Спасительным станет перевод маршрутов на регулируемый тариф и контроль за рынком.
30 мая в Законодательном собрании на заседании комитета по собственности прозвучал отчет о деятельности АО «Омскоблавтотранс» за 2017 год и истекший период 2018 года. Причем выступал с данным отчетом не новый директор предприятия Алексей МАРТЫНЕНКО, а начальник департамента транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений областного минпрома Алексей ЛАЗУТКИН.
В целом за последние шесть лет (сравнение производится с 2012 годом, когда все маршруты субсидировались) в «Омскоблавтотрансе» снизилось как количество персонала – на 22% (до 1212 сотрудников), так и количество перевезенных пассажиров – с 9 млн. до 5 млн. человек. Отток пассажиров обусловлен в первую очередь переводом в 2015 году 230 маршрутов на нерегулируемый тариф, что спровоцировало рост стоимости проезда. Субсидирование областных маршрутов за шесть лет снизилось с 250 млн. до 70 млн. рублей.
– При этом надо понимать, что в период с 90-х годов до 2012 года рынок самостоятельно регулировался, маршруты возникали стихийно, распределение маршрутов осуществлялось не на законодательном уровне, а фактически в полукриминальных схемах. За два-три-четыре года привести в нормальное состояние рынок довольно сложно, потому что сформировался определенный бизнес, где во главе угла лежит не безопасность, – подчеркнул ЛАЗУТКИН. По его словам, переоценка ценностей на рынке пассажироперевозок пошла после аварии на Сыропятском тракте при участии автобуса ПАТП-4, где погибло 16 человек, а также после вступления в силу 220-ФЗ. И то и другое произошло в середине 2015 года.
Тем не менее к ноябрю 2017 года, несмотря на легализацию рынка перевозок, «Омскоблавтотранс» оказался в критическом положении. После отмены субсидирования предприятие получило задолженность по налогам и сборам, а после того, как администрирование не только налогов, но и отчислений в различные фонды перешло в полномочия налоговых органов, деятельность предприятия приостановилась. Чтобы возобновить работу автобусов, правительству региона пришлось направить в «Омскоблавтотранс» порядка 170 млн. рублей.
Сейчас для оздоровления предприятия проводится ряд мер, которые позволили сократить расходы в первом квартале на 11,3 млн. рублей относительно аналогичного периода прошлого года. Кроме того, предлагается вернуть 54 маршрута (или, как минимум, приоритетные 32 маршрута) на регулируемый тариф. Если этого не сделать, то 2018 год «Омскоблавтотранс» грозит завершить с долгом в 250 млн. рублей перед налоговыми органами и поставщиками услуг. На данный момент размер этой задолженности составляет 40 млн. рублей.
Однако этот процесс на данный момент упирается в приказ Минтранса РФ об установлении начальной максимальной цены контракта – не определена сама методика установления данной цены. «Три раза мы направляли на согласование в органы исполнительной власти порядок предоставления данной субсидии с учетом изменившегося законодательства, в настоящее время нами получено три отказа, в том числе основной отказ от Минфина. На наш взгляд, причины отказа являются ничтожными и противоречат действующему законодательству», – подчеркнул ЛАЗУТКИН. Тем не менее вскоре он оговорился, что в приказе федерального министерства 44-ФЗ действительно есть определенные противоречия. «Если предмет контракта, как говорит Минфин, это заказ услуги, то возникает абстрактная ситуация. Перевозчик выигрывает, а так как в дальнейшем мы регулируем тариф, у него рождается право, согласно Гражданскому кодексу, пойти в суд. Это действительно парадокс данного нормативного акта. Принимался очень быстро приказ – поручение президента было в ноябре, а принят он в декабре, и есть определенные недочеты в нем. Мы полагаем, что это является субсидией в принципе, то есть мы должны торговать субсидией», – отметил Алексей Юрьевич.
– К проекту, который вносил Минпром, у ряда ведомств, не только у Минфина, возникли серьезные вопросы и с точки зрения соответствия бюджетному законодательству, и с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств. Мы не можем позволять себе принимать такие решения, которые повлекут за собой нанесение ущерба бюджету или будут оспорены в суде теми или иными заинтересованными лицами. В общем, нужно отбросить эмоции, нормально поработать над документом и заново внести его на правительство. Никто не собирается нарочно ставить препятствия «Омскоблавтотрансу». Но нужно понимать, что региональное правительство отвечает за доступность пассажирских перевозок на территории Омской области в целом, и любое решение, которое в этой сфере принимается, должно соответствовать законодательству и отвечать интересам населения, – прокомментировал ситуацию министр финансов Вадим ЧЕЧЕНКО. Сейчас, по словам Алексея ЛАЗУТКИНА, проект постановления о порядке предоставления данной субсидии повторно направлен в Минфин.
Кроме того, в Минпроме планируют в дальнейшем развивать сеть из 6 автовокзалов и 25 автостанций, часть из которых хоть и была вынужденно передана в аренду частным предпринимателям, но за счет этого удалось отремонтировать несколько зданий, а также получить хоть маленький, но доход от аренды. Тем не менее областное предприятие сохранило контроль за сетью и, более того, получило законное право устанавливать километровую зону – ограничение на стоянку на вокзалах и станциях.
– В этом году переходим на прием средств от пассажиров при помощи электронных терминалов. В том числе будет действовать приобретение билетов на проходящие автобусы – сейчас я не могу купить билет, пока не придет автобус, потому что непонятно, сколько билетов продано. Сейчас пассажир уходит к нелегальному перевозчику, потому что мы просто не можем продать билеты, – подчеркнул Алексей Юрьевич плюсы прозрачности системы.– По старинке «сел и поехал» – так больше не будет. По логике, мы занимаем очень выгодное положение – мы контролируем и автовокзал, и перевозчиков. Но если бы они все требования исполняли, их в экономике уже не должно было быть, это просто нереально».