. Соберем всю информацию и будем принимать решение». Сбор и анализ этой информации займет около полутора-двух месяцев, еще месяц уйдет на проработку концепции. И только тогда станет окончательно ясно, поддержат ли федеральные власти строительство аэропорта Омск-Федоровка.

Похожая участь ждет и другие предложения регионального правительства, например, строительство автодороги Томск – Тара – Тобольск, один из участков которой пройдет по территории Омской области. «Это вопрос оживления северных территорий, если там будет строиться дорога по всем нормативам. Она свяжет Тюменскую и Томскую области», – пояснил Александр БУРКОВ. «Этот участок сможет существенно снизить пробег транспортных средств и разгрузить часть других дорог в Омской области», – добавил Евгений ДИТРИХ. Дорога обойдется примерно в 18,5 млрд. рублей.  Министр пояснил, что рассматривается вариант строительства дороги на условиях концессионного соглашения.

А вот ремонтом действующих дорог в регионе чиновник остался доволен:

– Меня очень радуют темпы реализации программы «Безопасные и качественные дороги». Мы уже перешагнули планку в 42,5% и ожидаем, что по итогам этого года получим 50% и даже больше дорог и улиц города и пригорода в нормативном состоянии».

Хотя, разумеется, естественно, «есть над чем работать»:

– Будем шире информировать общественность об объектах и сроках ремонта. Люди вынуждены терпеть неудобства.
ДИТРИХ также дал понять, что Омску не помешала бы своя региональная авиакомпания:

– Стратегия развития аэропортов строится на том, что каждый из них должен иметь базовую компанию. Это создает необходимую стабильность на будущее, аэропорт не бегает за компаниями, которые прилетают и улетают на сезон, и имеет возможность формировать долгосрочное партнерство. Опыт, который мы имеем, показывает, что именно оно является основой комфортной и прибыльной работы аэропорта и авиакомпании.

Благотворно оно влияет и на цены билетов, позволяя делать скидки пассажирам. Но, естественно, говорить про это при недостроенной Федоровке еще крайне рано.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Вадим КАБАНЕНКО, начальник компании «Омский центр организации воздушного движения филиала «Аэронавигация западной Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Юрий СЕРГЕЕВ – на совещаниие «согнали» профессионалов самых разных специальностей

История проекта «Омск-Федоровка»:

Решение о запуске реализации принято 16 сентября 1982 года. Строительство начато в 1983 году. С этого момента и до 1991 года введено и построено более 10 зданий и сооружений. Использованы средства Министерства гражданской авиации и бюджета Омской области. Построены подъездная автодорога, внешние линии связи и электроснабжения.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2009 года № 660 на основе государственно-частного партнерства с Внешэкономбанком в 2013 году заключен государственный контракт на оказание услуг инвестиционного консультирования по формированию проекта «Строительство и эксплуатация аэропорта Омск-Федоровка» для государственных нужд Омской области. Это предполагалось осуществить в четыре этапа. Из них выполнены три: подготовлен предварительный расчет показателей эффективности проекта, выдвинуты предварительные выводы и предложения по реализации проекта, выбрана организационно-правовая схема реализации инвестиционного проекта – модель концессионного соглашения с условием о гарантии минимального дохода и выплате платы концедента в целях частичного софинансирования затрат инвестора. Подготовлен инвестиционный меморандум, проект концессионного соглашения и проект конкурсной документации.

В ходе подготовки к проведению четвертого этапа Внешэкономбанк выразил мнение о нецелесообразности участия в консультационном сопровождении конкурсных процедур, так как объявление конкурса на установленных правительством Омской области условиях делает проект непривлекательным для потенциального инвестора и приведет к отсутствию заявок на участие в конкурсе. В сентябре 2016 года ГК «Внешэкономбанк» предложено расторгнуть госконтракт по соглашению сторон. Учитывая, что срок действия контракта истек, а предусмотренные контрактом услуги были оказаны не в полном объеме, вопрос рассматривается в судебном порядке.

Сегодня аэропорт Омск-Федоровка представляет собой комплекс незавершенных зданий и сооружений, расположенных в 27 км от Омска. НПО «Мостовик» предлагало комплексный план по завершению стройки, но из-за банкротства предприятия проект реализован не был.

Фото Евгений КАРМАЕВ


© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/iyul/25/prizrak-fedorovki-snova-brodit-po-omsku