Майк ТИРУМАН: «Великая идея обучения наших детей стирает границы между педагогами разных стран»

Дата публикации: 08 ноября 2018

В Омской области завершается очередной этап Международной программы профессионального развития, в рамках которой сингапурские тьюторы делятся своим опытом с педагогами региона. 

В минувший понедельник, 29 октября, в Омске стартовал новый этап Международного проекта профессионального развития педагогов. Специалисты сингапурской компании Educare International Consultancy еще в августе начали знакомить учителей Омской области с передовыми международными методиками преподавания. Но последний этап – особенный. Право участвовать в нем получили только победители конкурсного отбора. Их научат самостоятельно обучать сингапурской методике преподавания своих коллег – других педагогов.

Обмен опытом

Новый подход к образованию считается одной из основных причин «сингапурского экономического чуда». Повзрослевшие школьники и студенты, которых стали обучать по новой системе, за полвека превратили отсталую нищую страну в одно из богатейших государств мира. Разнообразные приемы сингапурской педагогической методики направлены на то, чтобы сделать занятия интересными, помочь каждому ребенку стать активным участником познавательной деятельности и с ранних лет научить детей плодотворному сотрудничеству.

Президент Союза преподавателей Сингапура Майк ТИРУМАН, который начинал карьеру с должности учителя в начальных классах, а потом специализировался на работе с одаренными детьми, признается: делиться своими знаниями с коллегами из разных стран для него, как для педагога, – зов природы. Так господин ТИРУМАН стал обучать передовым методическим приемам зарубежных учителей, в том числе россиян. Пригласили его и в Омскую область – принять участие в международном проекте по обмену профессиональным опытом.

Инициатором проекта является генеральный директор ПАО «ОНХП» (ONHP), Председатель Омского регионального отделения ООО «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ОРО ООО ВСМС) Игорь ЗУГА. Проект осуществляется при поддержке Министерства образования Омской области. Соорганизатором выступает ОРО ООО ВСМС, одной из задач которого является развитие инициатив в образовательной сфере. 

В августе тьюторы Educare ознакомили 80 учителей из школ Омской области с приемами, которые используются в сингапурской методике преподавания. В сентябре педагоги применили полученный опыт на своих уроках и отправили видеозаписи занятий организаторам проекта. Специалисты Минобразования и тьюторы выбрали 25 самых ярких и эффективных уроков и лично посетили занятия каждого из этих педагогов. В итоге в четвертом этапе программы принимает участие 21 педагог.

Омичи – соавторы передовых методик

На прошлой неделе на площадке ПАО «ОНХП» прошло открытие нового этапа программы с участием министр образования Омской области Татьяны ДЕРНОВОЙ, ректора Института развития образования Омской области Татьяны ГОРБУНОВОЙ, Генерального директора ONHP, Председателя ОРО ООО ВСМС Игоря ЗУГИ.

Специально на открытие нового этапа программы в Омск прибыл Майк ТИРУМАН. Он представил финалистам программы своих коллег – сингапурских тьюторов, которые специализируются на андрогогике – обучении взрослых. Закия бинте МОХАММЕД АЛИ и Пракашам ТАНГАВЕЛОО рассказали, что научат омских педагогов передавать свои навыки профессионалам. Но легко не будет: тьюторы посоветовали заранее приготовиться к обилию домашних заданий.

На вопрос, почему ONHP интересен этот проект, Игорь ЗУГА заметил, что он рассматривает финансирование образовательного проекта как инвестиции в будущее – своей компании, своего региона и всего мира. Ведь школьники, которые сегодня только учатся работать с информацией, через несколько лет станут специалистами, которые будут развивать экономику и новые технологии, а также определять лицо общества.

– Вы делаете нечто гораздо более важное, чем просто проходите обучение, – обратился к педагогам на церемонии открытия нового этапа программы Игорь ЗУГА. – Вы не только берете из мирового, цивилизационного опыта успешные практики. Вы обогащаете этот опыт, сами становитесь соавторами передовых методик. Вы совершенно правы: нашей советской, российской системе образования есть чем гордиться. И мы с вами убеждаемся, что наш опыт тоже востребован и жизненно необходим для воспитания новых поколений граждан в разных странах мира. Это и есть основа глобального коммуникационного, культурного обмена, принципиальное условие научно-технического прогресса.

Возможность высказаться предоставили и самим финалистам. Всех впечатлило наблюдение, которым поделилась Ольга ЛЕБЕДЕВА – учитель начальных классов школы №45:

– Я хочу поблагодарить тьюторов за те интересные знания, которые мы получили, и за возможность применить их на практике. Вы знаете, для меня самым важным было то, когда на уроке заговорил неговорящий ребенок. Он молчал два года. И самое главное – он заговорил не среди своих товарищей, а на весь класс. Ребенок озвучил свое мнение. Для меня, как для учителя, это – большая ценность.

Великая общая идея

В беседе с журналистами министр образования Татьяна ДЕРНОВА отметила, что заграничная, казалось бы, методика преподавания удачно вписывается в современные российские реалии:

– Сингапурская образовательная система абсолютно применима в России, потому что она базируется в том числе и на опыте советских педагогов-новаторов. Главный ее принцип – практикоориентированность. Каждый ребенок получает возможность выполнить все задания самостоятельно, а не наблюдать за тем, как это делает учитель или кто-то другой. Деятельностный подход – это принцип и современного Федерального государственного образовательного стандарта. В сочетании это дает очень хороший эффект: мы получаем уверенность, что каждый ребенок усвоил материал урока.

Майк ТИРУМАН полагает, что между педагогами из разных стран, несмотря на все национальные особенности, больше сходства, чем отличий:

– Мы проводили тренинги с учителями в разных российских регионах: в Тюмени, в Москве, в Московской области, в Татарстане, в Омской области. Может показаться, что различие между учителями в разных регионах есть. Но когда мы начинаем говорить о самом основном – о том, как обучать наших детей и как вести урок, мы все оказываемся похожи в одном очень большом деле. Мы все хотим, чтобы наши ученики были самыми успешными. Как только мы начинаем говорить на профессиональные темы, границы между нами стираются. Когда мы сталкиваемся с одной великой идеей обучения наших детей, мы, педагоги мира, не сильно отличаемся друг от друга.

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Татьяна ГОРБУНОВА, ректор Института развития образования Омской области:

– Дальнейшее обучение других педагогов региона новым методикам будет организовано с учетом проекта, который совместно реализуют Educare, компания «ОНХП» и министерство образования. Доля одновременно работающих на тренингах учителей будет уменьшаться: одно занятие будут вести уже не 10 человек, а четверо, потом – еще меньше. Омские педагоги будут проводить тренинги для коллег в тех школах, где сотрудники готовы к освоению новых приемов и стремятся к развитию и к новым знаниям. Программа профессионального развития будет осуществляться в течение всего года.

Хотя 80 участников проекта уже проводили в своих школах уроки по сингапурской методике, оценивать результативность пока рано. Должно пройти время. Чтобы оценить эффективность, нужна специальная работа. Одним из валидных методов является правильно организованное педагогическое наблюдение. Оно позволяет определить, как с течением времени улучшились знания детей, их навыки коммуникации и командной работы. Главный принцип сингапурской методики – это превосходство над самим собой. Мы сравниваем себя не с другими, а себя сегодняшних с собой вчерашними.

 

ОТЗЫВЫ ПЕДАГОГОВ 

Евгения ДМИТРИЕВА, учитель иностранного языка школы № 142:

– В августе мы изучили структуры сингапурской методики, а с 1 сентября начали внедрять эти структуры у себя на уроках. В этом году я преподаю детям в возрасте с 6-го по 10-й класс. Есть структуры, которые работают и на 6-х, и на 10-х классах.

Обучение по сингапурской методике – в основном групповое. Столы в классе расставлены таким образом, что вместе работают по 4–5 человек. Дети отреагировали на нововведение положительно. Они восприняли занятия как игру. Благодаря этому на уроках снимается напряжение, и дети получают гораздо больший объем знаний. При этом на занятиях нет отсиживающихся – работает каждый. Видеоурок и отчетный урок я давала в 6-м классе. Дети уже привыкли к этим структурам, поэтому занятия прошли в непринужденной, спокойной обстановке. И вот я в финале!

Анна СЕРОБАБОВА, учитель русского языка и литературы в Кейзесской школе (Седельниковский район):

– В данный момент я преподаю старшей школе и 7-му классу. Детям понравились приемы, которые используются в Сингапуре, и они с удовольствием включились в обучение. Правда, с некоторыми классами были трудности – с теми, кто постарше. У них уже закостенелый взгляд на урок. Понадобилось время для подготовки, но в итоге и они с интересом вовлеклись в занятия.

Благодаря сингапурским приемам бесконфликтно проходит деление класса на группы и на пары. Во время этого деления учитель ничего не решает, распределение оказывается делом случая, и детям некому предъявить претензии.

Сингапурская методика близка детям, что и говорить. Им нравятся движение и музыка. Самое интересное, что когда после обучения по определенной теме наступал момент контроля, у детей первое время был испуг. Они считали, что все это время развлекались и играли, а оказывается, что у них будут проверять знания. Но в итоге все оказалось замечательно: ни единой двойки не вышло. Обучение по новой методике все прошли успешно!

Светлана ТАРАСОВА, учитель биологии Большереченской средней школы:

– В августе мы с коллегой Евгенией Васильевной БУШ проходили обучение сингапурской методике, а потом проводили уроки с использованием этих технологий. Детям очень понравились занятия, потому что работать совместно детям всегда интересно. Мы называем это не групповой, а командной работой. В группе 2–3 человека работают, а остальные прячутся за спинами. В команде каждый ребенок имеет равное участие в деятельности и каждый несет ответственность.

Спустя некоторое время мы отправили видеозаписи уроков в Омск. После этого нам сообщили, что мы попали в число 25 лучших педагогов и тренеры Сингапура хотят посмотреть уроки вживую. К нам в Большеречье приехала большая делегация, и мы с Евгений Васильевной давали открытые уроки...

Евгения БУШ, учитель русского языка и литературы Большереченской средней школы:

–...В итоге из 25 участников оставили 21 финалиста, и мы со Светланой Анатольевной ТАРАСОВОЙ вдвоем вошли в это число. Наши завучи и директор были очень довольны! А наши коллеги верили в нас и очень нас поддерживали!

Хочу отметить, что, используя на уроках новые приемы, мы соблюдали федеральные образовательные стандарты – это госзаказ. Слияние наших стандартов с методикой Сингапура прошло очень гармонично.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/noyabr/42/103330