В 2017 году к уполномоченному Омской области по правам человека поступило 2010 жалоб
На заседании комитета Законодательного собрания по местному самоуправлению 5 марта с ежегодным отчетом об итогах работы выступил уполномоченный по правам человека Омской области Виктор ЛОХИЧЕВ. Всего в 2017 году в аппарат уполномоченного поступило 2010 обращений, что на 98 заявлений меньше числа 2016 года.«Причины снижения мы не связываем с отсутствием проблем у наших граждан. Скорее население использует все ресурсы для подачи жалоб и в депутатский корпус, и в общественные объединения. Характер жалоб и статус заявителей говорит о том, что живут люди очень непросто», – отметил омбудсмен. Так, 34% заявителей являются пенсионерами, 16% – инвалидами и ветеранами.
В структуре обращений в отличие от прошлых лет вместе жилищных вопросов на первое место вышли вопросы реализации социальных прав (54%), куда вошли блоки соцобеспечения, трудоустройства и занятости, здравоохранения. Касаемо жилищных вопросов, заявителей больше всего беспокоили вопросы оплаты коммунальных услуг, тарифов и льгот, а также права собственности на жилище и его содержания и ремонта.
По типу органа или должностного лица, действия которого обжаловались, лидерами стали негосударственные учреждения (17% обращений), второе место заняли суды общей юрисдикции (13%), третье – органы внутренних дел (12%).«Следует отметить, что увеличилась доля жалоб, непосредственно не связанных с работой органов власти: с 27% в 2016 году до 34% в 2017 году. Это обращения о деятельности негосударственных организаций – строительных компаний, банков, различных коммерческих структур, управляющих организаций и поставщиков коммунальных ресурсов», – отметили составители отчета.
Здравоохранение
В 2017 году прокуратура в ходе проверок в медицинских организациях региона выявила более 2800 нарушений закона, внесла 541 представление. По итогу к дисциплинарной ответственности привлечено более 600 должностных лиц, возбуждено 55 дел об административных правонарушениях, в суд направлено 380 исков на общую сумму 527 тысяч рублей. В частности, нарушениями стали некачественное оказание медицинское помощи, требование от пациентов покупки бесплатных лекарств, долгое ожидание скорой помощи», факты неукомплектованности бригад персоналом и медикаментами, недоступность оказания услуг узкими специалистами и т. д.
Кроме того, за девять месяцев 2017 года более чем вдвое возросло количество жалоб в региональный минздрав, на 15% увеличилось число жалоб в связи с грубостью медперсонала. При этом не всегда эффективно работает и внутренняя система контроля министерства здравоохранения: на одно и то же обращение инвалида 2-й группы о дефектах лекарственного обеспечения Усть-Ишимской ЦРБ в минздраве сообщили, что«лечение осуществляется в соответствии с рекомендациями узких специалистов с последующим выписыванием льготных рецептов» и «необеспеченных рецептов нет», а месяц спустя в ТО Росздравнадзора выяснили, что все-таки факт необеспечения лекарствами по льготным рецептам был, а назначение препаратов не отражалось в медкарте пациента. В другом случае по обращению о ненадлежащем качестве оказанных медицинских услуг в городской клинической больнице № 1 имени Кабанова и городской клинической больнице скорой медицинской помощи № 1 нарушения не устранили ни с помощью минздрава, ни Росздравнадзора – виновные к дисциплинарной ответственности были привлечены лишь после вмешательства прокуратуры. Аналогично по иску прокурора к Нижнеомской ЦРБ суд встал на сторону несовершеннолетнего пациента, присудив тому компенсацию морального время за оказание медпомощи ненадлежащего качества.
«Десятки проверок в ходе надзорной деятельности ТО Росздравнадзора в очередной раз вскрыли факты нарушений бюджетными учреждениями здравоохранения ведомственных приказов, критериев, стандартов и лицензионных требований. Причем речь идет не только о формальных нарушениях ведения документации и информирования пациента о его правах, что тоже недопустимо, но и о более серьезных случаях», – отмечается в отчете. Примером подобного стало нарушение порядка оказания медпомощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в омской БСМП № 1, нарушение оказания помощи онкобольным в городской поликлинике № 3. В Азовской ЦРБ же при ведении беременной пациентки из-за нарушения порядка оказания помощи по профилю «неонатология» было неверно оценено состояние новорожденного, что привело к смерти младенца.
При этом на протяжении последних лет испытывала дефицит финансирования и не полностью исполнялась Территориальная программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: в 2015 году ее дефицит составил 1,9 млрд рублей, в 2016-м – 2,7 млрд. По данным Счетной палаты РФ, в 2015 году программа была исполнена на 95,5%, а из 36 показателей не было достигнуто 9, в том числе и касаемо смертности населения, а также обеспеченности средним медперсоналом. В 2015 году укомплектованность кадрами составляла 64,6%, средним медперсоналом – 81,6%. Вдобавок 13,9% зданий учреждений здравоохранения требовался капитальный ремонт.
Объем финансирования Территориальной программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной облправительством, на 2018 год составил 23,5 млрд рублей, но, по мнению руководителей медучреждений региона, недофинансирование все же остается.
МВД
За 2017 год в аппарат омбудсмена поступило 156 обращений по вопросам, связанным с деятельностью органов внутренних дел (в 2016 году – 145). Практически все они касались бездействия полиции, в частности волокиты, неправомерных отказов в возбуждении уголовных дел, необоснованного приостановления предварительного следствия.
Так, по заявлению одного из омичей о хищении мобильного телефона неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении дела и только после вмешательства омбудсмена и прокуратуры и проведения дополнительной проверки дело было возбуждено, а виновный полицейский привлечен к дисциплинарной ответственности. Другим примером стала волокита с возбуждением дела по факту причинения телесных повреждений гражданину – за нарушение сроков уголовного судопроизводства представление получил начальник УМВД по Омску, а к дисциплинарной ответственности были привлечены начальник отдела полиции и участковый. Другое представление глава полиции Омска получил за неполно проведенную доследственную проверку по заявлению о причинении телесных повреждений другому гражданину.
«Такие и подобные им жалобы, в которых развитие событий, а точнее их отсутствие, происходит по одному и тому же сценарию (заявление гражданина в полицию, бездействие правоохранительного органа, необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, отмена незаконного постановления), поступают к уполномоченному ежегодно», – отмечается по итогам работы за год.
По данным прокуратуры Омской области, в региональные органы внутренних дел в 2017 году поступило 207 727 сообщений о преступлениях, по результатам рассмотрения 137 415 сообщений вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (66%), по 20 226 сообщениям возбуждены уголовные дела.
Однако за этот же год органами прокуратуры признано незаконным и отменено 52 907 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (в 2016 году – 50 965), поставлено на учет по инициативе прокуратуры 4248 укрытых от учета УМВД России преступлений, что составляет 14,9% от общего числа зарегистрированных за год преступлений.
Нарушений законодательства, допущенных УМВД России по Омской области на досудебной стадии уголовного судопроизводства, было выявлено более 94,5 тысячи, из которых 75,8 тысячи связаны с приемом, регистрацией и рассмотрением сообщений о преступлениях.
Жилище
Проблема с обеспечением права на жилье касается в первую очередь малоимущих граждан и многодетных семей, имеющих право на выделение участка под индивидуальное жилищное строительство. На 1 января 2017 года на жилищном учете в регионе стояли 40 299 человек, из них 22 326 – в Омске, 17 973 – в районах области. При этом запланировано было предоставить жилье по соцнайму 328 семьям: 195 – в Омске и 133 – в районах. Это вдвое меньше цифр 2016 года, когда жилплощадью было обеспечено всего 626 семей в регионе.
«В ряде районов выделение жилых помещений малоимущим гражданам вообще не входило в планы администраций», – отмечают в аппарате уполномоченного. Это Азовский (1023 очередника), Горьковский (193 очередника), Марьяновский (798 очередников), Нижнеомский (250 очередников), Омский (384 очередника), Полтавский (407 очередников), Саргатский (555 очередников), Седельниковский (137 очередников), Павлоградский (49 очередников), Таврический (969 очередников) и Усть-Ишимский (336 очередников) районы.
При этом люди, страдающие от тяжелых форм хронических заболеваний, согласно Жилищному кодексу РФ, имеют право на предоставление жилья вне очереди. Однако на практике и внеочередники вынуждены годами стоять в особом, «внеочередном» жилищном списке, ожидая положенного им по закону жилья. Всего таких на 1 января 2017 года в Омской области было 874 человека, некоторые из которых стоят на учете с 1985, 1988, 1998 годов. Вне очереди квартиры ждут 263 семьи в Омске, 102 семья – в Русско-Полянском районе, 56 семей – в Шербакульском, 46 семей – в Черлакском, 43 семьи – в Марьяновском, по 38 семей – в Азовском и Любинском районах. Из них в 2017 году выделить жилплощади планировали только Черлакский район – две квартиры, Любинский район – четыре квартиры, Шербакульский район – три квартиры жильцам аварийных домов, Омск – 195 квартир.
– Полное бездействие органов местного самоуправления со ссылкой на то, что в муниципальной собственности не имеется свободного жилья и нет средств на его строительство, заводит проблему обеспечения малоимущих граждан жильем в тупик, – констатировали в аппарате омбудсмена.
Подпись к фото: Виктор ЛОХИЧЕВ дорабатывает последние дни на посту омбудсмена по правам человека – в середине февраля он подал заявление об отставке по собственному желанию. Должность уполномоченного он занимал с 9 июля 2015 года