Алексей ЛОЖКИН, депутат Омского городского Совета: «Моего деда призвали только в 1944-м, когда ему исполнилось 18»

Дата публикации: 10 мая 2018

Мамин отец Вениамин Степанович РЫЖИКОВ и два его брата – Егор и Григорий участвовали в Великой Отечественной. Егор закончил летную школу, погиб в 1941-м, не успев даже подняться в воздух. Григорий служил в Белоруссии: два раза попадал в окружение. Третье оказалось роковым – под Несвижем его пленили, он умер от ранения.

Моего деда призвали только в 1944-м, когда ему исполнилось 18. Его определили в учебный отряд подводного торпедного плавсостава войсковой части 69138 Тихоокеанского военно-морского флота. 1 января 1945 года он принял военную присягу. 24 дня войны с Японией, разгром Квантунской армии и безоговорочная капитуляция оставили много береговых территорий, водных бассейнов заминированными. Над ликвидацией этих последствий военных действий и трудился мой дед, младший минер войсковой части 87436. В 1949-м его направили архивариусом в в/ч 43000: в сопровождении охраны он доставлял документы в штаб округа, в Москву в штаб ВМФ СССР.

На Тихоокеанском флоте Вениамин РЫЖИКОВ отслужил семь лет. За это время побывал в Америке, Канаде, Японии, Стамбуле, многих городах и странах. Но об этих поездках он ничего не рассказывал в связи с принятой присягой о неразглашении.

Он награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За победу над Японией», «За отличие в охране государственной границы СССР», многими юбилейными медалями и знаками отличия.

Во время службы он познакомился с моей бабушкой Верой – у них родилось три дочери. В браке они прожили 30 лет – дедушка овдовел, но любовь к жене сохранил до своих последних дней…

Дед по отцовской линии – Иван Иванович ЛОЖКИН – ушел на войну в 1942 году. Воевал на Втором Белорусском фронте под командованием Рокоссовского, в 456-м стрелковом полку. Был командиром расчета станковых пулеметчиков. Дважды ранен, а под конец войны попал в окружение под Витебском. Из его расчета осталось только двое – он и его товарищ Николай ОВЧИННИКОВ. Моего деда сильно ранило в бедро, но сослуживец его не бросил. Их захватили в плен. Почти год Иван ЛОЖКИН провел в концлагерях: в Лихтенвальде, Ганновере, Стендале.

Когда закончилась война, пленных освободили американцы. Советских военнопленных тщательно проверяли, многие получали клеймо «изменник Родины». Мой дед прошел все проверки несмотря на то, что мой прадед бесследно канул в 1937-м в ГУЛАГе как «враг народа».

Ивана ЛОЖКИНА демобилизовали в 1946-м. Он награжден орденом Отечественной войны 2 степени, многими медалями. Перед последним боем его представили к ордену Красной Звезды, но ему не удалось его получить.

Плен не прошел бесследно: из-за того что в лагерях подолгу не давали есть, у деда развилась язва желудка. «От истощения мы не могли ходить, ползали на коленях, поднимались, опираясь на стенку», – вспоминал дед.

После войны 33 года проработал в колхозе «Труд Ленина» в Шербакульском районе, у них с женой Юлией родилось пятеро детей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/may/16/99407