Омских предпринимателей научили аргументировать свою позицию.
6 марта в Центре поддержки предпринимательства прошел тренинг, на котором бизнесмены поупражнялись в ведении дебатов, узнали, когда стоит прибегать к этой форме, научились составлять свою матрицу аргументации и пользоваться ею. Перед началом мероприятия его ведущий – бизнес-тренер по развитию коммуникативных навыков «Лаборатории коммуникаций» Артур ЧИНЯКОВ рассказал: «Сегодня состоится своеобразный «тренажерный зал» для коммуникаций в формате дебатов. Задача – узнать технологии аргументации, усиления аргументов, их подачу. Площадка «Лаборатория коммуникаций» предполагает, что под присмотром опытного тренера у слушателей формируются коммуникативные навыки. Сегодня это будут навыки, связанные с публичным выступлением, аргументацией».
Дебаты как публичный спор двух сторон, который направлен на убеждение не оппонента, а третьей стороны, практически каждый день можно увидеть по телевидению. Между тем аргументация, применяемая в дебатах, может пригодиться и в деловом общении с партнерами, эффективном управлении подчиненными. В теории построить матрицу аргументации достаточно просто, для этого нужно поставить цель: в чем вы хотите убедить оппонента и выбрать восемь самых весомых аргументов, которые уговорят его принять ваше предложение. На практике же все оказалось сложнее и тоньше. Не все аргументы, придуманные нами, эффективно воздействуют на окружающих. Чтобы попасть в точку, нужно учитывать множество факторов: пол, возраст, характер, профессию, ценностные ориентиры и прочее.
Артур ЧИНЯКОВ предложил 18 участникам тренинга отработать данную матрицу на простом примере – убедить свою вторую половинку сходить в театр. Казалось бы, легкое задание, однако из восьми аргументов, выбранных группой, лично на меня подействовали бы лишь три.
Затем участникам мероприятия предложили разбиться на мини-группы и посоревноваться в поиске нужных аргументов. Требовалось убедить других прочитать книгу или посмотреть какой-то фильм (на выбор участников). После работы в группе один из ее членов озвучивал плод коллективного труда, а остальные участники тренинга задавали вопросы. Таким образом отрабатывался навык публичных выступлений. После каждого разбирались сильные и слабые стороны предложенной аргументации. За счет этого каждое следующее выступление становилось лучше и продуманнее. По ходу занятия тренер объяснял:«Публичные выступления могут проходить с разным успехом: быть скучными, неэффективными или, наоборот, яркими и пробивающими». В ходе работы стало понятно, что не все аргументы, которые человек считает базовыми, делает на них ставку, в итоге срабатывают.
По ходу тренинга Артур ЧИНЯКОВ говорил о том, что может положительно повлиять на выступление, а что – отрицательно. Некоторые рекомендации были бы полезными не только бизнесменам, но и чиновникам, которые любят длинные и подробные доклады. «Человек, который выступает, живет немного в другом формате времени. Когда мы находимся в режиме ожидания – это одно, а когда на сцене, нам кажется, что скорость (жизни) увеличивается», – пояснил тренер и отметил, что монотонность и перегруженность речи также не способствуют хорошему восприятию ее аудиторией.
Это мероприятие было первым в цикле «Лаборатория коммуникаций». Следующий раз предпринимателям предложат освоить техники, которые позволяют отвечать на сложные вопросы. Артур ЧИНЯКОВ привел яркий пример ее использования: «Мужчина – руководитель достаточно высокого уровня – выступает перед конкурентами. Выступает хорошо – один слайд, одна мысль. Рассказывает истории и делает это так, чтобы было интересно, с живыми примерами. А так как это конкурентная среда, то после презентации ему задают вопросы. Частично по делу, но потом микрофон берет девушка: «Скажите, пожалуйста, есть информация, что вы носите стринги. Как давно и зачем?» Конечно, человек много чего хотел бы ответить, но понимает, что находится в бизнес-рамках. Про девушку с микрофоном все забыли, 60 пар глаз направлены на него, даже те, кто скучал, начали потирать руки, вынырнули из гаджетов. У него было несколько секунд, чтобы ответить, чтобы запомнилось то, как он прекрасно говорит, а не то, как его поставили в неудобное положение. Он вспоминает, как его учили отвечать на сложные вопросы. Цепляется за простой шаблон и начинает заливать его смыслом, потому что иное просто не идет в голову. Ответил примерно так: «Я слышал, что такое белье для мужчин существует. Что касается меня: если вы задали этот вопрос, значит, вам это интересно (хотя тема другая!) – я пользуюсь классикой. И еще – спасибо вам за такой необычный, даже, сказал бы, креативный вопрос».