Городская электричка, троллейбусы без проводов и объединение с метро – в горсовете обсудили возможные пути развития электрического транспорта.
14 марта комитет Омского городского Совета по ЖКХ и транспорту в очередной раз рассматривал вопрос о перспективах транспортного обслуживания в Омске, в частности, речь шла о развитии и функционировании электрического транспорта.
Износ
К настоящему моменту износ городских троллейбусов (140 единиц) составляет 95,3%, трамваев (92 единицы) – 92,5%. Так, всего лишь 10 троллейбусов эксплуатируются три года, 25 троллейбусов – семь лет, 16 – 11 лет, 17 – 12 лет, еще 16 – 18 лет, пять – 19 лет, 12 – 20 лет и 34 – более 20 лет. Срок эксплуатации большинства трамваев, 79 единиц, составляет больше 20 лет, еще два отслужили по 12 лет, период работы остальных колеблется от 1 года до 6 лет.
Троллейбусы и трамваи
Для улучшения состояния подвижного состава муниципальное предприятие «Электрический транспорт» проводит капитально-восстановительный ремонт, затрачивая по 3,5 млн рублей на одно транспортное средство. Всего таким образом с 2011 года было отремонтировано 13 трамваев и 10 троллейбусов. Кроме того, Омску безвозмездно были переданы пять списанных трамваев из Москвы, а сейчас обсуждается возможность передачи еще десяти вагонов. Троллейбусы же – 10 единиц – МП «Электрический транспорт» планирует приобрести в 2018 году за счет собственных средств.
– Несколько лет назад начиналось перспективное направление – обновление трамвайного и троллейбусного парка белорусскими производителями. У них по нашим меркам относительно новые технологии – троллейбус может без проводов, за счет батареи дополнительной, запасным ходом ехать. Это направление продолжает развиваться или в связи с недостатком финансирования мы забыли про него? Это очень интересно: троллейбус едет, рога снял, проехал как обыкновенный автобус, в гараж приехал, батарею подзарядил, дальше вышел на маршрут – экологично, удобно, – вспомнил о небывалой для Омска технологии депутат Дмитрий ЛИЦКЕВИЧ.
Однако внедрение ее сейчас является невыполнимой для города задачей.«Перевод троллейбусов на альтернативные виды энергии достаточно дорогостоящий. Плюс стоимость троллейбуса такого вида на десяток миллионов выше, чем обычного троллейбуса, – этот стоит 14 млн, тот – от 25 млн рублей. Второе – нужны специальные подстанции. Те подстанции, которые у нас с 60-х годов, не соответствуют этим требованиям», – констатировал Алексей МАРТЫНЕНКО.
Городские электрички
Другой идеей по развитию электрического транспорта стало создание городской электрички.«В свое время, лет пять назад, Равиль Ахметович БИКБАВОВ выступал с очень интересной идеей – использовать ж/д пути. И целая делегация с губернатором НАЗАРОВЫМ проехала от Московки до нефтекомбината за 25 минут с шестью остановками», – вспомнил Алексей ПРОВОЗИН. Однако реализации препятствовало вновь отсутствие финансирования.«Все передовые технологии, нововведения требуют затрат. На сегодняшний момент предприятие «Электрический транспорт» не находится в режиме развития, оно находится в режиме оптимизации и сохранения существующего объема перевозок», – подчеркнул директор департамента. Тем не менее депутаты решили все же обсудить данную возможность с представителями компании «Омск-пригород» и минтранса, вернувшись к данному вопросу к концу весенней сессии.
Метро
С другой стороны к развитию электрического транспорта предложил подойти депутат Юрий ФЕДОТОВ: объединить уже построенную инфраструктуру метрополитена и трамвайную сеть и запустить по ней легкорельсовый транспорт. «В свое время область забрала в свою компетенцию вопросы строительства метрополитена. Но транспортная схема не может быть оторвана и развиваться отдельно от метро. Понятно, что это вещь достаточно обременительная и на первый взгляд не нужна, но, может, имеет смысл обсудить с областью передачу компетенций, связанных с метрополитеном, городу. Как минимум, нам подключиться к обсуждению перспектив метро. Я участвовал в нескольких совещаниях, и там иногда доминирует позиция строителей: как им удобно строить и где удобно копать. Но нужно в первую очередь обсуждать вопросы, связанные с изменением транспортного обслуживания населения, не нагромождение планов, как у «Мостовика» было, а как за небольшие деньги реконструировать трамвайную сеть», – выступил ФЕДОТОВ. Предложение хоть и вызвало сомнения, но все же было одобрено депутатами – вопрос продолжит обсуждаться в дальнейшем. Так, вышеназванные инициативы будут направлены от комитета на рассмотрение в правительство Омской области.