Книжный клуб: Прогулки по Ленинграду под Дремлющую жизнь

Дата публикации: 29 марта 2018

Лев ИЛЬИН

Прогулки по Ленинграду

СПб.: ГМИ СПб, 2012 год. – 176 стр.

Тираж 3000 экз.

 

«Суровы и прекрасны»

Взгляд из 1941 года

Эта книга непременно обратит на себя внимание тех, кто интересуется историей и культурой Санкт-Петербурга. Рукопись книги Льва Александровича ИЛЬИНА «Прогулки по Ленинграду», хранящаяся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, публикуется впервые. Несколько выдержек увидели свет в 60-70-х годах. Однако полный авторский текст удалось издать только в новом веке. Книга иллюстрирована рисунками ИЛЬИНА, созданными во время его работы над рукописью, а также фотографиями и графикой из собрания Музея истории Петербурга. Как поясняет автор вступительной статьи и комментариев Елена Кононенко, «прогулки по Ленинграду» – последняя работа Льва Александроича ИЛЬИНА, одного из крупнейших петербургских-ленинградских зодчих 1900-1930-х годов.  В апреле 1941 года он писал своей ученице Л.А. Персидской: «Я уже двадцать лет как задумал книжку «Прогулки по Ленинграду». Хочу, чтобы руки все же дотянулись до этого». Этой книгой, которую Лев Александрович начал писать в июле 1941 года, он подводил итоги многолетним наблюдениям и раздумьям об архитектуре Петербурга – Ленинграда». ИЛЬИН писал вечерами, завершив дневные труды, – он занимался надзором за маскировкой памятников архитектуры, разрабатывал программу архитектурных обмеров. В октябре 1941 года вместе с коллегами, остававшимися в блокадном Ленинграде, перебрался в бомбоубежище Эрмитажа и работал над рукописью там. Голодал. В марте 1942 года, когда истощенного ИЛЬИНА поместили в стационар Дома архитекторов, работу над рукописью он возобновил. 11  декабря 1942 года ИЛЬИН был смертельно ранен во время артобстрела на Невском проспекте. «Черты облика Ленинграда лаконичны, просты, суровы и прекрасны. Ленинград войны еще суровее, суров до трагизма и прекрасен, как классическая трагедия, для тех, кто в нем жил, с ним жил, его видел...» – так писал русский зодчий Лев ИЛЬИН.

Е.К.

 

Рут РЕНДЕЛЛ

Дремлющая жизнь

Пер. с англ.

М.: Издательство «Э», 2016 год. – 288 стр.

Тираж 3000 экз.

 

Инспектор Венсфорд идет по следу

Вести из английской глубинки

«В кои-то веки он вернется домой пораньше. Может быть, теперь, когда наступило летнее затишье и даже в газетах печатают сплошные глупости, он вообще начнет приходить домой вовремя? Ведь в августе все стремятся в отпуск, не только законопослушные граждане, но и преступники. Уже повернув к дому, Вексфорд вспомнил, что у них гостят внуки. Отлично! До темноты оставалось, по крайней мере, часа три, и можно было успеть сходить с Робином и Беном на реку. После того как мать прочитала Робину «Ветер в ивах», тот все время твердил о реках, горя желанием повстречать как-нибудь водяную крысу. У дверей была припаркована машина Сильвии. Вексфорду это показалось странным. Он полагал, что Дора взяла мальчиков на всю вторую половину дня, включая вечер, и что они останутся на ночь. Едва он притормозил рядом с автомобилем дочери, в дверях показалась она сама с вопящим Беном на руках. За ней по пятам шел шестилетний Робин, выглядящий крайне недовольным. Завидев деда, он бросился к нему. «Ты ведь обещал, что мы пойдем смотреть на дядюшку Крыса!» Обычная жизнь – внуки приехали к деду. У дочери Сильвии не ладится с мужем. Ей хочется обрести профессию, а не сидеть нянькой при малышах. Муж с ней не согласен. Назревает скандал. Ветер в ивах просвистел мимо: внуки уехали вместе с их рассерженной мамашей. Такова жизнь, как у многих. Но у Вексфорда еще и работа не сахар. Вот и в этот вечер прозвенел звонок: в сассекской глубинке, где живет инспектор, обнаружена убитая женщина. Кажется, что в расследовании не будет проблем, однако инспектор быстро натыкается на глухую стену. В округе живут знакомые погибшей, вот только имя. под которым она тут известна, вымышленное, а ее домашний адрес никто не знает. Становится ясно, что жертва вела двойную жизнь.

Е.К.

 

Сергей ШАРГУНОВ

Свои: повесть, рассказы

М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018 год. – 345 стр.

Тираж 5 000 экз.

 

«Все отчетливо, как в кино»

Зачем надо помнить?

«Террор памяти» – так называется первая (а всего их двадцать) новелла шаргуновского сборника. «Дико устроена память. Что-то кажется мелким и неважным, а ты все равно возвращаешься к этому драгоценно мерцающему сору. В моем владении много людей – живых и мертвых, много драматичных сцен и никчемных сценок. Чья-то фраза, не обязательно ошеломительная, какая-то ситуация, не обязательно знаменательная... Где же это было? В том давно не существующем кафе у Чистых прудов (и память высвечивает выпивох за соседним столиком), в вагоне метро на перегоне от «Спортивной» к «Университету» (вижу пассажира напротив – на кого же он похож? на моего деда, которого я не знал?). Все отчетливо, как в кино. Память может истолочь в прах вчерашний день, но вдруг всплывает дальняя даль – и уже от тебя не отстает. Помнить все – звуки, запахи, цвет, общий план, топографию случая! Какое это мучительное и радостное сумасшествие!» Такие тексты можно писать погонными метрами, но на всякий текст находится свой читатель. Тем более что большинство наших соотечественников вдруг серьезно озаботилось памятью. Как утверждают издатели, новый сборник «Свои» – это проза очень личная. О родных, о любви, о памяти. О русской глубинке и далекой чужбине. Свои – образы, мысли, люди. От знаменитых предков автора до его маленького сына. От статиста из телевизионной массовки до одиночки, стерегущего в тайге взлетную полосу. И даже наглый депутат-толстяк и робкая северокорейская официантка. Все – свои. Потому что всех жалко.

Е.К.

 

 

.

Брендон САНДЕРСОН

Путь королей

Серия: «Звезды новой фэнтези»

СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2016 год. – 1152 с тр.

Тираж: 4000 экз.

 

Важна не цель, а путь к ней

Юношеская незрелость – один из величайших катализаторов перемен

Известный американский писатель-фантаст Патрик РОТФУС в своем блоге с юмором рассказывал, как САНДЕРСОН прислал рукопись и попросил его написать рекламную фразу для задней обложки предполагаемого к изданию «Пути королей»: «Я читал книгу, и она мне нравилась, что раздражало меня. Брэндон пишет быстрее, чем я, и его книги неизменно хороши. Это означает, я чувствую, что должен действительно ненавидеть его. Либо это, либо охота на него, как животное, чтобы я мог пожрать его печень и тем самым получить часть его силы».

За пару часов РОТФУС написал несколько вариантов. Сначала пафосных: что-то насчет «ярких фантастических миров», потом ироничных: «Путь королей – это tour-d-force. Блестяще-мишурная, но с округлым терпким ароматом, эта книга предлагает ноты ириски и пюре с только намеком на то, что чей-то племянник попал вам в пах теннисным мячом. Лучше всего подавать с рыбой».

Tour-d-force – французское выражение, означающее исключительную творческую деятельность, особенно ловкий маневр или трудный подвиг.

Когда книга вышла, РОТФУС пошел в магазин и посмотрел на заднюю обложку. Издатели выбрали: «Мне понравилась эта книга. Что еще здесь сказать?» И действительно, как рассказать об этом романе в столь небольшом объеме?

Сам САНДЕРСОН на собственном сайте заволновался с определением, о чем роман: «Это книга о персонажах, которых я люблю… Не о волшебстве, а о людях, на которых влияет магия… Книга начала свою жизнь много лет назад, когда речь шла о молодом человеке, который принял правильное решение… Моя цель: доказать себе и ему, что «хорошее» решение на самом деле не было лучшим».

В романе четыре главных героя. Врач, вынужденный отложить медицину, чтобы стать солдатом в самой жестокой войне. Убийца, вызвавший эту войну, который плачет, когда убивает. Молодая женщина, что носит мантию ученого над сердцем вора. И военачальник, чье зрение открылось в легендарное прошлое, так как его жажда битвы ослабевает: «Цель рассказчика не в том, чтобы­ вложить в голову слушателя определенные мысли, но в том, чтобы подсказать вопросы, над которыми следует поразмыслить».

mif1959



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/mart/11/knizhnyy-klub